Вопрос 2175: 8 т. На чём основано Ваше двойственное
отношение к некоторым святым: то Вы ставите его в пример, то отрицаете его
самое великое достижение - монашество?
Ответ: Пользуюсь любыми
источниками, которые подтверждают написанное во Святой
Библии, по толкованию Духа Святого, как понимали это мужи святые. Монашество,
повторяю, само по себе совершенно
не Евангельское устройство, нежизненный институт,
вредоносное, судя по последним плодам. Советую прочесть книгу
«Без церкви нет спасения» – священномученика
Илариона (Троицкий), М. 2001 г. Сретенский монастырь. По благословению патриарха Алексия. 640 стр.
Там есть глава на стр. 211-263 «Единство идеала Христова». Спор о пользе
монашества. И когда кто-то вступает в диспут
о монашестве со знатными монахами, то вот какие они приводят доводы в
пользу ухода за стены монастырские, за отрыв человека от следования на
проповедь, куда зовёт Христос.
Стр.215. «Ну писал бы
что-нибудь в жидовском журнальчике, а то ведь в «Церковном вестнике». Под
славянской вывеской!
Стр.237. Последний монах лучше самого хорошего
мирянина – приходилось мне это от
монахов слыхать, но я такое изречение считаю
безнравственной чепухой. Принимая монашество, мы лишь становимся на путь. По
пути нужно идти вперед, идти с трудом и тяжелой борьбой. Идти к высокой цели, а
цель эта у нас с мирянами одна.
241. Монашество никакого
нового христианства не создает, Христов идеал
для всех совершенно один. Думать, что миряне могут достигать лишь
средних ступеней, а высшие доступны только монахам – я считаю нелепым. Все обеты монашеские - это те же
самые общехристианские обеты, потому
что спасаться должны все, а для спасения необходимо отречение от мира страстей
и нужна аскетическая борьба с грехом. Монахи отличаются от мирян только обетом
безбрачия. Но и этот обет не вносит чего-либо нового в моральном смысле, потому
что безбрачие лишь один из путей наряду с путем брачным.
Стр.243. Монашеский обет при пострижении есть торжественно
заявленная решимость серьёзно отнестись к своему званию христианина. Стр.245.
Иной и без повторения обетов, без пострижения
лучше нас. Ведь здоровый и без лекарства бывает крепче
больного. А больному лекарства нужно. Обеты - лекарство. 251. кто живет в
монастыре, тот по прекрасной дороге идет
к вечным обителям, а не по топкому болоту, как миряне. В монастыри идут преимущественно
наиболее религиозно настроенные души.
252. Подумаю иногда: что
было бы, если бы эти благочестивые ребята деревенские остались у себя в
деревне? Что из них вышло бы? Затянула бы их жизнь, и были бы они невежественны
и духовно беспечны. А посмотри в святцы
и там найдешь достаточное свидетельство того, что монастырский быт легче приводит к Царству небесному.
Стор. 256. Здесь тебя обругали, тут тебя осудили, там
тобою «соблазнились» - ну и замыкаешься в свою келью, а это, конечно, полезно
монаху.
258. Постригся в монахи, и у родных слёзы огорчения, сочувствие: «легко
ли ей сына потерять». Позвольте! не сказано ли в Писании, когда человек оставляет отца и мать? Не тогда ли, когда человек прилепится к
жене? Еф.5:31 – «Посему оставит человек отца своего и мать и
прилепится к жене своей, и будут двое
одна плоть».
261. При постриге монашеском постригающий,
взяв рясу, глаголет: «брат наш (имярек)
облачится во одежду веселия
и радости духовной, во отложение и попрание всех печалей и смущений от бесов,
от плоти и от мира находящих, во всегдашнее его во Христе веселие
и радование». Люди пострижение называют «живым погребением», нас обвиняют иногда в
пропаганде монашества. А хотя бы и так, что же в том дурного-то? Для нас, монахов, всякое пострижение
нового инока есть радость и торжество».
В этих выписках есть и
полезное, и вредное. Но я даю вам и то,
и другое, потому что книгу эту не скоро
ещё прочтёте, а теперь будете иметь представление, что в защиту себя говорят
засохшие сосцы и утробы бесплодные.
Или ещё выписки из Игнатия
Брянчанинова:
Стр. 95., том 5. «Плод молитвы состоит в просвещении ума и умилении сердца, в
оживлении души жизнью Духа; терние и
волчцы – это мёртвость души. Фарисейское самомнение,
прозябающее из сердечного ожесточения, довольствующееся и превозносящееся
количеством молитвословий и временем, употребленным на произнесение этих
молитвословий.
Стр.96. Особенно
способствует сохранению внимания во время молитвы весьма неспешное произнесение
слов молитвы. Произноси слова не спеша, чтобы ум мог с
большим удобством сохранить заключение своё в словах молитвы, чтобы он не
ускользал ни из одного слова его. Но к молитве нужно понуждение в течение всей
жизни. Не отвергни ига некоторой скуки и некоторого понуждения.
Стр.99. Поклоны,
совершаемые для числа, не одушевленные правильным умным и сердечным деланием,
более вредны, нежели полезны. Не заботься о количестве поклонов. Подвижник, исполнив их, начинает радоваться.
