Вопрос 3418:
21 т. Мэр города прислал Вам книгу со своими представителями ко дню рождения
Вашего. Есть ли что в ней полезное?
Ответ:
Я в ответ послал главе городского самоуправления г.Барнаула Калганову В.Н.
«...открытым оком», 15 т. От него же была книга «Барнаул в воспоминаниях
старожилов. ХХ век. Барнаул, 2005. часть 1. 328 стр. Вспоминают, как худо жили
и как хорошо стало ныне. Где и что было раньше, и что ныне построено. Но иногда
в воспоминаниях есть и полезное, где как бы о Боге начинают думать, зачем всё
это было с народом. Стр.285. Герман Алексеевич Чайкин. «24 марта 1930 г. отца
вызвали в сельсовет. Не дождавшись его, мать пошла узнать, в чём дело, и видит
около сельсовета стоит толпа плачущих женщин. Оказалось, когда собралось более
400 мужчин, как из-под земли появилось несколько конных конвоиров. Они
построили мужчин в колонну и погнали в сторону Барнаула. Женщины плачут, а
мужчины из колонны их успокаивают, посмеиваются: «Не плачьте, разберутся
–вернёмся». Дня черз 2-3 житель села Шадрино, работавший в барнаульской тюрьме
(фамилию я не помню), встретил кого-то из бурановских и сказал, чтобы их не
ждали, что расстреляли всех в одну яму. Так мы остались без отца. Кроме того, у
нас конфисковали всё имущество: корову, овец, свиней, куриц и всё, что было в
доме. В то время мы жили в исключительно тяжёлых материальных условиях. Был
страшный голод. В 1932 г. умерла моя двухлетняя сестрёнка, которая родилась уже
после ареста отца. О смерти я, конечно, не имел никакого понятия и на смерть
Машеньки никак не реагировал. Мать понесла гробик в церковь отпевать, и мы со
старшей сестрёнкой тоже пошли. Все действия священника я воспринимал спокойно,
но, когда он начал забивать гвоздь в крышку, меня взорвало. Я начал истерически
топать ногами, кричать, ухватился за руку священника: «Зачем забиваешь?! Как же
она выйдет?! Долго я переживал этот шок. Говорят, что беда одна не приходит. За
четыре года мы обзавелись кое-какими домашними животными и большого голода не
ощущали. Но в конце 1934 г. в Бураново назначили нового председателя сельсовета
– Леханова. В этой связи нужно пояснить, что мать в своё время училась в
гимназии в Барнауле, жила у родственников и поэтому квартиру в Буранове
содержала по-городскому – дорожки, цветы, крашеные полы. Да и дом был большой –
комната, и, как тогда говорили, горница, и кухня. И вот приходит Леханов и
ставит задачу – комнату отдать ему, а самим перебраться в кухню. Мать, конечно,
Леханову отказала. Он тут же оформляет документы на раскулачивание, и вскоре
появляется группа бандитов под руководством Фомы Жилкина, которые никогда и
нигде не работали, а воровали и занимались раскулачиванием, и они забрали у нас
всю скотину. Матери дома не было, она поехала в Новосибирск. Пришёл Леханов с
бандой Жилкина и силой выгнали нас на улицу. А мороз был трескучий, далеко за
сорок градусов. Напротив, через дорогу, жила старушка Добрикова. У неё была
крошечная избушка. Мы пришли к ней, и она нас, конечно же, пустила. В избушке
было очень тесно, поэтому мы спали на полу, на каких-то тряпках. Что делать? Ни
продуктов, ни жилья. А о деньгах тогда понятия не имели. Вскоре мать приезжает
из Новосибирска, а в нашем доме уже живёт семья Леханова. Мать идёт в
сельсовет, а Леханов как раз там. Что в такой ситуации она могла сделать? Мать
и говорит Леханову, что пойдёт к секретарю райкома партии в Каменку. А это 17
километров. Он при ней набирает номер телефона секретаря: «Коля, к тебе сейчас
собирается идти Чайкина, так ты её прими, как положено».
Едет мать в Новосибирск к
секретарю крайкома партии Эйхе. Он её выслушал, попросил, чтобы ему принесли
документы. А когда принесли, он ознакомился и говорит: «Что ж вы, гражданка
Чайкина, хлопочете? Вас законно раскулачили. Вы же имели двухпоставную
мельницу». - «Какую мельницу? У нас в деревне вообще нет никакой мельницы».
