Вопрос 3535: 23 т. Сегодняшнее монашество на своей вершине, на Афоне, пересмотрело ли хотя бы главное в своей деятельности – чтобы выйти к миру с благовестием?

Ответ: Тогда монашество должно будет называться как-то совсем уж по-иному: человеколюбивое полинашество или  евангельско-благовестническое братство неженатых героев веры. Вот последние перлы из тех краёв, гнущие всё в этой книжице на канонизацию этого пещерного человека.

«Старец Арсений Пещерник». Монах  Иосиф Дионисиатис. Перевод с новогреческого. Москва 2002г., 176 стр. 15000 экз.

По благословению епископа Тираспольского Юстиниана и Хризостома, архиеп.  Кипрского.

Стр. 5 Посчастливилось общаться с людьми, которые живут по заповедям Евангелия… отцы пустыни, послушание и абсолютная вера в Старца. Нас угостили... стопочка раки – крепкого спиртного напитка и, конечно же, чашечка кофе. На новогреческом языке старец говорил несколько несовершенно.

 Стр. 18. Существовало благочестивое понтийское предание, гласящее, что человеку, который в этом мире не покрестил ни одного ребёнка, Христос в жизни иной положит за пазуху камень. С первых же шагов чувство пламенной молитвы и божественного эроса не замедлило явиться в них. На первое место в своей молитве поместил стих: Пс.118:33 – «Укажи мне, Господи, путь уставов Твоих, и я буду держаться его до конца». Пс.142:8 – «Укажи мне путь, по которому мне идти».

Стр. 27. Монашество есть образ покаяния. Исследует пещеры и ущелья Святой Горы, желая здесь обрести богоносных подвижников и утолить свою духовную жажду.

Стр. 30. И когда хорошо поупражнялся несколько лет, просил, чтобы Господь меня простил, что я ем раз в два дня, и говорил, что когда приду на Святую Гору, буду есть  раз в восемь дней, как пишут жития святых. Под влиянием этого исключительного божественного желания искал старцев. Старец сказал: «Если я научу вас сему искусству и вы вкусите мёда безмолвия, то кто же будет тогда работать?»… если что нужно было, он поднимал платок, как флаг. Наконец мы нашли простого, доброго и беззлобного старчика. Стр. 36. Первую, построенную нами церковь мы посвятили великому Предтече, первому подвижнику и  начальнику монашеского чина. Стр. 43. Он очень боялся, как бы в беседах не потерять того состояния, в котором находился. У безмолвника постоянная пища, состоящая из фасоли, образует газы и нежелательные действия в организме… (Сушили хлеб, даваемый  из монастыря. Принесли лишнего, заелись в мешке черви. И чтобы не выбрасывать, старец дал подвижнику совет, что нужно есть впотьмах ночью, чтобы не видеть этих червей. Что и было сделано. Садятся есть, прочитали молитвы за стол, и старец  тут же предлагает: «Предположим, что мы поели. Читай благодарственную молитву. Так и не поели).

Стр. 49. Ходили босиком по снегу. Конечно, мы прикидывались немного юродивыми, потому что многие считали нас прельщёнными. Стр. 53. (Сёстры уговорили, чтобы старец ложился в постель, ибо находили постель его так заправленной, как оставили. Он послушался и у него был прилив сил и необыкновенная ясность ума). Уразумел слова Писания: 1Цар.15:22 – «Послушание лучше жертвы».

Стр. 58. Молодого демон обольстил, обещая взять  «на небо». Едва заслышав это, старец дал ему пощёчину и тем образумил.

 Стр. 64. От старца имеем обычай пред бдением выпивать чашку бодрящего кофе, помогающего в бдении. Принесли к нему рыбу, он не дал ей сохраниться, а потом сказал: «Лучше испортиться рыбе, чем нашему распорядку. Я специально сделал так, чтобы она протухла, дабы этот пример запомнился вам на всю жизнь. Стр. 74. юноша спросил: «Геронда, как быть? Когда я иду по нужде, меня борет демон нечистоты». «Борись и ты с ним, твори молитву быстро и непрестанно». «Но, Геронда, разве можно молиться в туалете?» «Кто тебе сказал, что нельзя?»

