Вопрос 2910:
15 т. Златоуст прекрасно знал Священное Писание. В каждой его проповеди
десятки мест из Библии. Он часто говорил
о проповеди. Сказал ли он где, что монашество уклонилось от прямого повеления
Господа идти по всему миру и проповедывать Евангелие? Если не сказал, то почему
не говорил? Почему сам «погряз» в монашестве, ведь он так знал Писание, был
такой умница.
Ответ:
Есть необъяснимое свойство выборочно принимать что-то из Библии, а другое, тут
же стоящее, в том же стихе, вообще не видеть. Объяснение нахожу только в
изначальной закладке в душу – было ли духовное обращение, как было у Апостола
Павла. Кто читал послания Игнатия
Богоносца, не говорю уж об Игнатии Брянчанинове, то столько же они
наложили о власти епископов, о монашестве, что ни на едину
строчку не набрали бы в Писании. Как
Лютер мог не видеть, что без рукоположенного епископа его шанс на спасение
может быть равным нулю? И как такие сильнейшие проповедники, как Сперджен, Каргель, Проханов, Павел Рогозин, Ярл Пейсти не видели
того же самого, что вне Церкви нет спасения? А вот эти вопросы понимал Златоуст отлично. Я не говорю о староверах, которые Библию в
руках не держали, но именно о выборочном принятии Библии и именно теми, кто
любит Библию, жаждет послужить Христу, полагает жизнь за слова Спасителя.
Иоанн Златоуст нигде и ни слова не говорит
против монашества, но всячески его прославляет. А другого монашества не было,
как уходящего от мира, сидящего в молитвенном созерцании. Мало вкушающего, мало
спящего и много поющего гимны Богу. Эту
сторону и рассматривает Златоуст, совершенно не говоря об убийственном вреде,
зле, какое нанесло монашество всему христианству в пренебрежении словами
Христа проповедывать миру благую весть. Думаю, что в этом вопросе я бы восстал на Златоуста, а он бы огрел
меня, как некогда он отпарировал Епифанию Кипрскому. 2Кор.11:4
– «Ибо если бы кто, придя, начал проповедывать другого Иисуса, которого
мы не проповедывали, или если бы вы получили иного Духа, которого не получили,
или иное благовестие, которого не принимали, - то вы были бы очень
снисходительны [к тому]». Мф.25:27
– «посему надлежало тебе отдать серебро моё торгующим,
и я, придя, получил бы моё с прибылью».
Всех душ и всякой плоти Созидатель,
Многоусердный в милости Своей,
Дай
верить мне как верил Моисей,
Пророк, Твоей достойный
благодати.
Дай завершить мне книгу песнопений
Достойную Твоих
благословений.
В обитель, где Ты
должен нас принять,
Я начал путь свой, плача и стеная,
Дай грех мне искупить и злаком стать,
Возликовать при сборе урожая.
И как грехи мои не велики,
Не дай иссякнуть слёз моих
истокам,
И, как Израиль, Ты не
обреки
Мой дух и сердце засухе
жестокой.
Пред тем, как неба
мы услышим глас,
А небо – глас земли, где сонмы нас,
Земля же – глас хлебов, и лоз, и хмеля
И все услышат голос Изрееля.
Пусть чистая молитва и елей –
Все, что Тебе святыми
воздаётся,
Проникнет в суть души моей
скорей,
Чем тела осквернённого
коснётся.
О Господи, я –
глина, Ты – Творец,
Спаси меня, Небесный мой Отец,
Чтоб на земле мне духом укрепиться,
Чтоб в час, когда вступлю я в мир иной
И небо ты разверзнешь предо мной,
Я б мог его сияньем насладиться,
Чтоб под небесным этим светом впредь,
Как воску, не растаять, не сгореть.
Дай, Боже, силу мне, изнемождённому,
Дай духом мне воспрянуть,
обделённому.
Перед концом моим, возможно
скорым,
Сведи меня с порочного
пути,
Хоть я истерзан совести
укором,
А не усилием Тебя
найти.
Меня, земного,
тронутого скверной,
Услышь, о Боже, со Своих высот.
Возьми залог моей мольбы усердной
И дай мне благодать Своих щедрот.
Своим небесным Светом освети
Мой слабый стон, глухое
покаянье
И слово из Священного
Писанья,
Что в эту книгу тщусь я
привнести.
Меня, мой
Благодетель совершенный,
Хоть жалости не стою, пожалей
И вместо меди звонкой, но презренной
Даруй мне злато милости Своей.
Не повергай меня в смертельный страх
И не ожесточай мой дух
скорбящий,
Не обреки бесплодным быть в
трудах,
Как пахари на почве неродящей.
Не дай мне лишь
стенать, а слёз не лить,
В мучениях рожать и не родить,
Быть тучею, а влагой не пролиться,
Не достигать, хоть и всегда стремиться,
За помощью к бездушным приходить,
Рыдать без утешенья, без
ответа,
Не дай мне у неслышащих просить,
Не дай, Господь, мне жертву
приносить
И знать, что неугодна
жертва эта,
И заклинать того,
кто глух и нем.
Не дай во сне иль наяву однажды
Тебя на миг увидеть лишь затем,
Чтоб не утолить моей извечной жажды...
И до того, как мой услышишь зов,
Услышь мои, о Боже,
покаянья
И соразмерно с тяжестью
грехов
Не назначай покуда наказанья. Григор. Нарекаци