Вопрос 2024: 8 т. Для чего был установлен срок испытания
для приема в монастырь? И почему потом не стали придерживаться этих сроков, а
стали принимать сразу?
Ответ: Монашество в самом сильном виде показало, что оно не Евангельское
учреждение. Оно часто попирало Евангельские заповеди и установления.
Придуманы массовые обеты безбрачия на всю жизнь, абсолютное, невиданное
послушание воле одного человека, без
сравнения с Библией, - так ли Слово Божие учит? Сроки были разные придуманы
после, чтобы хотя как-то
оградить себя от искателей счастья и чинов в монашестве. Установленные
три года уже не помогали, потому что
вымирали скорее, чем приток
был. Фил.1:27 – «Только
живите достойно благовествования
Христова, чтобы мне, приду ли я и увижу вас, или не приду, слышать о
вас, что вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно за веру Евангельскую».
Двукратн. 5 «Обретаем, что отречения от мира, без рассуждения и
испытания, много вредят монашескому благочинию. Ибо некоторые опрометчиво
повергают себя в монашеское житие, и пренебрегши строгость и труды
подвижничества, снова бедственно обращаются к плотоугодной и сластолюбивой
жизни. Того ради святый собор определил: никого не сподоблять монашеского
образа, прежде нежели трехлетнее время, предоставленное им для
испытания, явит их способными и достойными такового жития, и сие повелел собор
всемерно хранить, разве когда приключившаяся некая тяжкая болезнь понудит
сократить время испытания, или разве кто будет муж багоговейный, и в мирском
одеянии провождающий жизнь монашескую. Ибо для такового мужа к совершенному
испытанию довлеет и шестимесячный срок. Если же кто поступит вопреки
сему: то игумену, по лишении игуменства, состояние подчиненности да послужит
наказанием за отступление от порядка; поступивший же в монашество да предастся
в другой монастырь, в котором строго соблюдается устав монашеский».
Сегодня и курящие и пьющие, и наркоманы
сдаются родителями, так как это для них последняя надежда, что дитя их всё же
сохранится. Но он тут догорает от тех же грехов.
Вопрос 2025: При сотворении человека Бог дал ему великий
дар - свободу воли. Могут ил монахи, пользуясь этим даром, покинуть монастырь,
если житие там не соответствует его представлениям?
Ответ: Вы совершенно невменяемые
слова говорите, за которые вас казнить мало по меркам монастырским. Уйти? Куда
уйти и зачем? При вступлении в монастырь человек обязан отдать всё до последней
копейки, чтобы его не посчитали лжецом,
подобным Анании с Сапфирой, и чтобы не умереть, если он что-то на воле утаит из
своего имения. Деян.5:8-11 – «Петр же спросил ее: скажи мне, за
столько ли продали вы землю? Она сказала: да, за столько. Но Петр сказал ей: что это согласились вы
искусить Духа Господня? вот, входят в двери погребавшие мужа твоего; и тебя
вынесут. Вдруг она упала у ног его и
испустила дух. И юноши, войдя, нашли её мертвою и, вынеся, похоронили подле
мужа её. И великий страх объял всю
церковь и всех слышавших это».
Но при изгнании из монастыря, если такого всё же живым и выпускали по недосмотру, то ему полагалось дать
только проклятие и анафему на закуску и рванье на плечи. Вы по недомыслию говорите, не зная ни одного
правила монастырского тех времён. Это сегодня они так помягчали, живя среди
людей.
Выхода нет из этого рва, как видел св. Пахомий -
видение про монахов. Даже намёк о том, чтобы выйти из монастыря, карался жесточайшими мерами, чтобы другим было
неповадно. И по-другому не могло и быть.
Это дало возможность хотя кому-то жить, пусть и не шикарно, но не умереть с
голоду. Может, так и нужно было в этом волчьем мире? Но какова бы мудрость ни
была у прославителей самых прославленных
монастырей, какое это отношение имеет к
любви Христа, к Евангелию? Зачем прикрывать свои человеческие вымыслы в этой тьме светом Евангелия, говоря, что
монастырь и Царство небесное - это одно
и тоже? Что авва монастыря и Бог Отец
Иегова – это одно и то же; ибо послушание было человеку, как Богу.
