Вопрос 2078:
8 т. Существуют ли препятствия и ограничения для принятия иночества?
Ответ: Это возрастной ценз, согласие хозяев, жены, детей. Но на практике
эти все правила вообще не соблюдались нигде; главное постричься, увеличить
число монашествующих, этот неумирающий
и неистребимый во всех религиях род. Кто соглашался постричься, ему всё
списывали, называя постриг вторым крещением и причислением к Ангельскому чину и
прочие красивые, ничем не подтвержденные
громкие обещания, противные Писанию Божию. Ис.8:20 – «Обращайтесь
к закону и откровению. Если они не
говорят, как это слово, то нет в них света». С изобретением
монашества у постригшихся осталось
только вверх идти – лезть на столп, или
вниз свалиться – в подземелье. А быть с народом? Только не с народом. Путь
современного и бывшего монашества - это
путь Ионы, бегущего от Бога в другую сторону. И когда вокруг буря, все ищут выхода
и осознают погибель, один пророк Божий, чтущий Его, как ему казалось, спокойно
один почивает и бежит совсем в другую сторону, только бы не идти в указанную
Ниневию и не благовестить. Тогда он был вестник грозный. Но и сегодня могли бы
монахи возвестить миру о грядущих казнях, если не покаются люди? Ион.1:9 – «И он сказал им: я
Еврей, чту Господа Бога небес, сотворившего море и сушу». Иона – это
прообраз монашествующих. Он согласен быть выброшен даже на смерть в море,
только бы не идти с проповедью в мир. Может быть, монахи и есть подлинные последователи
того Ионы и их ещё ждет китовая пасть и погружение в глубины?
Савва Освященный – 5 дек. «По
Божию провидению, Савва был оставлен вместе с родительским имением у брата его
матери Ермия. Но так как жена у Ермия была злая и сварливая, то отрок много
терпел и, наконец, ушёл к брату своего отца Григорию, жившему в другом селе,
называвшемся Сканда. Вследствие сего возникла вражда между дядями Саввы.
Родители его долго оставались в Александрии, а Ермий с Григорием ссорились
между собою, и каждый из них хотел не столько иметь у себя отрока, сколько
попользоваться имуществом его отца. Блаженный отрок. еще с юного возраста
отличавшийся зрелым разумом, видя раздоры и свары своих дядей, отказался от
всего имущества и, удалившись в монастырь Флавианов, отстоявший от Муталаски на
три с половиной версты, принял на себя Ангельский образ восьми лет от роду;
живя там, он вскоре изучил псалтирь и прочие книги Священного Писания,
преуспевал в добрых делах и во всем следовал иноческому уставу. Немного времени
спустя дяди блаженного Саввы помирились между собой, пришли к нему в монастырь
и начали соблазнять его, советуя уйти из-за стен святой обители и, взяв себе
жену, жить в отцовском имении. Но он, желая оставаться в доме Божием, а не жить
в селениях грешников, и любя монастырскую жизнь более мирской, не послушался
своих дядей и отверг их соблазнительное предложение.
«Как от змей, — говорил он,
— убегаю я от тех, которые советуют мне сойти с пути Божия, ибо худые
сообщества развращают добрые нравы, и боюсь навлечь на себя проклятие,
которым пророк проклинает уклоняющихся в разврат: Псалом 118:21 – «Ты
укротил гордых, проклятых, уклоняющихся от заповедей Твоих».
Евфимий Нов. – 15 окт.
«Наконец, через сорок два года после оставления отеческого дома, Евфимию
привелось, к своему утешению, постричь в иночество и своих
родственников, к чему он звал их, ещё будучи в Никомидии, когда впервые шёл на
Афон с Олимпа. Он был как бы второй Иосиф, – столь же чистый в своем житии,
столь же прославленный после перенесенных им трудов и бедствий, и лишь чрез
сорок два года узнанный своими присными, сознавшими наконец суету мира сего и
решившимися принять иноческий образ. Родственников своих он взял в свою
обитель, а для родственниц построил новый женский монастырь на купленном им для
того месте. Начальницею над сим монастырем была поставлена сестра преподобного,
названная во святой схиме Евфимиею».
Александр Невс. - 30 авг. «Между тем благоверный великий князь
Александр благополучно доехал до Орды, и Господь помог ему умилостивить
раздражённого хана. Последний не только простил русских за избиение татарских
сборщиков, но, по ходатайству святого князя Александра, дал им и новую милость
- освободил от тяжелой обязанности нести военную службу в татарских полках.
Благоверный князь спешил возвратиться на родину с радостною вестью. Но этой радостной вести не удалось услышать русским людям из уст самого князя. Это был уже последний подвиг благоверного князя. Утомленный трудностью пути и тревогами, какие пришлось ему испытать, благоверный князь Александр Ярославич на обратном пути из Орды в Городце опасно занемог. Предчувствуя блаженную свою кончину, он созвал своих спутников и обратился к ним с последнею прощальною беседою, которая у всех вызвала горькие слёзы при мысли о предстоящей утрате. Затем благоверный князь призвал к себе игумена и принял иноческое пострижение, заменив своё княжеское имя иноческим - Алексий. Приняв Св. Тайны и простившись с окружавшими его иноками, благоверный князь-инок тихо отошёл в вечные обители, предал свою чистую душу Господу, Которому так пламенно послужил в земной своей жизни. Это было 14 ноября 1263 г. Он скончался во цвете лет, не имея еще 45 лет от роду. Неодолимый в битвах, изнемог он под бременем великокняжеского венца, который в то тяжелое для Руси время был поистине венцом терновым, требовал постоянного напряжения сил и взамен этого доставлял великому князю лишь огорчения и тревоги».