Вопрос 2844:
14 т. Почему Вы обвиняете монашество в нарушении Евангельских повелений идти и
проповедывать, что-де они молчали тысячи лет. А как Кирилл и Мефодий, они же
монахи были? Молчальничство – это не уставное монашеское, а подвиг лишь
отдельных подвижников.
Ответ:
Вы, очевидно, ещё не все жития прочитали. Достаточно ознакомиться с
«Добротолюбием», чтобы на эту тему замолчать навсегда. Я начитывал на плёнки
все 5 томов «Добротолюбия». Вот выжимки из них, тысячная доля из сказанного
там.
«Отечник», составленный
епископом Игнатием (Брянчаниновым). Избранные изречения святых иноков и повести
из жизни их. С-Петербург. 1891 г. Переиздано в Москве в 1993 г. По
благословению патриарха Алексия ІІ. 25.000 экз. 512 стр.
Никаких пояснений к этому труду нет, значит на
полном серьёзе и сегодня насаждают эпоху молчальничества, желают повторить эту
проказу в христианстве.
Стр.12. п.58. «Отнюдь не
знакомься с мирянами и не подражай фарисею, который всё делал напоказ
человекам.
Стр.13. п.72. Не имей
свидания с твоими родственниками, не позволь им приходить к тебе и не ходи к
ним.
п.79.Сын мой! Келлию твою
обрати в темницу для себя. п.80. как рыбы, замедля на суше, умирают, так и
монахи, пребывая вне келлии с мирскими людьми, утрачивают способность к
безмолвной жизни.
16. п.109 Сын мой! Великая
слава - приобучиться молчанию. Молчание – подражание нашему Господу, Который
ничего не отвечал, так что Пилат дивился.
81. Если хотите спастись, –
соблюдите нестяжание и молчание; на сих двух деланиях основывается всё
монашеское жительство.
133. п.84. Авва Исаия
поведал об авве Серапионе следующее: некоторый старец спросил его: окажи
любовь, скажи мне, каким видишь ты себя? Авва Серапион отвечал: вижу себя
подобным стоящему на сторожевой башне, осматривающему окружающую его местность
и подающему знак рукою тем, которые приближаются к нему, чтобы они не подходили. На это сказал
ему старец спрашивавший его: а я как бы обнёс вокруг себя твёрдую ограду с
железными затворами, чтобы даже не услышать прихода того, кто придёт ко мне и
станет стучаться. Чтобы не узнать – кто он, откуда пришёл, что ему надо. Таким
образом я не отворяю ему, и он уходит.
182. п.411. Общение и
беседы с мирянами возмущают сердце и лишают её дерзновения к Богу, посрамляют
его во время молитвы его.
203. п.545. Монашеская
жизнь есть путь; цель пути – достижения покоя.
337. п.2. Так, пребывающий
в безмолвии и оплакивающий грехи свои уже не должен, оставляя келлию и делание
покаяния, посещать болящих, заключенных в тюрьмах и так далее.
370. п.149. Говорили
старцы: когда Моисей входил в облако, то говорил с Богом; когда же выходил из
облака, то говорил с народом; так и монах, когда находится в келлии своей, то
беседует с Богом. Когда же выйдет из келлии, то приступают к нему демоны.
374. п.172. Бог предпочёл
молчание всем деланиям».
Может быть, монахи молчанию учились из
Библии? Пр.4:24 – «Отвергни
от себя лживость уст, и лукавство языка удали от себя». Мф.12:36 – «Говорю же вам, что
за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда».
Иак.3:8 – «а язык укротить никто из людей не может: это —
неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда». Но
Библия говорит о словах лукавых, праздных и ядовитых. Доброе же слово
поощряется Богом, сотворившим язык для словесной твари. Ис.50:4 – «Господь
Бог дал Мне язык мудрых, чтобы Я мог словом подкреплять изнемогающего; каждое
утро Он пробуждает, пробуждает ухо Моё, чтобы Я слушал, подобно учащимся».
Фил.2:11 – «и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в
славу Бога Отца». Уста даны не для того только, чтобы славить Бога
в келье. Пс.108:30 – «И я
громко буду устами моими славить Господа и среди множества прославлять Его».
Ещё одну неделю
отмахнуло –
Мы все у времени заложники
в плену,
Летим с утробой, обгоняя
пули, –
За трату времени себя с
утра кляну.
Не сожалеть о времени для сна,
Отнятое к молитве
приплюсуем;
От болтовни отрежем и выскоблим до дна,
Мы не молчальники и не в лесу мы.
Что сэкономим на пустом
шатанье,
То к чтенью Библии с
усердием придвинем,
Пустопорожнее при чтенье не
достанет,
И в трате безрассудной
будем неповинны.
На старых снимках то, во что одеты,
Обуты, как с иголочки стоим,
Исчезло ныне всё, развеяно бесследно,
Прошло немало лет и ровно столько зим.
Но мудрость, если есть, в
нас сохранилась,
Минуты, проведённые с
Иисусом
И в старости подпитывают
силой,
Не дали утолстеть, на путь
направив узкий.
Всё продымит, где мыслим опереться,
Найти опору в близких и друзьях.
Фундамент государства стройно треснул,
И возвести нам ничего
нельзя.
Но знаем все – добытое с
годами
Не может устареть и стать
ненужным,
Когда с любовью милостыню
дали
И с нищим разделили не раз
обед и ужин.
Не шелестят, а хлопают листки календаря
И машут уходящему вдогонку,
И нам самим пора решать, что зря,
Оно ещё и на Суде застонет.
Неделя, месяц, только
ахнешь: «Год?»
Что во Христе, тому не
надивиться.
Мы верим в вечное, опять
Христос придёт,
И Церковь вознесётся нежною Девицей. 1.11.05. ИгЛа