Вопрос 823: « т. Есть ли в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон» реалистическое начало?
Ответ: Какой бы фильм сегодня ни показывали, даже самый
хороший, на библейский сюжет, как «Иуда бен Гур», «Камо грядеши»,
«Иосиф» и исторические, военные, даже боевики, и нигде не обходится без
какого-то сюжета отношений между мужчиной и женщиной: любовь, трагедия,
ревность, измена. Так точно и Лермонтов, вторгшийся в невидимый мир, начал
философствовать на свою погибель. Кол.2:18 – «Никто да не
обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то,
чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим
умом». Откуда бы ему знать о влечении бесплотного духа к женщине? Быт.6:2
– «Тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и
брали их себе в жены, какую кто избрал».
Не знаю, насколько это
верно, но будто бы Лермонтов переделывал эту поэму до девяти раз, и, наконец,
остановился на этом самом прескверном варианте и получил пулю в лоб. Никогда
нельзя касаться запредельного – за пределами
известного в Библии. Ничего, ни буковки нет реалистического в этой поэме. У
Лермонтова, как и у всякого недуховного поэта
наступает духовная импотенция (Есенин, Маяковский, Блок и другие). Они не знают
о чем писать, у них нет темы. Сегодня постоянно выпускаются книжечки стихов
различных авторов. О чем они? Три-четыре строчки, два-три куплета – ни о чем, и
пустая страница с финтифлюшками. И почитайте стихи С.Я. Надсона
или Григория Нарекаци; прекрасно, с глубоким смыслом,
хотя и не всегда верно писали Твардовский и Расул Гамзатов. И если, будучи маловерующими, они так многое сумели «выжать» своим
талантом из привычного и известного прочим, то что бы написали они, если бы
Библия была для них источником вдохновения и молитвы?
В этой поэме Лермонтова мне
нравится, как он выразил печаль падшего ангела, когда тот вспоминает о том, что
он потерял, откуда он низвергнут. Как он, стоя за стеной кельи Тамары, слышит пение
бывшего своего товарища Ангела, с которым они когда-то пели эту песнь в
небесах.
Из глаз его слеза тяжелая
катится,
И ныне возле кельи той,
Насквозь прожженный виден
камень,
Слезою жаркою как пламень,
Нечеловеческой слезой.