Вопрос 2001: 8 т. Кто или что гнало людей, далеко не глупых, верующих в Бога, в леса, в горы, в топь, в ущелья? Чего они хотели этим добиться?
Ответ: Они жаждали спасения и думали добиться этого не путем, указанным Христом, а самоизмышленным: через свои страдания, через аскетизм. А вера открывает небо без всего того, что люди делали во вред себе. Нужно было следовать за Христом, тем путём, каким шли Апостолы Его. Иоан.14:6 – «Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня». 1Кор.1:30 – «От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением». Гал.3:6 – «Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность». Фил.3:9 –– «и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере».
Сильвестр Обнорский
- 25 апр. «С
благословения знаменитого Радонежского подвижника, Сильвестр, жаждавший
уединения, отправился на дальний северо-восток и остановился на берегах реки
Обноры. Тогда здесь были дремучие леса, и поблизости никакого жилья не было.
Устроивши себе убогую тесную келью, преподобный Сильвестр стал подвизаться в
полнейшем уединении, перенося всякие нужды, но предавшись неустанной молитве и
бдению.
Долго никто не знал, что в
глухом лесу подвизается отшельник. Но раз один из жителей того края сбился с
дороги и в глухом лесу неожиданно наткнулся на келью пустынника. К изумленному
путнику вышел отшельник, одетый в рубище, смущённый появлением человека
в таком пустынном месте, где никого до того времени он не видал, да и не хотел
видеть. Путник сказал преподобному о себе, кто он и как попал сюда. При этом он
сообщил, что над местом, где живет отшельник, он издали нередко видал то
светлые лучи, то облачный столп. Преподобный прослезился от скорби, что место
его уединения стало известным. Путник упросил отшельника сказать, как его
зовут, и как он тут живет. Сильвестр рассказал, что он живёт тут уже не малое
время, питается древесной корой и кореньями. Сначала без хлеба он обессиливал
от голода и от изнеможения, падал на землю, но потом раз явился ему некий
чудный муж, прикоснулся к нему своею рукою и с тех пор он уже не испытывает
бедственного состояния. Случайно открывший пустынника путник вскоре вернулся к
нему нарочно, дал хлеба и муки на запас…
Так в лесной трущобе
возникла деятельная жизнь, представлявшая собою соединение труда и бдения,
поста и молитвы, телесных скорбей и духовных радостей…
Основанный преподобным
Сильвестром монастырь не прекратил своего существование со смертью создателя:
более четырех сот лет текла здесь монастырская жизнь, одни иноки сменяли
других, служа просвещению сего глухого края».
Дионисий Глушиц. – 1 июня.
«Впоследствии он оставил это место и в сопровождении инока по имени Пахомий
стал обходить многие места, расположенные в окрестностях названного озера, ища
такого, где бы в уединении он мог отдаться служению Богу… После сего
преподобный Дионисий тайно от братии ушёл из монастыря и пришёл в пустынное
место, находившееся в четырёх поприщах к югу от большой лавры на берегу той же
реки Глушицы и называвшееся Сосновцем».
Серафим
Сар. – 2 янв. «Если же,
вне своей пустынной келлии, старец неожиданно встречал кого-либо в лесу, то,
обыкновенно, не вступая в беседу, со смирением кланялся ему и уходил прочь, ибо
от молчания, как говорил он впоследствии в своих наставлениях, никто никогда не
раскаивался. Но вообще Серафим тяготился посетителями, нарушавшими его
безмолвие. Особенно было для него тяжело, когда приходили к нему женщины; но уклоняться
от наставлений им он не мог, считая это делом, неугодным Богу.
Тогда святой старец, на том
случайном основании, что женскому полу возбранён вход на св. гору Афонскую,
решился распространить это запрещение и на свой холм, названный им тем же
именем. Придя однажды в монастырь во время совершения Божественной литургии,
Серафим просил на то благословение у строителя Саровского, старца Исаии,
который, после некоторого недоумения, благословил его на то иконой Богоматери,
именуемой «Блаженное Чрево». Вместе с тем старец Серафим обратился с горячею
мольбою к Богу и Пресвятой Богородице, дабы желание его исполнилось, и женщинам
был бы возбранен вход на его пустынный холм, так чтобы это не было камнем
претыкания и соблазна, как некоторым из братий, так еще более и мирянам; в
удостоверение изволения Божия на сие прошение, он просил знамение в виде
преклонения ветвей дерева, мимо которого он проходил, возвращаясь с праздника
Рождества Христова из Сарова в свою пустынную келлию. И вот, когда он, на 26-е
декабря ночью, пошел в Саров к Божественной литургии, то, дошедши до места, где
грунт земли круто спускается вниз, увидел, что с обеих сторон тропинки огромные
сучья с вековых сосновых деревьев завалили дорожку и преградили проход к его
келлии, тогда как с вечера ничего подобного не было. Тогда святой старец, в
чувстве живейшей благодарности Богу, пал на колени, уразумев из происшедшего,
что желание его угодно Господу. И сам он поспешил завалить колодами
тропинку к себе, и не только женщинам, но и вообще посторонним лицам с этих
пор вход к нему был совершенно закрыт».
