Вопрос 2831:
14 т. Вы говорите, что в монашестве
процветала гордость, что они мнили о себе, что их подвиги выше подвигов
семейных людей. А разве это не так? Хотя сами монахи о себе всегда говорят в
уничижительных тонах: рабы рабов и прегрешнейшие псы.
Ответ:
«Отечник» Игнатия Брянчанинова.
стр.105. «Добродетели монахов и подвиги их
отличаются решительною чертою от
подвигов и добродетелей мирян. Никак не позволь себе признать более блаженным мирянина, нежели инока, мирянина, имеющего
жену и детей. Не признай себя, монах, меньшим такого мирянина в благоугождении Богу. Говорю это не потому, чтобы ты жил
непорочно, неся на себе труд иноческих подвигов, но если ты и очень грешен,
скорбь души твоей, твоё злострадание далеко честнее пред Богом возвышеннейших
добродетелей мирянина».
Стр.29, 57. О высокоумии. То Антонию взбрела мысль, что он выше всех, и
его Бог посылает в город к кожевнику, научиться смирению, ибо кожевник повторял
каждое утро и каждый вечер одну фразу, что все в городе спасутся, а вот уж он
один погибнет. То у блудницы Ефрем Сирин учится смирению, то у женщин, живущих
в браке с двумя братьями. Это же не сегодня вошло в жития. Пр.16:18 – «Погибели
предшествует гордость, и падению — надменность». Иер.50:32 – «И
споткнётся гордыня, и упадёт, и никто не поднимет его; и зажгу огонь в городах
его, и пожрет все вокруг него». 3Ездр.15:18 – «ибо, по
причине их гордости, города возмутятся, домы будут
разорены, на людей нападёт страх». Монашество испепелило само себя,
испарилось в гордыне, в превозношении над словами Христа: Мрк.16:15 – «И
сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари».
Стр. 327 – (о пустом
смиренномудрии).
Стр.73,76. (Монах Даниил убил напавших варваров. Много мучился
угрызениями совести. Съездил и к патриарху и к более опытным.
но все убеждали его, что он не виновен. Сдался властям, но те, подержав его, выпустили, доказывая, что он
убил зверей, а не людей).
Заботились отцы и
хлопотали
О чадах, приходящих много
позже.
Их опыт к нам из той кромешной
дали –
Училище, в котором были
вожжи.
Сначала карапуз и непоседа
Кричал и уросил, всё на своём стоял,
И перед вылетом устроил напоследок
Час выпуска и бесшабашный бал.
Пытался урезонить их отец,
Мол, так не делается, чтобы
прежде свадьбы
Нахально под подол подружке лез,
Как говорится, в пекло
прежде батьки.
Куда там! Ералашились до тьмы
И расползлись по закуткам уютным,
Разбили лампу, жалко и тесьмы,
Вылазила среди огня прилюдно.
Всё позади – не сохранили
зад,
Теперь представлен счёт, не
расчитаться.
Не атаман, плюгавенький
казак
Лишил сегодня будущего
счастья.
Страх Божий – огражденье и узда,
Для закусивших блудно
удила;
Враг перед ним позицию бы сдал,
Иной успех в интимных был делах.
Где жаркая молитва,
милостыня, пост,
Там не помыслит плоть
совокупиться,
Духовному зелёный светит
рост,
Спасительные ворохнутся
мысли.
В болезни вожделенье отгорает,
И не приходят глупости на ум;
Желаю вам болеть, пройтись по краю,
Дабы не задирал подол самум.
Иное, чистое покажется
вдали,
Потеря близости не огорчит
нимало,
Нередко клином вышибают
клин,
И вырывают у дракона жало. 6.11.05. ИгЛа