Вопрос 1172: 3 т. Поясните, пожалуйста, слова из стихотворения Есенина: «Положите меня в красной рубахе под иконами умирать». Обязательно ли ходить прощаться с покойником?
Ответ: В стихотворении очень часто слова подыскиваются под рифму, и в прозе человек бы мог его заменить другим словом. Поэтому слово «в красной» не нужно серьезно воспринимать и искать какой-то глубинный смысл. Быть может, это была его любимая рубашка. Женщины просят иногда себя обрядить в подвенечное платье, если они сохранили душевную чистоту. Я бы лично хотел быть похороненным в своих рабочих сапогах и в тюремной робе, потому что мне кажется, что я никогда более не жил с такой полной отдачей для Христа, и в этом бы хотел предстать перед Ним. Хотя понимаю, что все люди встанут голые, как мать родила, ничего на них не будет. А где умирать: под иконами, или на арене на зубах львов, или от ножа сумасшедшего кришнаита – не имеет никакого значения. Главное – быть со Христом. У русских людей слово Бог и божница (иконы) – сродственны, и умирать под иконами мыслилось: умирать смиренным перед Создателем. Это и выглядело прилично и воспринималось льготно для покойника, кто бы он ни был. Для самого Есенина получилось: жил грешно и умер смешно, с петлей самоудавленника. Есенин как-то писал о своих сестренках:
«А сестры стали комсомолки…
Такая гадость, просто удавись.
Вчера иконы выбросили с полки».
А в другом месте он прямо пишет: «Хочу бежать, задрав штаны, за комсомолом» (не от комсомола).
Ходить по покойникам совсем не обязательно, но если это был верующий, то очень желательно, как говорят все святые отцы – там мы многому научаемся, примеряя всё к себе.