Вопрос 2440: 11 т. Чем вызвано такое «дерзкое» предисловие
в 7 томе «…открытым оком» по отношении Вас от Вашего сотрудника о. Нафанаила?
Были ли ещё выпады его против Вас?
Ответ:
О.Нафанаил, как сам о себе свидетельствует в книге «К истинному православию»,
не знал Евангельского пути и совершенно не был готов к монашеству и к
священству. Потом многое он осознал, но всё же больше оставался, быть может,
монахом, чем Евангельским христианином. А о чём 7 и 8 тома «…открытым оком»?
Это уж я всячески пытаюсь сгладить брошенный мною монахам вызов, а на самом
деле это же ревизия шестнадцати столетий монашеству. Он и не мог иначе
реагировать. Но я его предисловие ни на одну букву не сократил и не поправил.
Хотя видно, что его уже тогда, перед
самым изданием книги, это беспокоило, как же я отнесусь к предисловию. Я же
знал, что за эту «пломбу» его будут спрашивать больше, чем меня, что и
произошло - даже самые его близкие друзья вопрошали меня: «Да как он мог так
сказать?»
Вот часть его: «Видимо, автор предлагаемого
труда и ставил перед собой эту высокую и благородную цель – рассудить по
Писанию и отделить в Житиях зёрна от плевел. Но результат – предлагаемые ответы
– получился весьма разнородным и в последовательности, и доказательности
суждений, и по своим нравственным качествам. Положительные стороны: на
некоторые важные и интересные вопросы сделана обширная подборка из Житий,
приведены ссылки из Библии, иногда встречаются связные рассуждения на
эту тему – всё это даёт богатый материал для размышлений и последующих
изысканий, а постоянные обличения побуждают трезво посмотреть на сегодняшнее
состояние в Церкви. Отрицательные стороны: в ответах имеется большое количество
выводов и приговоров, непосредственно не вытекающих из ссылок на жития и Библию
– между аргументами и выводом, как правило, отсутствует процесс доказательства,
а утверждения следуют скорее из мировоззрения автора, чем из приведённых цитат.
Поэтому читатель часто должен или поверить в готовые мысли автора, иногда довольно
неумные, или рассуждать сам, на что способны, к сожалению, далеко не
все. Ответы часто приправлены «сильными» выражениями, «украшающими» речь, и это
скорее провоцирует раздражение, потому что когда спорные выводы начинают
расцвечиваться яркими унизительными эпитетами, то читатель, конечно,
эмоционально встряхивается, но это отнюдь не способствует серьёзным
размышлениям и не побуждает к покаянию.
…Поэтому, читая книгу и
узнавая факты, сравнивая это со словами Библии, нужно быть крайне осторожным
тогда, когда встречаются выводы автора по общим вопросам, когда выносится суд
по поводу исторических эпох и явлений в жизни Церкви. Другими словами, читая и
Жития святых, и рассуждения Игнатия Тихоновича, нужно внимательно следить,
чтобы доброе не перепутать со злым, но всё проверять Писанием, что, конечно же,
требует глубокого знания и Писания, и церковной истории… Я отказался от мысли
выделить особым шрифтом те места рассуждений И.Т. Лапкина, которые
бездоказательны или слабо аргументированны, неприличны или близки к этому,
потому что тогда нужно было бы давать пояснения к ним». Иеромонах Нафанаил,
март 2004 г.
О.Нафанаил «отмочил» ещё круче в отношении меня. Зачем
ему это нужно было - мне не дотянуть. Он же знал прекрасно, что мы на прощёное
воскресенье ходим в Покровский собор МП, и там подходим под благословение к их
епископу и ко всем священникам. Если бы я не признавал их благодатность, то
зачем бы я подходил к ним и других к тому приучал? Или он меня считает шутом
балаганным и лицемером?
О.Нафанаил-умница, и мы с
ним побыли не один год вместе. И без него я бы не издал ничего, так думаю, хотя
Бог силен был сделать всё это без него и без меня. Он же сам помогал мне
издавать и делал набор и вёрстку книги «Для слова Божия нет уз», где на стр.