Зинон – 30 янв. «Святой
Зинон отверг богатство и почётное звание и поселился в одну гробницу,
находившуюся в горе, близ Антиохии, и здесь жил в уединении, очищая душу.
У святого отшельника не было никакого имущества, кроме ветхого рубища, в
которое он одевался; пищу получал святой Зинон от одного из знакомых, который
доставлял ему один небольшой хлебец на два дня, а воду он носил себе сам
издалека. Являясь примером глубочайшего смирения, преподобный Зинон в
исполнении иноческих подвигов достиг высокого совершенства; сорок лет провел он
в постничестве, приходя каждый воскресный день в святой храм, где слушал
Божественное Слово, преклонял слух свой к поучениям проповедников и
приобщался Святых Христовых Таин; после того преподобный возвращался в своё
убежище, не имевшее ни замка, ни сторожа, потому что оно недоступно было
для злодеев и совершенно безопасно».
Македоний – 24 янв. «Преподобный Македоний местом и поприщем
своих подвигов избрал вершины гор, не останавливаясь где либо на долгое
время, но постоянно переходя с одного
места на другое в пределах Финикии, Сирии и Киликии, чтобы избегнуть там
разговоров с посетителями. Сорок пять лет блаженный прожил таким образом, не
имея ни хижины, ни палатки, но проживая в глубокой пещере. Когда
преподобный Македоний состарился, то попросил посетивших его богомольцев
построить ему малую келлию, в которой и жил двадцать пять лет, не выходя ни к
братиям, поселившимся около него, ни к посторонним. Всего святой Македоний
подвизался семьдесят лет».
Павел Комельск. - 10
янв. «После того святой Павел
испросил у преподобного Сергия благословение удалиться в пустыню и жить
там в полном уединении, переходя с одного места на другое. Потом блаженный
подвижник отправился на Белое озеро к преподобному Кириллу в основанную им
обитель Успения Пресвятой Богородицы; у преподобного Кирилла святой Павел жил
некоторое время в уединенной келлии и затем снова удалился в пустыню, на реку
Одрол…. и поселился в отшельнической келлии, но изгнан был оттуда игуменом
пустыни, и перешел в Городец, на Волге, где и пребывал в Феодоровском
монастыре затем уединенно предавался иноческим подвигам в разных
пустынных местах, пока не пришёл в Комельский лес. Здесь на берегу речки
Грязовицы преподобный поселился
в дупле большого липового дерева; три
года прожил святой пустынник в этом дупле, день и ночь проводя в молитве и
посте, со слезами работая Богу… Благословляя св. Павла на пустынножительство,
преподобный Сёргий вручил ему животворящий крест».
Синклитикия – 5 янв. «Когда она достигла девического возраста, то
многие благородные и богатые юноши, очарованные необычайною красотою ее лица и
всеми признанным ее добронравием, искали вступить с нею в брак. Но она не
хотела выходить замуж, еще с юности пламенея любовью к Небесному Жениху Христу
Богу. Вот почему она заботилась не о внешнем украшении себя, а о внутреннем,
очищая душу свою постом, целомудрием и чистотою ума, дабы явиться угодною очам
Христовым. Устремив к Богу весь свой ум, она одержала победу над невидимым
врагом, диаволом, возбуждающим людей ко грехам. По смерти своих родителей, она
раздала всё имение свое нищим и убогим, а сама отреклась от мира, дошедши ради
Бога до крайнего обнищания, взяла с собою сестру, лишённую зрения, и поселилась в могильном памятнике своего родственника. Иноческий сан она считала столь
великим, что не знала, как возблагодарить за него Бога, ущедрившего ее».
