Вопрос 2108: 8 т. Из чего Вы могли узнать, что Игнатий
Брянчанинов не имел Евангельской веры?
Ответ: Из его жития. Евангельская вера основана на Евангелии. А у него
всё на монашестве, на их вождях.
Том 1. Стр.9. «Завеса, изредка проницаемая, лежала для меня на
Евангелии, но Пимены Твои, Твои Сисои и Макарии производили на
меня чудное впечатление.
Стр.12. Тогда я не смел – не умел желать ничего, потому
что не нашёл ещё Истины, ещё не увидел Её ясно, чтобы пожелать Её!.. Понятия
мои были уже зрелее, я искал в религии определительности. Безотчетные
чувствования религиозные меня не удовлетворяли, я хотел видеть верное, ясное,
Истину. Горел желанием узнать, где
кроется истинная вера, где кроется истинное учение о ней, чуждое заблуждений и
догматических, и нравственных.
Стр. 16. Димитрий сделался
совершенным аскетом по душе, обложил
себя творениями св. отцов, преимущественно подвижнического содержания, которые перечитывая с жадностью, еще более углублялся в
самосозерцание и, видимо, охладел к светскому обществу. В «Плаче инока» своем
так говорит он о себе: «за удовлетворительным ответом, за ответом существенно нужным, жизненным, обращаюсь к вере. Но где ты, скрываешься, вера истинная и
святая? Ах! В каком тягостном недоумении плавала душа моя!.. Эта мысль внушала изучить веру в источниках –
в писаниях святых отцов. Прочитав одних, берусь за
других, читаю, перечитываю, изучаю».
Стр. 20. Самое тело
вопияло мне: «Куда ведешь меня? Я так слабо и болезненно. Ты видел
монастыри, ты коротко познакомился с ними; жизнь в них для тебя невыносима и по
самой немощи, и по воспитанию твоему, и по всем прочим причинам.
Разум подтверждал доводы плоти. Но был голос, голос в сердце, думаю,
голос совести или, может быть, Ангела Хранителя, сказывавшего мне волю Божию,
потому что голос был решительный и повелительный. Он говорил мне: это сделать
твой долг, долг непременный. Так силен был голос, что представления разума,
жалостные, основательные, по-видимому, убеждения плоти казались пред ним ничтожными.
Стр. 22. «Сердце вырвал у меня о. Леонид – теперь решено:
прошусь в отставку от службы и последую старцу: ему предамся
всею душою и буду искать единственно спасения души в уединении».
Стр. 36. Вступая в
монастырь, как кидается изумлённый, закрыв глаза и отложив размышление, в огонь
или пучину, - как кидается воин,
увлекаемый сердцем, в сечу кровавую, на
явную смерть. Звезда-руководительница моя, мысль благая, пришла светить мне в
уединении, в тишине, или правильнее, во мраке, в бурях монастырских». Иоан.7:37 – «В последний же
великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне
и пей». Иер.2:13 – «Ибо два зла сделал народ Мой: Меня,
источник воды живой, оставили, и высекли себе водоемы разбитые, которые
не могут держать воды». Иер.14:14
– «И сказал мне Господь: пророки пророчествуют ложное
именем Моим; Я не посылал их и не давал им повеления, и не говорил им; они
возвещают вам видения ложные и гадания, и пустое и мечты сердца своего». Иер.23:21 – «Я не посылал пророков сих, а они сами побежали; Я не
говорил им, а они пророчествовали».