436. отображён разговор с игуменом
Кириллом (Сахаровым), который вопрошает
меня, а я ему отвечаю: «А Московский Патриархат – Церковь?
- Церковь, но смертельно
больная.
- А старообрядцы?
- Поповцы – Церковь. Я
признаю их священство; а беспоповцы – нет… Если бы Патриарх Алексий
к нам приехал, – говорит Игнатий, – приняли бы по первой категории. В принципе
я бы ему рассказал обо всех недостатках. Я ему писал на эту тему».
Книга издана в 2002 году. И вот что в письме пишет о.Нафанаил ныне: «У
Игнатия Тихоновича позиция хитрая - он не говорит, что в МП есть
благодать и не говорит, что её нет, разговоры о благодати просто
запрещены, но совместная молитва просто разрешается. Эта позиция очень
удобная для того, чтобы втереться в доверие, не противопоставлять себя
психологически той среде, в которой вращаешься, и через это пытаться обращать
людей. Хотя это понятно психологически, тем не менее с православным
святоотеческим учением это не имеет ничего общего, святые отцы просто говорили,
что у еретиков (и раскольников) нет благодати и молиться с ними нельзя, а
обращать пытались не на богослужении, а в личных беседах и на диспутах.
Игнатий же Тихонович утверждает, что и с
баптистами молиться можно, если, конечно, сказать им, что они еретики. Откуда
он это взял - я не знаю, может быть можно молиться вместе так: Господи, обрати
этих еретиков к истине, - но так баптисты молиться не будут. Он же, насколько я
знаю, часто длительное время молился с ними, и никто из них не знал, что он
православный, хотя потом, наверное, он им об этом и говорил, обличая их в
ереси. Ну допустим, в частных случаях это может иметь какое-то оправдание, хотя
и шаткое. Но когда это становится церковной практикой и, более того, внедряется
в вероучение, то начинаются серьёзные проблемы. Это видно на примере РПЦз. У
епископов РПЦз такой подход (похожий на подход И.Т.): благодать есть везде, в
том числе и у старообрядцев. При таком подходе они обречены на объединение,
причём без всяких серьёзных изменений».
(Письмо это о.Нафанаил послал брату Никите Санарову, а уж в урезанном виде
я его представил вам, не открывая этим никакой тайны. Пр.11:13;20:19;25:9;
Сир.21:1;23:25;28:16,18,23; 2Цар.22:27; Иоан.1:47; 1Кор.13:1-3; 2Кор.13:11;
Деян.15:24).
Чем виновата
кошка, что сожрала
Голубку на гнезде, на голубятах?
Так хитроумно лезла,
оставляя шрамы,
Застала ночью беззаботных,
спящих.
Мне жалко голубя – сидит теперь один,
И кошку жаль - чуть не пустил в расход;
За них мне не отчитываться – им я господин -
Как в шахматной игре, теперь мой ход.
Устроил загражденья на
столбах,
И над летком натянутую
сетку;
Голубкина посмертная мольба
Услышана и кошка словно в
клетке…
Бог разделил нас водами морей,
Цепями гряд непроходимых гор;
На переходах легче помереть,
Чем войнами решать какой-то спор.
Так для чего мы разные
такие
Обличаем, обычаем и нравом?
Доколе милость Божья не
покинет,
Нам всё же легче повернуть
направо.
Подарки слать через пески пустыни,
Приветствуя через пролив и реки;
Любовь к слабейшему и в стужу не остынет -
За гробом пожелает милость встретить.
В тысячелетнем царстве нет
вражды,
Лев и ягнёнок рядом с
медведицей;
Не грабит вор
квартиры, гаражи, -
Вора раскаявшегося не убьют
в милиции.
Природу новую нам нужно получить,
Родиться свыше, заново воскреснуть.
Голубкой стонут кошки-палачи,
Притом на том окровавленном месте.
Спаситель Иисус, Марии Сын.
Соделай сердце новым,
полным Духа.
На слово Божье – на Твои
весы
Утёсы прошлого – да станут легче пуха. 27.11.04. ИгЛа.