Вопрос 3878:
27 т. Верующий, хорошо знающий Священное Писание, во всём находит подходящие
примеры, и даже в произведениях не христианских. Он находит аналогию в истории
Библейских героев и, налагая на туманные притчи мира сего, выплавляет золото.
Как бы Вы изъяснили «Песню о Соколе» Горького?
Ответ:
Если допустить, что этот рассказ не сам Алексей Максимович придумал, а ему
старуха ли Изергиль рассказала, или как гласит начало: «А-ала-ах-а-акбар!..-
тихо вздыхает Надыр-Рагим-Оглы, старый крымский чабан; высокий, седой,
сожжённый южным солнцем, сухой и мудрый старик». Тогда вопрос вполне разрешим
со стороны Корана – там, где допускается месть и героизм. И помыслы о небе,
смерть и физическое уничтожение несогласных с их учением – вот к кому эта песня
вполне подходит. Один из их героев-шахидов так и будет выглядеть, так гордо
поведет взглядом, как ястреб с перерезанным горлом, что я наяву видел, и не
раз. Но если это написано самим автором по отношению себя и Сталина, который
загубил его жизнь, сделав Пешкова невыездным за границу, – то это попадёт
точно. Но тогда почему в воздухе борьба? Для безбожников это лишь метафора, ибо
они не верят в духовные существа. Если же предположить, что это пал
герой-христианин, то тут несколько несостыковок. Борьба в воздухе. С кем? Еф.2:2-3
– «в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по [воле] князя,
господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления, между
которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания
плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие». Иуд.1:6
– «и ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое
жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня». Если
это христианин, то ему повелевается бороться с диаволом и побеждать его. Рим.16:20
– «Бог же мира сокрушит сатану под ногами вашими вскоре. Благодать
Господа нашего Иисуса Христа с вами!» Если под ужом понимать змею, то
есть диавола, духа тьмы, то как можно слушаться его советов, заранее обрекающих
на поражение? Думаю, что и автор этой притчи не смог бы ответить на все сии
вопросы. Если просто понимать, что пал революционер, и рано или поздно они
вырвут победу и будут примером для своих последователей, то тогда много лишних
образов: камни, слизь, волны, круча, воды потока, принятие смертельного совета
ужа, полёт ужа. Из этого рассказа можно взять только одно: пал христианин и ему
хотелось бы повторить прошедшее и уже теперь он одержал бы победу, как Исаакий
Печерский. Прижать к груди и чтобы захлебнулся кровью – это вовсе не
христианские слова. Мы должны обратить и врага ко Христу. Если враг – диавол,
то кровь мученика поражает его.
«Высоко в горы вполз Уж и лёг там в сыром
ущелье, свернувшись в узел и глядя в море. Высоко в небе сияло солнце, а горы
зноем дышали в небо, и бились волны внизу о камень... А по ущелью, во тьме и
брызгах, поток стремился навстречу морю, гремя камнями... Весь в белой пене,
седой и сильный, он резал гору и падал в море, сердито воя. Вдруг в то ущелье,
где Уж свернулся, пал с неба Сокол с разбитой грудью, в крови на перьях... С
коротким криком он пал на землю и бился грудью в бессильном гневе о
твёрдый камень... Уж испугался, отполз проворно, но скоро понял, что жизни
птицы две-три минуты... Подполз он ближе к разбитой птице, и прошипел он ей
прямо в очи: «Что, умираешь?» «Да, умираю! - ответил Сокол, вздохнув глубоко. Я
славно пожил!.. Я знаю счастье!.. Я храбро бился!.. Я видел небо... Ты не
увидишь его так близко!.. Эх ты, бедняга!» «Ну что же - небо? - пустое место...
Как мне там ползать? Мне здесь прекрасно... тепло и сыро!» Так Уж ответил
свободной птице и усмехнулся в душе над нею за эти бредни. И так подумал:
«летай иль ползай, конец известен: все в землю лягут, всё прахом будет...» Но
Сокол смелый вдруг встрепенулся, привстал немного и по ущелью повёл очами...
Сквозь серый камень вода сочилась, и было душно в ущелье тёмном и пахло гнилью.
И крикнул Сокол с тоской и болью, собрав все силы: «О, если б в небо хоть раз
подняться!.. Врага прижал бы я... к ранам груди и... захлебнулся б моей он кровью!..
О, счастье битвы!..» А Уж подумал: «Должно быть, в небе и в самом деле пожить
приятно, коль он так стонет!..» И предложил он свободной птице: «А ты подвинься
на край ущелья и вниз бросайся. Быть может, крылья тебя поднимут и поживёшь ты
ещё немного в твоей стихии». И дрогнул Сокол и, гордо крикнув, пошёл к обрыву,
скользя когтями по слизи камня. И подошёл он, расправив крылья, вздохнул всей
грудью, сверкнул очами и – вниз скатился. И сам, как камень, скользя по скалам,
он быстро падал, ломая крылья, теряя перья... Волна потока его схватила и,
кровь омывши, одела в пену, умчала в море. А волны моря с печальным рёвом о
камень бились... И трупа птицы не видно было в морском пространстве... В ущелье
лёжа, Уж долго думал о смерти птицы, о страсти к небу. И вот взглянул он в ту
даль, что вечно ласкает очи мечтой о счастье. «А что он видел, умерший Сокол, в
пустыне этой без дна и края? Зачем такие, как он, умерши, смущают душу своей
любовью к полётам в небо? Что им там ясно? А я ведь мог бы узнать всё это,
взлетевши в небо хоть ненадолго.