«Вот, - говорит он сам себе, подобно упоминаемому в Евангелии фарисею, - и
сегодня Бог сподобил положить (примерно) триста поклонов!» Слава Богу! Легкое
ли дело? В нынешние времена триста поклонов! Кто ныне несёт такое правило?»
Стр.101. Применяясь к
правилу, преподанному Пахомию Великому Ангелом.
Стр.132. Все
предречения отцов схожи между собою и
возвещают, что монашество последних
времен будет проводить жительство весьма слабое. Стр.135. Уже впоследствии, при
самом тщательном изучении Священного Писания и отеческих писаний, подвижникам,
и то немногим, делается мало-по-малу
явным, что для иноческого преуспеяния необходимо духовное назидание.
Мы столько подчинились влиянию соблазнов, что
даже руководство
словом Божиим, единственное средство спасения, нами
оставлено.
Стр.152. Слово Божие
действует в каждом человеке соразмерно и сообразно ему. Насколько кто содержит
Слово, настолько содержится им; насколько хранит Его, на
столько хранится им.
Стр.236. Кто сделает дело
ради Бога, того непременно постигнет искушение, потому что всякому добру или
предшествует, или последует искушение. Даже не может быть прочным делаемое ради Бога, если оно не искусится напастью.
Стр.251. Если услышишь, что брат отозвался о тебе худо, и
после этого встретишься с ним где-либо, или он придёт к тебе, - прими его
благосклонно, с радостным приветствием и
видом. Не скажи ему того, что слышал о нём. Не спроси его: «зачем говорил ты то
и то?»
Стр.372. Под именем сердца
разумеются все ощущения духа.
Стр.391. Так Пимен Великий говаривал
сожительствующим ему братиям: «Братия! Поверьте: куда будет ввержен сатана, туда ввергнут и меня». (Если святые не лгут и не придуряются своим сверхсмирением,
то поверим Пимену, что он действительно будет в аду, что это ему открыл
Христос, а не сам от себя он безумные слова говорит. В таком случае
верить всему, что от него - проблематично. Если же он ради красного словца так
себя перещеголял, то ложь - от диавола. И в таком
случае его слушать не следует. Апостол же Павел говорит
иначе: 2Тим.4:8 «А теперь готовится мне венец правды, который даст
мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем,
возлюбившим явление Его».)
Иоанн Лествичник
как бы нехотя и с осторожностью и кратко говорит о безмолвии, предохраняя от
безвременного и неправильного вступления в него.
Стр.491. Судьбы Божии
привели меня быть свидетелем одной из горестных сеятв
(сеяние) плевелов, враждебных Церкви. Эта сеятва
называлась громким именем православия, подобно тому, как и другие многие
подобные действия уже облекались и
прикрывались великолепными
наименованиями христианских добродетелей. Тогда сеятва
приводила меня в ужас; я предчувствовал, что
последствия должны быть ужасны.
Стр.493. Мнение ваше о
монастырях вполне разделяю. Положение их подобно весеннему снегу в последних
числах марта и первых апреля: снаружи снег, как снег, а под низом его повсюду
едкая весенняя вода: она съест этот снег при первой вспомогательной
атмосферической перемене. Важная примета кончины монашества – повсеместное оставление внутреннего
делания и удовлетворение себя наружностью напоказ.
$Весьма часто актёрской наружностью
маскируется страшная безнравственность.
Истинным монахам нет житья в монастырях от монахов–актёров… Величайшая
трудность была нравственная: в новоначалии моём я не мог найти
монаха, который был бы живым изображением аскетического учения православной Церкви. Желание последовать
этому направлению по причине сознания правильности его, поставило меня в положение оппозиционное по
отношению ко всем и ввело меня в борьбу, из которой перстом Божиим, единственно перстом Божиим,
я введен в Бабаевское уединение, если только выведен.
Относительно монастырей я полагаю, что время их кончено… укажите
людей, проходящих этот подвиг правильно. Их нет. Существует по некоторым
монастырям телесный подвиг. И то более напоказ людям.
Св. Исаак Сирин говорит, что телесное
делание без душевного – сосцы
сухие и ложесна бесплодные: это видно на
воспитанниках Оптиной пустыни... нет орудий, нет
монахов, а актёр ничего не сделает. Дух
времени таков, что скорее должно ожидать
окончательных ударов, а не восстановления. Такие умницы и
ревнители, что ни сделают, всё ко вреду. Заметно,
что древний змий употребляет их в орудия умножения в монастырях житейской многопопечительности и подъяческого
характера, чем решительно уничтожается дух
монашества, исполненный святой простоты.
Стр.496. Монастыри должны
быть пристанями, а они обратились в пучины, в которых вредятся и
гибнут душами многие такие люди, которые
посреди мира проводили весьма хорошую
жизнь. Некоторым, вопрошавшим его, о. Никандр советовал остеречься от вступления в монастырь. Надо знать существенно
нынешнее положение
монастырей, которые могут ещё показаться
для верхоглядов местами спасения.
Стр.501. Религия вообще в
народе падает. Во множестве крестьян
явилось решительное равнодушие к Церкви, явилось страшное нравственное
расстройство. Подрядчики, соседи здешнего монастыря, единогласно жалуются на
утрату совести в мастеровых. Преуспеяние во
всем этом идет с необыкновенною быстротою».