Вопрос 2160:
8 т. На что ссылаются иноки, защищая
институт монашества; какие из этих доказательств действительны сегодня?
Ответ: У Ветхозаветных мужей было
уважение к потомкам. Они оставляли на память камни со дна Иордана, манну в сосуде, чтобы
показать внукам и верующим. Иис.Нав.4:3,6-7 – «И дайте им
повеление и скажите: возьмите себе отсюда, из средины Иордана,
где стояли ноги священников неподвижно, двенадцать камней, и перенесите их с
собою. чтобы они были у вас [лежащим всегда] знамением; когда спросят вас в
последующее время сыны ваши и скажут: «к чему у вас эти камни?», вы скажете им: «в память того, что вода
Иордана разделилась пред ковчегом завета Господа [всей земли]; когда он
переходил чрез Иордан, тогда вода Иордана разделилась»; таким образом камни сии
будут [у вас] для сынов Израилевых памятником на век». Исх.16:33
– «И сказал Моисей Аарону: возьми один сосуд [золотой], и положи в него
полный гомор манны, и поставь его пред Господом, для хранения в роды ваши».
Но монахи пошли иным путем. Они
всюду доказывали, что они близки Богу.
Если они написали сами о своих товарищах, что тем было явление Ангела,
слышалось благоухание, или нашёл кто-то из них подвижника в пустыне, то
заканчивается всегда исчезновением этого чуда. Умерший завален ими камнями в
пещере; если у Онуфрия были пальмы, то по смерти его мгновенно ручей пересох, пальмы исторглись и следа нет. Даже дощечек Пахомия, на которых якобы ему Ангел дал устав его
монастыря, их тоже нет, как у Джозефа
Смита, основателя мормонской веры. Если
это человек, который мог бы подтвердить истинность своего пребывания в раю,
то про него только пишут иные. И кто
пишет, тоже сокрыто. А где же этот свидетель? Его нет. Крайнее неуважение к
читателям.
Сегодня ни в
одной газете такой материал не прошёл бы, кроме как в епархиальных
«мурзилках» нигде не пропечатали бы столь недоказуемый и недостоверный
материал. Писание нас предупрежадет, чтобы мы не доверялись людям, если их слова не
подтверждаются Писанием. Потому
Писание и скрывалось, чтобы не с чем было сравнивать, но чтобы брали всё на
веру.
Евфросин – 11 сент. «Многие при
знатности своего рода не имеют никаких добродетелей, и посему впадают в глубину
ада. Напротив, нередко люди простого происхождения, при своем благодетельном
смирении, возносятся в рай Божий.
…По окончании утрени, иерей
собрал братию и, показав ей три райских яблока, подробно рассказал то, что видел.
Тогда все ощутили от тех яблок неизреченное благоухание и радость духовную и в
умилении дивились тому, о чём поведал иерей. Они пошли в поварню к Евфросину,
дабы поклониться рабу Божию, но уже не нашли его, ибо он вышел из церкви и
скрылся, избегая славы человеческой, и никак не могли его найти. А куда именно
он скрылся, – об этом нет нужды много допытываться: ибо если для него был
открыт рай, то куда же он мог скрыться? Яблоки те братия разделили между
собою и раздавали многим на благословение, в особенности же – для исцеления:
ибо больные, вкушавшие от них, исцелялись от своих болезней».
Паисий Вел. –19 июня. «Невидимый же
враг, завидуя всегда всем добрым людям и умея изобретать для рабов Христовых
различные и многообразные ухищрения, простёр свое коварство и на сих двух
иноков и задумал так их обольстить: у одного из пустынных отшельников, который
еще не был совершен в иноческом нестяжании, украдено было его убогое келейное
имение. Отшельник этот, ещё будучи малодушным, и потому жалея украденные вещи,
стал искать укравшего, но не нашёл его; услышав же об одном прозорливом старце,
и надеясь, что тот поможет открыть ему и украденное, и укравшего, он отправился
к нему: к преподобному Паисию он не посмел идти, боясь, как бы тот не стал
укорять его в любостяжании.
Придя к тому прозорливцу,
инок стал просить его, что бы он сказал ему, где находится украденное и кто
именно украл. Но старец, не будучи на самом деле просвещен благодатью Божиею в
прозорливстве, но провидя
всё силою бесовскою, по научению
злого беса, — оговорил тех двух иноков, которые недавно поселились в пустыне:
«Вот эти иноки, — сказал прозорливец, — совершили покражу; взяв этих
безмолвников, не отпускай их, пока они не отдадут тебе всего».