 Стр. 82. (Молодой человек уходит из монастыря, находит девушку для заключения брака. Но с самого начала ей всё о себе объяснил и спросил, согласна ли она выйти за него на короткое время. Получив согласие, женился). Прошёл год и родился ребёнок. Юноша задумался: «Каждый год по ребёнку? «Эх, тогда не видать мне монашества. Свяжу себя по рукам и ногам». Объявил жене о своём  обещании. Она упала, в слёзы: «Меня не жалеешь, пожалей ребёнка хотя бы». «Если всё дело в ребёнке, то это легко исправить». Бросился к иконе и стал молиться. В ту же ночь Божия Матерь взяла невинную душу на небо.  Снова разговор с женой. Она: «И как же я буду одна?» Тогда супруг говорит ей: «Так, ребёнка устроил. Теперь твоя очередь. Подожди немного, скажу об этом Божией Матери» Она: «Нет, любимый мой, дай мне пожить, а сам иди куда хочешь».

 Стр. 90. Монах должен выучить два слова: «благослови» и «буди благословенно»… стр. 92. Молодой священник жалуется: «Ругань  и ни одного ласкового слова. Где добродетель, где любовь, где молитвы?» Старец ответил: «Чадо моё, будь осторожен, это твой старец. Тебе показал его Бог. Ты не можешь ни уйти, ни осуждать его». «Но разве старец ведёт себя так?» «Ты следуешь за Христом,  Который тоже страдал. Чрез комфорт, ложные почести, через вежливость не приходит спасение и преуспеяние».

 Стр. 97. принимают в монастырь нового человека. Спрашивают, сможет ли три тысячи поклонов делать каждую ночь? Начали соревноваться с  опытным монахом. Но у того было место немного наклонное, легче было кланяться и он раньше закончил. «Мы поднажали – глядь, старец Арсений закончил первым. Мне же осталась ещё пятьдесят поклонов. Я закончил и меня  старец похвалил. Стр. 104. Позже, когда духовник вновь поразмыслил об исповеди, он понял обман и взял назад своё согласие (поставить другого в священники).

 Стр.123. чин нашего ежедневного бдения старец определил так: сначала молитва совершалась наедине на протяжении пяти-шести часов. За это время каждый монах совершал своё монашеское правило, состоящее из ста пятидесяти – трёхсот земных поклонов и четырех чёток по триста узелков, совершаемых с крестным знамением. Бдение заканчивалось общим богослужением на два – два с половиной часа, завершавшимся ежедневной Божественной литургией.

Стр. 128.  В книгах мы читаем, что многие великие святые (преподобные Антоний, Пафнутий, Зосима и другие) задавались порой вопросом, есть ли люди выше них и насколько они выше.  Как знать, быть может, и сей, современный нам великий подвижник, старец  Паисий, принял подобный помысл. Стр. 122. Божия Матерь очень любит Акафисты».

 

Как озаботиться о завтрашнем досье,

С которым выступить посмертно обеспечат;

На что-то покусился некогда, посмел,

Теперь же на Суде мне оправдаться нечем.

       В копилку дел по-мелкому крошили,

       По прихоти и мыслям своенравным.

       И было место выбора на «или-или»,

       Себя осудим: «Были мы не правы!»

Прицел на день последний на земле,

На послесмертное расследованье жизни.

И надобно уже  сегодня обомлеть:

«Как смог  же так я опуститься низко?»

       Будильники мои, не дайте мне проспать,

       Быть начеку, на правом быть боку.

       Без двадцати минут ещё не пять,

       Я к умывальнику, на улицу бегу.

Увидеть звёзды, предварить рассвет

И Млечный путь молитвой обозначить,

Псалмы Давидовы восторженно пропеть, –

Привык к тому и не смогу иначе.

       Ещё смятенья и тревоги дня

       За станом, не пробрались непрошенные гости.

       И крестным знаменьем себя спешу обнять,

       Всё остальное сделать можно после.

Поклонов сотня скачут все по чёткам,

И шлю  петиции до Ангелов, к святым.

Расписано, к кому и сколько чётко, –

С душою бодрствующей встречу не проспим.

       «Ещё не вечер», – скажет суеслов,

       Царапая заряженное пузо.

       Он из себя червям сготовил чудный плов, –

       Вход в Царствие Небесное столь узок.

Перекликаются на стенах сторожа,

Хранящие покой владык и подчинённых.

Так стоит кислород страстишкам пережать,

И не скользить безвольно по стезям наклонным. 17.10.07. ИгЛа

Hosted by uCoz