Феодосий Ант. – 11
янв. «Родители его были люди благочестивые, и он от них
получил доброе наставление в законе Господнем. Внимая высочайшей заповеди
Спасителя нашего, блаженный Феодосий, оставил родной дом, сродников, богатство
и прочие блага житейские, удалился в лесистую местность на берегу моря и
здесь построил себе малую келлию, в которой и поселился. Здесь преподобный
проводил свое высокое иноческое житие, облекшись во власяницу и
возложив тяжелые вериги — одни на шее, другие на чреслах и третьи на
обеих руках. Всё свое время святой Феодосий употреблял на молитву и труды,
порабощая тем плотские желания, гордость и прочие человеческие страсти. Волосы
на главе его отросли до того, что покрывали ноги».
Савин – 12 мая. «В то время
вместе с этим мужем пришел к Епифанию и Савин и, отрекшись от мира, остался с
Епифанием и принял иночество. После сего он ушел с Епифанием в пустыню и
пробыл там вместе с ним пять лет… Когда святой Епифаний был епископом на
острове Кипре, то пожелал рукоположить Савина в сан пресвитера, но он не
соглашался на это. Тогда преподобной ввел его в церковь и сказал ему: «Стань
здесь и стой неподвижно». Он стал, причем ноги его были как бы пригвождёными к
земле, и святой Епифаний рукоположил его во пресвитера. После смерти Епифания
Савин стал преемником его, заняв епископскую кафедру в том же городе
Констанции, где был епископом и Епифаний».
Савватий Соловецк. –
27 сент. «Савватий был любим и почитаем всеми, являясь
образцом добродетельной и трудолюбивой жизни для прочих братий монастыря, так
что имя его постоянно прославлялось иноками… непрестанно помышлял об
удалении из Кириллова монастыря и о нахождении иного места для своих монашеских
подвигов, где можно было бы проживать в безвестности и уединении от людей….
день и ночь благоугождая Богу… тяготясь почитанием и похвалами братии, и
вновь помышлять об отыскании безмолвного и уединенного места для своих
подвигов…. преподобный радовался духом и объят был горячим желанием поселиться
на Соловецком острове для подвигов безмолвия… тайно ночью ушел из монастыря,
никем незамеченный… Соловецкий остров далеко отстоит от берега; путь к нему
затруднителен и неудобен, - плаватели же достигают до острова лишь чрез двое
суток плавания, и притом при тихой погоде. Расспросив наиболее подробно об
острове, преподобный Савватий пришел к мысли, что это — удобнейшее место для
подвигов безмолвия и иноческого уединения… Соловки, длиною от севера к югу
около 25, а шириною до 16 верст».
Иероним Стрид. – 15 июня. «Тягости дальней дороги, соединенные с
аскетическими подвигами, подорвали силы благочестивых паломников. Когда они
достигли Антиохии, где нашли радушный приют у Евагрия, то Иероним заболел, а
Иннокентий, к великой скорби блаженного отца даже умер; умер и Ила.
Печаль усилила болезнь Иеронима, продолжавшуюся довольно долгое время, по всей
вероятности до весны 374 года…. Не оставлял он и намерения удалиться в
пустыню, куда особенно влекло его по смерти близких лиц, тем более, что
Илиодор и Никей не хотели уже продолжать путешествия».
Онуфрий Вел. – 12 июня. «Когда день начал уже склоняться к вечеру, я
увидел стадо буйволов, шедших по направлению ко мне; увидал также и раба Божия,
шедшего среди животных (то был Тимофей пустынник. Когда стадо приблизилось ко
мне, то я увидел мужа без одежды, прикрывавшего наготу тела своего лишь одними
волосами. Подойдя к тому месту, на котором я стоял, и посмотрев на меня,
человек тот принял меня за духа и привидение, и стал на молитву, ибо многие
нечистые духи искушали его привидениями на месте том, как он сам рассказал мне
потом об этом. Я же сказал ему: «Чего ты устрашился, раб Иисуса Христа, Бога
нашего? посмотри на меня и на следы от ног моих, и знай, что я такой же
человек, как и ты; удостоверься осязанием, что я — плоть и кровь».
Посмотрев на меня и
убедившись, что я действительно человек, он утешился и, возблагодарив Бога,
сказал: «Аминь».
Варлаам Печер. – 19 нояб.
«Антоний Печ. поставил Варлаама игуменом вместо себя, а сам, привыкнув жить
один и, не перенося людской суеты и разговоров, переселился на другой холм, что
под новым монастырем, и там выкопал пещеру, в которой и жил».
