Вопрос 3048:
16 Т. На обложке газеты «Алтайская миссия» – вестнике Барнаульской епархии, МП,
№11 (ноябрь) 2005г. изображён юноша (с лицом девушки и с длинными волосами, со
свечой и с кадилом) и надпись: «Ангел молитвы (Архангел Селафиил)». Кто видел
Ангелов в таком ораре с крестами, в нарукавниках, с крыльями и в стихаре?
Ответ:
Действительно, изображена не просто картина, но похоже на икону. А у икон часто
автора не обрящешь. Писал православный, и идеал его здесь изображён в том, что
описываете: вид, атрибуты в руках, одеяние, крылья. Но кто может поручиться,
что так и должно быть? Описывают род занятий Ангелов и других небесных сил на
том основании, что что-то известно или по видениям. Но если один раз видели
Михаила с мечом, то это не значит, что он ограничен только военным ведомством.
Сразу же присвоили ему должность – воевать. Если Рафаил был с Товией, то это не
значит, что именно Рафаил всегда с путешествующими. Рафаил, может быть, посылается к роженицам,
или разрешать споры богословские. Узость взгляда на истину рождает ересь. Кол.2:18
– «Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением
Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим
умом». Признавая Ангелов, того же Гавриила (Джебраила), мусульманин
представляет его иначе и, конечно, с полумесяцем. Не говорю про буддистов – там
всё сатанинское. А вот у евреев представление об Ангелах близко к нашему, ибо они имели даже повеление сделать их изображения.
2Пар.3:11 – «Крылья херувимов длиною [были] в двадцать локтей.
Одно крыло в пять локтей касалось стены дома, а другое крыло в пять же локтей
сходилось с крылом другого херувима». 3Цар.6:29 – «И на
всех стенах храма кругом сделал резные изображения херувимов и пальмовых дерев
и распускающихся цветов, внутри и вне». В
Библии упоминается Ангел Салафиил только
один раз: 3Ездр.5:15-16 – «Но пришедший ко мне Ангел
поддержал меня и укрепил меня, и поставил на ноги. И было, во
вторую ночь пришел ко мне Салафиил, вождь народа, и спросил меня: где ты был, и
отчего лицо твоё так печально?». В церкви ему присвоили титул
Архангела. И не Салафиил стал, а Селафиил, как указано в календаре, ноябрь 8
(молитва к Богу – евр.). Считаю, что не следует изображать то, что выше нас и
выше разумения нашего – это чрезвычайно опасно. Иер.23:18 – «Ибо
кто стоял в совете Господа и видел и слышал слово Его? Кто внимал слову Его и
услышал?» Откр.5:2 – «И
видел я Ангела сильного, провозглашающего громким голосом: кто достоин раскрыть сию книгу и снять печати её?» Но
как выглядит Ангел – не описано.Что касается «Небесной
иерархии» Дионисия Ареопагита, то это может быть или апокриф, или благочестивая
и бесстрашная выдумка от потери страха Божия и чрезмерного любопытства.
Всё видимое
временно, невидимое вечно,
Неоспоримо под любым
наклоном;
Рождённое умрёт, а в промежутке лечим,
Забвение наслаивая, часто
ли то помним?
А надо бы почаще раза в день
На всём, что нравится, тавро, клеймо проверить,
Всё временно – исчезнет даже тень,
И то, что вечным мнится староверам.
Вот фотография, которой
больше века,
Гравюры и рисунки дней
минувших.
Ни одного, кто жил на том
проспекте,
Тела зарыты, говорим про
души.
Цари, царицы, грозные войска
Не только в прошлом, а
намного дальше.
А тоже на священное смотрели свысока,
И этот поднятый царём красивый мальчик.
Что рассуждать… понятно и без слов.
Как
ненадёжно видимое, даже в наслажденье.
И нынешнее сгинет за тем,
что унесло,
Строенья, имена, деяния и
деньги.
Но вечное, оно внутри и вне,
Оно незримое, почти неощутимо,
В воде не тонет, не горит в огне.
Не даст сподобиться и стать тупой скотинкой.
Душа бессмертная и
ангельские сонмы,
Бог Триединый в вечном
торжестве.
И в вечности во мраке не
утонем
С благоволением, добытым в
Рождестве.
Невидимы молитвы, милостыня, пост,
Слова, дыхание и мысли о небесном;
Тому нас учит Библия, Христос…
Мечты незримы, искушенья, бесы.
Но и в невидимом
не всё проходит в вечность,
Любви бессмертной плод
неистребим,
К духовному
шагни, оно спешит навстречу.
У вечного Спаситель посреди. 22.03.06. ИгЛа