Сказал и - сделал. В кольцо свернувшись, он прянул в воздух и узкой лентой
блеснул на солнце. Рождённый ползать - летать не может!.. Забыв об этом, он пал
на камни, но не убился, а рассмеялся... «Так вот в чём прелесть полётов в небо!
Она - в паденье!.. Смешные птицы! Земли не зная, на ней тоскуя, они стремятся
высоко в небо и ищут жизни в пустыне знойной. Там только пусто. Там много
света, но нет там пищи и нет опоры живому телу. Зачем же гордость? Зачем укоры?
Затем, чтоб ею прикрыть безумство своих желаний и скрыть за ними свою
негодность для дела жизни? Смешные птицы!.. Но не обманут теперь уж больше меня
их речи! Я сам всё знаю! Я - видел небо... Взлетел в него я, его измерил,
познал паденье, но не разбился, а только крепче в себя я верю. Пусть те, что
землю любить не могут, живут обманом. Я знаю правду. И их призывам я не поверю.
Земли творенье - землёй живу я.
И он свернулся в клубок на
камне, гордясь собою. Блестело море, всё в ярком свете, и грозно волны о берег
бились. В их львином рёве гремела песня о гордой птице, дрожали скалы от их
ударов, дрожало небо от грозной песни: «Безумству храбрых поём мы славу!»
»Безумство храбрых - вот мудрость жизни! О, смелый Сокол! В бою с врагами истёк
ты кровью... Но будет время – и капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут
во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!
»Пускай ты умер!.. Но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым
примером, призывом гордым к свободе, к свету!»Безумству храбрых поём мы
песню!..» 1895. М. Горький. Быт.3:15 – «и вражду
положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем её; оно
будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту». Ис.40:31
– «а надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы,
потекут - и не устанут, пойдут - и не утомятся». А вот на безумство
храбрых вполне есть указание: 1Кор.1:23 – «мы проповедуем Христа
распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие». Пр.28:1 –
«Нечестивый бежит, когда никто не гонится [за ним]; а праведник смел, как
лев». Иоил.3:9 – «Провозгласите об этом между народами,
приготовьтесь к войне, возбудите храбрых; пусть выступят, поднимутся
все ратоборцы». Деян.5:13 – «Из посторонних же никто не смел
пристать к ним, а народ прославлял их». Лук.1:49 - «сотворил
Мне величие Сильный, и свято имя Его». Откр.12:1 - «И
явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами её
луна, и на главе ее венец из двенадцати звёзд».
Одно, навек одно!
Пускай в уснувшем храме
Во мраке адский блеск и
гром средь тишины, —
Пусть пало всё кругом, —
одно не дрогнет знамя,
И щит не двинется с
разрушенной стены.
Мы в сонном ужасе к святыне прибежали,
И гарью душною был полон весь наш храм,
Обломки серебра разбросаны лежали,
И чёрный дым прильнул к разодранным коврам.
И только знак один
нетленного завета
Меж небом и землёй
по-прежнему стоял.
А с неба тот же свет и Деву
Назарета,
И змия тщетный яд пред нею
озарял. 1898. В.Соловьёв
Вопрос 3879:
Как относиться к людям из органов госбезопасности, которые исполняли
законодательство о религиозных культах? Выразите точку зрения истинно верующего
христианина.
Ответ:
В отношении меня они всегда вели себя не нахально, но корректно, очень
аккуратно, даже при обыске. Нигде и никак они не оскорбили мои религиозные
чувства. Когда я рассказываю об этом баптистам, у них один заезженный,
тупо-трафаретный ответ: «Вас они завербовали». На отношения просто человеческие
сектанты не могут дать и процента. А у меня этому было отдано более половины
процентов. Не специально же для меня подбирали таких культурных и вежливых.
Ведь не к маме родной они меня отправили, а лагерь смерти, откуда мне выхода не
было, согласно задумки некоторых органов. Но в то же время между нами были
такие отношения, что когда я возвратился, мы даже стали перезваниваться. Я
поздравляю их с основными религиозными праздниками. Они и некоторые книги мои
читают. Предположим, что Феликс и Фест – генералы тогдашнего КГБ. Как же с ними
обращался Апостол Павел? Вот так и мы должны нести туда благую весть. И сколько
слов добрых нашлось у Павла даже для Агриппы: Деян.26:2-3 – «царь
Агриппа! почитаю себя счастливым, что сегодня могу защищаться перед тобою во
всем, в чем обвиняют меня Иудеи, тем более, что ты знаешь все обычаи и спорные
мнения Иудеев. Посему прошу тебя выслушать меня великодушно». Моей души
эти органы урона не нанесли, а помогли
бодрствовать. В природе есть и волки, и тигры. Слабые отстают и их пожирают. В
Житиях сказано, что святые принимали своих палачей, кормили их и сами же
просили их усечь мечом. Деян.27:3 – «Юлий, поступая с Павлом
человеколюбиво, позволил ему сходить к друзьям и воспользоваться их усердием».
Рим.12:14 – «Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не
проклинайте».
Зачем понадобилось
Еве Срывать запретный этот
плод —
Она ещё не сознает. Но грех
свершён, и Бог во гневе.
Вселился в змея сатана И женщине внушал упрямо,
Что равной Богу стать должна Подруга кроткого Адама.
А дальше... Боже! Стыд и
срам... В грехе покаяться не смея,
На Еву валит грех Адам, А
та слагает грех на змея.
Я не желаю знать Добро И Зло, от коих все недуги.
Верни мне, Бог, моё ребро,— Мы обойдёмся без подруги.
Александр Межиров