Иоанн Рыльский – 19 окт. «Взойдя на одну высокую и пустынную гору, он стал
проводить там подвижническую жизнь, питаясь одними дикими растениями. Чрез
несколько времени, по диавольскому наущению, на Иоанна напали ночью разбойники
и, избивши, изгнали его оттуда. Тогда Иоанн ушел с той горы в Рыльскую пустыню,
где продолжал строгую подвижническую жизнь; там он поселился в большом дупле
дерева, проводя время в посте и слезах и совершая непрестанные молитвы
перед Богом. В пустыни он прожил шестьдесят лет; питался он там только
растениями, никогда не видел человеческого лица и был окружён одними дикими
зверями. За такое терпение Иоанна Бог повелел на том месте вырасти гороху и
этим горохом блаженный питался многие годы».
Иларион Вел. - 21 окт. «По Божию
повелению собрались бесноватые со всей страны, числом до 200, мужчины и женщины,
пришли к святому и по его молитвам все освободились от беснования. Пробыв здесь
два года, преподобный решил удалиться отсюда, ища пустынного места, где бы ему
можно было в безмолвии окончить свою жизнь. Отойдя верст на двенадцать от моря,
он нашел уединенное, дикое место среди высоких гор. Вокруг него росло много
плодовых деревьев (плода которых он, однако, ни разу не вкусил), годная для
питья вода стекала с горы; тут же был цветущий сад и заброшенный идольский
храм, в котором жило множество бесов. Это место понравилось святому по своей
чрезвычайной пустынности, и он прожил там пять лет».
Иулиан – 18 окт. «В юности своей он
не получил внешнего образования,
но приобрёл истинное познание Христовой веры не на словах только, но на деле.
Достигнув совершеннолетнего возраста, Иулиан удалился из мира и поселился в
одной пещере, находившейся в Парфянской пустыне».
Марон – 14 февр. «Преподобный Марон избрал себе
подвиги беспокровного жития. С этою целью он взошёл на вершину одной горы,
которая чтилась когда-то некоторыми из язычников, нашел там оставленный уже языческий храм и,
посвятив его Богу, стал жить в нём. Впоследствии он соорудил для себя небольшой
шалаш, но мало пользовался им… В
течение своей жизни он основал множество обителей и подвигами поста многих
иноков сделал угодными Богу… Перенесши множество различных недугов, преподобный после кратковременной болезни
оставил эту жизнь и с миром отошёл ко Господу».
Давид...
Пророк и дивный псалмопевец.
О чём стихи-псалмы у этого
царя?
Кто цензор музыкальных этих
песен?
О чём они и ныне говорят?
О том, как недруги его подстерегали,
Кругом предательство, измена и убийство,
А он один с воздетыми руками,
В Псалтирь вплетает новые страницы.
Не знаем мы, что пели там,
тогда,
О чём писали в прессе журналисты…
Прошли тысячелетия, ни
звука, ни следа
От тех времен, ни буковки –
всё чисто.
И лишь Давид, гроза непокоривым, 2Цар.19:16
Перебирает струны и псалмы. 1Цар.16:23
Нередко путь его вёл влево, криво - 2Цар.11:2
Путь уголовника из тамошней тюрьмы. 2Цар.11:14
Казнил врагов садистски беспощадно, 2Цар.12:31
В дому его бедлам и ералаш.
2Цар.13:16
Примером от обратного: смотри, как жить не надо! 2Цар.13:39
Над домом он не воин и не страж. 3Цар.1:5
Но не смотря на все его паденья, 2Цар.12:13
Бог Иегова всё простил ему. 1Цар.22:14
За верность Господу - пророчества, виденья, Пс.109:4
До смерти собирал псалом к псалму. 1Пар.16:7
Бог мой - Скала; мне,
пастуху, Он –– Пастырь. Пс.22:1
Как воину – Он Вождь и
Предводитель; Матф.2:6
Зажатому в ущелье - Избавитель, Пасха; 1Кор.5:7
Страх дарует: к Нему, к
Нему придите! Пс.33:12
Изнемогающему – Сила и Оплот, Пс.3:4
Утешитель скорбящему в печали. Ис.66:13
Содом сгорит; но ускользает Лот… Быт.19:30
Смиренным знание небесное ночами. Пс.18:3
Иных богов не знать и не
просить, Втор.13:6
Начальников безбожных презирая. Пс.17:45
И не напрасно меч
правителям носить, Рим.13:4
С утра всех беззаконных истребляя. ИгЛа 30.7.03 Пс.100:8