Эйхе набирает какой-то номер телефона и задаёт вопрос. Когда он удостоверился,
что действительно никакой мельницы нет, то помог матери оформить документы в
суд на Леханова. Присудили Леханову 10 лет. Он был направлен на лесоразработки,
а там оказались заключённые, которых он в своё время раскулачил по фальшивым
документам. В тот же день его убили. Пока мать моталась по инстанциям, наш дом
разграбили – рамы повыставляли, двери поснимали. Погреб и подполье опустошили.
Очевидно, это была работа Жилкина. Что делать?.. Уехали в Барнаул к
родственникам. В течение многих веков хлеб выпекали сами его потребители, и
лишь нищие получали его как милостыню. Когда меня посылали в магазин за хлебом,
то я воспринимал получение хлеба из рук продавца как подаяние, как милостыню.
Автомобилей в то время не было. Если кто-то из мальчишек говорил, что он видел
автомашину, на него смотрели, как на героя. В городе было много голубятников и
процветал «голубиный» бизнес. Они «зарабатывали» большие деньги. Если один
голубятник поймал голубя другого голубятника, то хозяин пойманной птицы
приходил и выкупал своего голубя за 150-200 рублей. Что это была за сумма,
можно увидеть в сравнении: техничка в школе получала 90 рублей. На улице Косой
взвоз жили три голубятника, и их знал весь город… Некоторое время жили мы на
улице Мамонтова вблизи Нагорного парка. В ХIХ в.на территории этого парка было
кладбище, где хоронили только богатых. На кладбище было много гранитных,
мраморных надгробных сооружений. Летом 1935 года мы, мальчишки, да и взрослые
оказались свидетелями вскрытия склепов для извлечения драгоценностей, с
которыми когда-то хоронили умерших. Вскрытие склепов проводили специальные
комиссии в составе охраны (милиция) и гражданских людей, которые извлекали из
могил золотые предметы: перстни, кольца, зубы, коронки, браслеты и другие
драгоценности. Члены комиссии внимательно рассматривали поднятые из могилы
предметы, один из них очищал, а стоящие рядом 2-3 человека записывали что-то в
журнал и складывали в шкатулки. Могилы так и оставались незакрытыми, а после
ухода комиссий «работу» продолжала ребятня. Мальчишки вынимали из могил кости,
черепа, которые потом валялись повсюду не только на кладбище, но и на улицах.
Вскрытие нагорного кладбища провели в течение одного лета.
В начале 1930-х гг. в
Барнауле было много церквей. Впоследствии их стали разрушать. В 1937 г. я
учился в 4-м классе школы №5 в районе нынешнего речного вокзала. Однажды во
время урока слышим на улице команду: «Раз, два, взяли!» Все ученики
повскакивали со своих мест и прильнули к окнам. Около школы стояла украшающая
площадь церковь. В 1960 г. в ней был архив. А сейчас женский монастырь. Так вот
увидели мы следующее: за крест на колокольне привязаны верёвки и множество
людей по команде дёргает за них, раскачивая колокольню. Все радовались, и было
много желающих дёрнуть за верёвку. Крест дёргали много раз, пока колокольня
наконец не рухнула на землю с такой слой и грохотом, что здание школы
задрожало». Так что и революция, и 37-ой год – всё на своём месте, когда
вздёрнули многих дёргальщиков и раскулачивателей. Ос.8:7 – «Так
как они сеяли ветер, то и пожнут бурю: хлеба на корню не будет у него; зерно не
даст муки; а если и даст, то чужие проглотят её».
Мы лежим на
холодном и грязном полу,
Присуждённые к вечной
тюрьме,
И упорно, и долго глядим в
полумглу:
Ничего, ничего в этой тьме!
Только зыбкие отсветы бледных лампад
С потолка устремляются вниз.
Только длинные шаткие тени дрожат,
Протянулись - качнулись - слились.
Позабыты своими друзьями, в
стране,
Где лишь варвары, звери да
ночь,
Мы забыли о солнце,
звёздах, луне,
И никто нам не может
помочь.
Нас томительно стиснули стены тюрьмы,
Нас железное давит кольцо,
И как духи чумы, как рождения тьмы,
Мы не видим друг друга в лицо! К. Бальмонт