Приведу некоторые выдержки из редких книг, и для информации попутно выпишу и
то, что конкретно не относится к вопросу - просто для знания.
«Древние иноческие уставы»
«Когда начали собираться в большом количестве
желавшие жить под его руководством, то он не мог по доброте своей отказать приходившим. И
вместе не имея возможности подвергнуть их строгому предварительному испытанию,
он по необходимости набрал вместе с хорошими немало и таких, с которыми трудно
было управляться. Ни замечания, ни увещания не оказывали на них никакого
действия… Худое настроение из ненаказанных сердец было, конечно, причиною того,
что молитва сия осталась без доброго на них действия. Пахомий часто вразумлял
их отеческим словом, но не имел успеха… были так ропотливы, что впадали в этот
грех при всяком малом поводе». Стр. 25.
«Иноки провожали с обычными песнопениями
умершего брата. Пахомий, встретив эту процессию, помолился и велел прекратить
пение, сжечь пред всеми одежды умершего и снести его без всякой церемонии на
гору и там зарыть в землю; сверх того и жертвы не велел о нем приносить.
Усопший брат был из числа нерадивых, которого часто убеждал пр. Пахомий
исправиться, но без успеха. Строгость такая для умершего уже была бесполезна,
но она не могла не быть сильно вразумительной для оставшихся живыми».
Стр.31. «Другой способ вязания воли всех был –
всестороннее подначальство. Никто ни одной минуты не оставался без подначальства. Постоянно всякий был у
смотрителя на глазах: и никто ничего не мог делать без его позволения и ведома
(п.157). Не только отлучаться за
монастырь, или походить по монастырю, или пойти в келию другого, но и обычные
дела всегда начинать и оканчивать должно было не иначе, как с его разрешения». (п.127.183,
184) стр. 135
«Телу не
давалось никакого послабления, и только крайняя слабость заставляли
оказывать ему какое-либо снисхождение;
не только елеем намащать его, но и водою обмывать запрещалось, разве только в
крайнем изнеможении. (п.72) Нельзя было также разводить огня особо от общего,
какая бы потребность погреться ни чувствовалась». (п.120) стр. 138.
«Закрыв очи кукуллием и преклонив главу, брат всякий, шёл ли куда, стоял ли в Церкви,
или сидел в трапезе и за работою, себе одному и делу своему внимал, не дерзая
подсматривать, как молятся, едят, или работают другие (п.7,30) стр.138.
«Чтобы не вкралось в
братское дружелюбие чего-либо плотского, не позволялось никому говорить с
другим в потёмках, ни держать кого за руку; но предписывалось, стоять ли будет
кто с другим, или ходить, или сидеть -
держать себя от него на один локоть расстоянием» (п.94) стр.140.
«Если будет замечено, что кто-либо из братии
смеётся, или играет с детьми и заводит дружбы с этим нежным возрастом, того до 3-х раз увещевать, чтобы отстал от
этой привычки, помня честность своего звания и страх Божий; если не перестает,
то подвергнуть его исправительным мерам строжайшим, как и достойно. (п.166)
«Злого… если не послушает и упорно с ожесточением сердца останется таким
же, вывести его за монастырь, и пред вратами подвергнуть телесному наказанию.
Есть ему давать только хлеб и воду, вне общей трапезы, пока исправится от
худого нрава своего». (п.163). «Если кто
замечен будет в воровстве, дать ему 39 ударов; есть ему только хлеб и воду вне
общей трапезы, и покрытого вретищем и пеплом заставлять нести покаяние во все
времена молитв. Тот же закон наблюдать
и относительно беглецов». (п.149) стр.152. «Кто потакает согрешившим и неправо защищает
впадших в проступки, проклят да будет пред Богом и человеками, и да
подвергнется жесточайшему наказанию». (п.176) и стр.171. «Следует помнить
звание наше, и то, как, вступая в него, обещались мы служить Богу: в день суда
это самое и потребуется от нас». п.18
стр. 155. «Если он при вступлении
в монастырь желает внести что-либо в обитель, пусть положено будет то на стол
при всех братиях. Принятый не властен уже после сего не только над тем, что
внес, но и над самим собою» стр.203.
