Вопрос 4019:
29 т. Раньше было так, что кому тяжко в патриархии, имели отдушину — уйти в
зарубежную часть Церкви. А как ныне, куда недовольному деваться?
Ответ:
Ныне ещё легче это сделать, потому что на территории России уже около 8 разных
православных юрисдикций.
Предисловие редакции
“Церковных ведомостей РИПЦ”:
Предлагаем читателю ознакомиться с содержанием брошюры иеромонаха Евгения (Пампуры)
“За Христом или от Христа? Почему я ушёл из Русской Православной Церкви
(Московского Патриархата)”, изданной в июле с.г. Омским приходом свв.
царственных мучеников РИПЦ. Иеромонах Евгений несколько
лет подвизался в монастыре МП на Ганиной Яме под Екатеринбургом и, как мог,
боролся “изнутри” с беззакониями, творимыми священноначалием МП. В июле сего
года присоединился к Русской Истинно-Православной Церкви.
ЗА ХРИСТОМ ИЛИ ОТ ХРИСТА
?
“Горе вам, книжники и
фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся
красивыми, а внутри полны костей мёртвых и всякой нечистоты; Так и вы по наружности кажетесь людям
праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония… вот,
оставляется вам дом ваш пуст”. (Мф.23:27-28,38). “Сия есть
заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той
любви, как если кто положит душу свою за друзей своих”. (Ин.15:12-13).
Почему я ушёл из Русской Православной Церкви
(МП).
Я писал тексты этого сборника в первой
половине 2008г., когда принимал окончательное решение покинуть Русскую
Православную Церковь (Московского Патриархата) /РПЦ МП/. Решение это принималось
мною не сразу, а после длительного и мучительного размышления. Долго не
оставляла меня мысль о нечестности, предательском характере этого поступка.
Уверен, у многих, знающих и не знающих меня, возникнут такие же мысли. Поэтому
я и счёл необходимым хотя бы кратко (полное изложение пути слишком велико, и
вряд ли его нужно знать другим) объяснить свой поступок. Осознание проблем,
которые стоят сейчас перед РПЦ МП, видение изнутри морального и духовного
облика многих её официальных служителей, который подчас просто ужасает, не
оттолкнули меня от Православия, не сделали врагом Церкви. Я, как и прежде,
твёрдо желаю оставаться монахом и священнослужителем Русской Церкви.
В своей повседневной жизни мы (и я в том
числе) нечасто во всей полноте осознаём, что Церковь, в отличие от всех мiрских
организаций, – это не просто группа чем-то объединённых людей, а именно
Вселенское Православие, без каких бы то ни было региональных (пространственных)
и исторических (временных) ограничений. Церковь – это Господь Иисус Христос –
её глава, святые и подвижники благочестия всех времён и народов, все усопшие в
православной вере, все ныне живущие на Земле православные христиане. Также и
Российская Православная Церковь как часть Вселенского Православия – это не
Московский Патриархат и, тем более, не его официальные структуры, а все
православные люди, осознающие свою принадлежность к Русскому Православию, в
том числе и все правильно рукоположенные епископы, священники и диаконы, а не
только те, которые служат в Московском Патриархате. Священноначалие Московского
Патриархата берёт на себя большой грех, замалчивая это, утверждая, что
каноничность (в том числе и законность рукоположения) и благодатность
принадлежат только ему самому.
Российская Церковь
раскололась в первой трети ХХ века не в силу злого умысла каких-то
расколоучителей (хотя и такие были), а в силу исторических обстоятельств –
прихода к власти в стране воинствующих безбожников. Часть православных христиан
(не большая, а меньшая часть) во главе с митрополитом Сергием (Страгородским)
сознательно пошла на союз и сотрудничество, которое очень скоро превратилось (и
не могло не превратиться) в служение этой власти. Другие части ушли либо за
границу, составив Русскую Православную Церковь Заграницей, либо на нелегальное
положение, образовав невидимую, но активно действующую Катакомбную Церковь.
