Вопрос 3259: 18 т. Какие главные доводы приводят почитатели
монашества в защиту этого явления?
Ответ:
Приводят даже евангельские слова, но совершенно в извращённом понимании. Сегодня уже до многих доходит, что монашество
высосало силы из Византии и на пустырях пустынных монастырей был выпестован
Магомет с кинжалом.
«Преподобный (лат. sanctus), разряд святых, подвиг которых
заключался в монашеском подвижничестве. Монашеская аскеза как тип святости
предполагает отказ от мирских привязанностей, забот и стремлений и выбор
следования Христу, поста и молитвы как основы жизнедеятельности. Этот тип
святости указан в словах Христа, сказанных Апостолу Петру: “И всякий, кто
оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей,
или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную”
(Мф.19:29). Понимание аскетического подвига как пути богопознания и
жизни в Боге складывается ещё в предхристианскую эпоху (у стоиков среди
язычников, у ессеев в иудаизме) и преемственно воспринимается христианской
общиной. Образцами этого подвига в Евангелии служат св. Иоанн Креститель и св.
Анна пророчица, “достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства
своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырёх, которая не отходила от храма,
постом и молитвою служа Богу день и ночь” (Лк. 2:36-37).
Аскетическое подвижничество, пустынножительство и иные формы отвержения
общепринятого жизненного уклада развиваются уже в эпоху гонений. Уже св.
Игнатий Антиохийский (ум. ок. 107 г.) в послании св. Поликарпу говорит о тех,
кто принял решение сохранять девство, и указывает на необходимость смирения как
условие этого подвига. Свидетельства о подвижничестве этого типа находим у
Афинагора, Оригена, Тертуллиана. Однако особое почитание такого рода
подвижников как святых в этот период неизвестно: в тех случаях, когда мы
находим такое почитание, оно всегда связано с мученичеством (ср. апокрифические
Деяния Павла и Фёклы: Фёкла отвергает брак и избирает девство как подвиг
следования Христу, будучи образцом этого подвига, она тем не менее почитается
как мученица, хотя в Деяниях и говорится о её чудесном избавлении от
мученической смерти). Почитание преподобных как отдельного лика святых начинается
практически сразу же после конца гонений и совпадает по времени с начальными
этапами развития института монашества. Отшельничество как форма монашеской
жизни берёт своё начало в Египте, где на рубеже III-IV вв. подвизается св.
Антоний Великий (ок. 251-356); св. Антоний проводит в полном отшельничестве 20
лет, затем, в 305 г., выходит из пустыни и организует пустынножительскую общину
своих учеников; почитание св. Антония начинается уже при его жизни; его житие,
написанное св. Афанасием Великим, служит наставлением для его многочисленных
последователей и подражателей как в восточной, так и в западной церкви.
Почитание его как святого задаёт образец для почитания монашествующих
подвижников как класса святых. Несколько позднее появляется и общежительное
монашество, первый общежительный монастырь был основан св. Пахомием Великим
(ок. 290-346) в Фиваиде; св. Пахомий может рассматриваться как образец, на
который ориентировалось все последующее почитание в качестве святых основателей
монастырей. В возникавших больших монашеских общинах, обширных поселениях отшельников
и аскетов создаются образцы святой жизни и умудренного богоделания,
запечатлевшиеся в различных патериках.
Церковное почитание
во многих случаях следовало здесь за народным культом. В России такие
формы религиозной жизни имели меньшее распространение (ср., однако, роль
богомольцев и странников), и аналогичные явления связываются в основном лишь с
почитанием юродивых. Большее
распространение получает здесь представления о монашестве как ангельском
образе и о святости как полном осуществлении монашеского призвания, также
идущие из Византии и связанные с устроением крупных монашеских центров (таких
как Студийский монастырь или монастыри Афона). Эти представления отразились,
видимо, в самом наименовании “преподобных”. Преподобие в древних славянских переводах
может означать святость и понимается при этом как высшее осуществление того
образа и подобия Божиего, которые даны человеку в творении. Монах, получая в
постриге новое рождение, обновление для возрожденной жизни во Христе, своей
святой жизнью и раскрывает в себе Божие подобие, становясь преподобным Божиим.
Поэтому особое почитание получают в России устроители монашеской жизни,
основатели лавр и монастырей – такие, как Антоний и Феодосий Печерские, Сергий
Радонежский, Зосима и Савватий Соловецкие, Кирилл Белозерский, Иосиф Волоцкий и
др.»
Монашество распространяло о себе басни, что они ангельское житие ведут. А на самом деле они есть противники распространения слова Христова, и на пустоте образовались пустыри сорняков. Разве никто из них не читал никогда вот эти слова? 1Фесс.1:8 – «Ибо от вас пронеслось слово Господне не только в Македонии и Ахаии, но и во всяком месте прошла [слава] о вере вашей в Бога, так что нам ни о чём не нужно рассказывать». Лук.5:15 – «Но тем более распространялась молва о Нём, и великое множество народа стекалось к Нему слушать и врачеваться у Него от болезней своих». Деян.12:24 – «Слово же Божие росло и распространялось». Деян.13:49 – «И слово Господне распространялось по всей стране». Рим.15:19 – «силою знамений и чудес, силою Духа Божия, так что благовествование Христово распространено мною от Иерусалима и окрестности до Иллирика». 2Кор.2:14 – «Но благодарение Богу, Который всегда даёт нам торжествовать во Христе и благоухание познания о Себе распространяет нами во всяком месте». 2Фесс.3:1 – «Итак молитесь за нас, братия, чтобы слово Господне распространялось и прославлялось, как и у вас».