«Если кто под предлогом какого-либо соблазна захочет выйти из обители,
ничего ему не давать, кроме самой плохой одежды – и в таком виде пусть удалится
неверный из братского общества». Стр. 204 п.10.
«Если он упорствовать будет в своем
непотребстве и в гордости скажет: не хочу более здесь оставаться, но возьму свое
и пойду, куда Богу угодно; кто из братьев первый услышит такие речи, пусть
скажет препозиту (второму по Авве или наместнику его), а препозит Авве. Авва
сядет пред всеми братьями, сотворит над ним суд и велит наказать розгами. Затем
помолятся и примут его в общение.
Кто не исправляется словом увещания,
того наказывать розгами». Стр.208 п.27 (Устав Макария Ал.)
Василий Великий: «Здесь (в
пустыне и в монастырях) учители и пророки, здесь Апостолы и Евангелисты и житие
монахов, не имеющее для себя града». Стр.243.
«Чтобы всё это шло у тебя
успешно, и ты навсегда мог пребыть под этим
законом духовным, необходимо тебе соблюдать среди братства следующие три вещи: будь глухой, немой и слепой, кроме того сделайся безумным» стр. 583 гл. 41
(Венедикта устав).
«Кто
возглашал псалом или антифон, или чтение и ошибется, - и там же смирившись пред
всеми, не удовлетворит за вину свою, - тот должен подлежать большему взысканию
за то, что не поспешил смирением загладить допущенную по нерадению неисправность. Детей же за такую вину
наказывать телесно». стр.632- 45.
«Никак не следует монаху ни от родителей
своих, ни от кого другого, ни взаимно друг от друга получать письма,
благословения, или другие какие мелочи. И самому отвечать тем же без разрешения
аввы, если что прислано будет кому родителями, не смеет он то получать, не
показавши наперёд авве. Если можно то
принять, в воле аввы состоит приказать, кому то отдать; и
брат, кому то прислано, не должен тем огорчаться, чтобы не дать места диаволу.
Кто иначе поступит, подлежит обычным
епитимиям». Стр.637 гл. 54.
«Всячески надобно остерегаться, чтобы
ни в каком случае один другого монах не
защищал в монастыре. Хотя бы они
связаны были узами родства. Ни под каким видом не должно дерзать на это
монахам; потому что от этого могут происходить большие соблазны. Если кто преступит это правило, то
его надо очень строго вразумить». стр.651 гл. 69.
Распятый на кресте
нечистыми руками,
Меж двух разбойников Сын
Божий умирал.
Кругом мучители нестройными
толпами,
У ног рыдала Мать; девятый
час настал:
Он предал дух Отцу. И тьма объяла землю.
И гром гремел, и, гласу гнева
внемля,
Евреи в страхе пали ниц…
И дрогнула земля, разверзлась тьма гробниц,
И мёртвые, восстав, явилися живыми…
…А между тем в далёком Риме
Надменный временщик безумно
пировал,
Стяжанием неправедным богатый,
И у ворот его палаты
голодный нищий умирал.
А между тем софист, на догматы ученья
Все доводы ума напрасно
истощив,
Под бременем неправд, под
игом заблужденья,
Являлся в сонмищах уныл и
молчалив.
Народ блуждал во тьме порока.
Неслись стенания с земли.
Всё ждало истины… И скоро от Востока
Пришельцы новое ученье принесли,
И, старцы разумом и юные
душою,
С молитвой пламенной, с
крестом на раменах,
Они пришли – и пали в прах.
Слепые мудрецы пред речью
той святою,
И
нищий жизнь благословил,
И в
запустении богатого обитель,
И в прахе идолы, а в храмах Бога сил
Сияет на кресте
голгофский Искупитель! 1855.
Апухтин А.