Услышав это, отшельник
тотчас же с поспешностью отправился в лавру той пустыни;ёел далее и как бы
нечаянно напал на тех безмолвствующих двух иноков; он схватил их как злодеев и,
с побоями влача их, привёл в лавру; здесь они с бесчестием заключены были в
темницу. Игумен же вместе со старцами, поверив тому прозорливцу, осудил тех
иноков, как воров, к лишению иноческого чина и стал пытать их побоями об
украденных вещах. Преподобный же Паисий, прозорливо узнав, по благодати Божией
обо всем совершившемся и жалея тех двух братий, которые в это время неповинно
так страдали, восстав, отправился из келлии своей в ту лавру. Об его приходе
повсюду тотчас же было известно, так как среди пустынножителей не было имени
более славного, как имя Паисия, который везде прославлялся за свою богоугодную
жизнь. Для приветствия его собрались и братия из окрестных монастырей и
отшельнических келлий, сошлись к нему даже
и старцы. Пришёл между прочим и тот старец, который, по бесовскому обольщению,
выдавал себя за прозорливца. И когда все отцы и братия воздавали святому
любезное о Христе целование, великий отец наш Паисий спросил их: «Куда вы удалили двух юных иноков —
пустынножителей?»
Братия
молчали. Потом некоторые из них, отвечая, сказали: «Отче, они воры, и за дурные
дела свои теперь затворены в темнице».
Святой на это сказал
им: «Кто сказал про них, что они воры?»
Тогда братия, указывая на
прозорливого старца, отвечали: «Вот
этот прозорливый отец указал на них, как на воров».
Тогда великий Паисий
вопросил того старца: «Правда ли то, что ты сказал про них?» Он же
ответил: «Сказанное мною — истина: это
открыто мне было от Бога». После этого святой Паисий сказал: «Если бы это твое прозорливство было от Бога,
а не от бесовского прельщения, то на твоих устах не было бы видно диавола».
Слушая это, все были объяты
страхом: ибо всем ясно было, что слова, исходящие из уст Паисия, истинны; и все стали укорять обольщённого того прозорливца, и понуждали его просить прощения у
преподобного; и он, объятый стыдом, припал к честным ногам святого, произнося:
«Отец, прости меня и помолись обо мне, прельщенном». И лишь только святой
сотворил молитву за него, как на глазах у всех из уст прельщенного вышел
тщеславный и лживый бес и, превратившись в большего дикого вепря, с великою
яростью устремился на преподобного, желая как бы растерзать его зубами своими.
Но блаженный отец, закляв нечистого духа, послал его в пропасть. А старец тот,
который прежде был обольщен диаволом, ощутил и даже глазами увидел исходящую из
него бесовскую силу прельщения; исполнившись великого ужаса и трепета, он пал
на землю, валяясь у ног Паисия, и со слезами молил получить от него
совершенное прощение. Также и прочие братия, которые, предавшись обольщению, оскорбили
неповинных, — все они, припавши к
святому, просили у него прощение. И вывели из затвора тех двух юных иноков, и
все, смотря на них, с умилением плакали, а обидевшие их просили у них молитв.
Преподобный же Паисий поучал всех — с осторожностью избегать подобных вражеских
прельщений и не верить лжепророчеству тех, которые стараются казаться святыми и
прозорливыми. А лаврскому игумену наедине он указал, где положены украденные
вещи, об украдших же ничего не сказал. Потом, преподав всем прощение и сотворив
за всех молитву, он возвратился в свою келлию».
Библия переполнена увещаниями
прислушаться к тому, что в ней написано,
ибо она есть истинное слово Божие. Слова «Так говорит Господь» встречается в
Библии 476 раз; «Говорит Господь Бог» –
243 раза; «Господь Саваоф» - 95 раз;
«Говорю тебе» – 33 раза; «говорю вам» – 134 раза. Ещё есть «говорил мне»; «говорил народу».
Итого более тысячи раз Господь
обращается к нашей душе, чтобы мы верили не через посредников, не через
сомнительные книжки, а прямо
к Нему обращались; прямо через Библию, ибо только в ней Его вечное слово
оставлено смертным.
И нам этого не достаточно, чтобы поверить Говорящему и
подтвердившему Свои слова на страницах вечной Библии? Нам этого настолько
недостаточно, что мы ищем ещё голоса в пустынях, прислушиваемся, что этим пустынникам скажет некий голос,
скажет явно вопреки Священного Писания? Да в уме ли мы? И какую веру и в кого тогда мы исповедуем?
Какой смелостью, настырностью и нахрапистостью обладают защитники пустынной,
монастырской жизни! А любящие Бога и любящие Его вечное слово так боязливы, так нерешительны, чтобы противостать этим неверам, боясь как бы
их не обвинили в неправославии. Такое
стало возможно только тогда, когда душа не полюбила Бога, не полюбила Его
святое слово. Когда читаешь Библию, то она умудрит тебя и сделает смелым против
всех ухищрений диавола. Пс.118:
97-100 – «Как люблю я закон Твой! весь день размышляю о нём. Заповедью Твоею Ты соделал меня мудрее врагов
моих, ибо она всегда со мною. Я стал
разумнее всех учителей моих, ибо размышляю об откровениях Твоих. Я сведущ более старцев, ибо повеления Твои
храню».