Церковное начальство Московского Патриархата
вынуждено было оправдывать действия советской власти, приведшей в состояние
бездуховных и бессмысленных рабов народы России; утверждать, что в СССР нет
гонений на верующих, когда в то самое время расстреливали тысячи и тысячи
священнослужителей и мiрян (одних только священников физически было уничтожено
около 30 тысяч), ещё большее число подверглось унижению, издевательствам,
пыткам в застенках ОГПУ и в советских концлагерях. Первые предательства
повлекли за собой целую вереницу отступлений, лжи, замалчиваний, новых
предательств, которые продолжаются и поныне. Именно это служение
большевицвласти позволило Московскому Патриархату по личному указанию Сталина в
1943г. “избрать” митрополита Сергия (Страгородского) патриархом
Московским и всея Руси, – незаконно, во-первых, потому, что “избравшие”
его архиереи (не Поместный собор) представляли не всё Русское Православие, а
лишь небольшую часть его; во-вторых: “Если какой-нибудь епископ, мiрских
начальников употребив, через них получит епископскую в Церкви власть, да будет
извержен и отлучён, как и все, сообщающиеся с ним” – правило № 30 святых
Апостолов.
Мiрское начальство утверждало, а часто и прямо
ставило священноначалие Московского Патриархата. Именно это служение
безбожникам позволило Московскому Патриархату превратиться в огромную и богатую
– не людьми, а имуществом – организацию, презрительно и надменно не замечающую
всех прочих.
Сейчас Московский
Патриархат сменил одних хозяев на других, которые, как и прежние, стремятся к
мiровому господству, только другими средствами. Но ведь князь века сего (Ин.14:30;
16:11) и бог мiра этого (2Кор.4:4) – диавол.
Кому же служит Московский Патриархат? Братья и
сёстры, задумайтесь. Здесь не место подробно излагать историю этого
трагического злочестия. Даст Бог, представлю её в других статьях. Я далёк от
мысли, что все, находящиеся вне Московского Патриархата – святые, а все,
находящиеся в нём – отпетые грешники. Скажу лишь (и это моё твёрдое убеждение),
что я не могу спасаться внутри нынешнего Московского Патриархата, где у меня
связаны руки и ноги, а на сердце лежит тяжёлый камень, где я, пусть даже только
молчанием, вынужден каждодневно участвовать в делах лицемерия и лжи. Я не
ушёл бы, а остался и пытался изнутри противостоять злу, если бы не был убеждён,
что это невозможно. Пусть каждый, поставив себя перед лицом Христа и своей
совести, сделает правильный выбор.
Бог вам судья. Храни вас Господь.
Его Высокопреосвященству Викентию, архиепископу Екатеринбургскому и Верхотурскому РПЦ
МП бывшего клирика Екатеринбургской епархии, бывшего насельника
Свято-Преображенского монастыря г. Каменска-Уральского иеромонаха Евгения (Пампуры). УВЕДОМЛЕНИЕ
Сим уведомляю Ваше
Высокопреосвященство о моём выходе из состава клира Московского Патриархата
(РПЦ МП) по своей доброй воле. Считаю долгом хотя бы вкратце объяснить свой
поступок. Самое главное. Согласно Правил 45, 46, 65 Святых Апостолов и Правил
32, 33, 37 Лаодикийского Поместного Собора, принятых всеми Православными
Церквами в качестве канонов, моление с еретиками, принятие от них жертвы и даже
просто совместное празднование, вхождение для молитвы в синагогу наказываются
извержением из сана и отлучением от церковного общения. Священноначалие
Московс. Патриархата многократно подпадает под эти прещения и даже не считает
нужным объяснить свои действия пастве, прихожанам. Правило 15
Константинопольского Двукратного Собора определяет, что священники, отделяющиеся
от общения с предстоятелем из-за ереси, осуждённой святыми Соборами и святыми
отцами, не раскольниками именуются, а, наоборот, достойны чести, как
стремящиеся оградить Церковь от расколов и разделений. Считаю, что я поступаю в
строгом соответствии с этими Правилами.
Кроме того, годы пребывания в лоне РПЦ МП
привели меня к твёрдому убеждению в глубоком духовном поражении этого религиозного
объединения, укоренившемся в нём духе человекоугодия, лицемерия, страха,
доносительства, лжи и подлости, соединённым с непомерной жаждой наживы и, что
особенно важно, совершенной невозможностью что-либо изменить, находясь внутри
него.
Всё это суть последствия
известных действий церковного начальства, связанных с именами митрополита
Сергия (Страгородского) и его преемников, продолжающихся и поныне. Необходима
публичная оценка и покаяние нынешнего священноначалия за дела своих
предшественников и за свои собственные.
Без этого покаяния, кардинального
обновления всей церковной жизни, разрушение здания Церкви Московского Патриархата
неотвратимо будет приближаться. Развязка наступит быстрее, чем Вы думаете.
Будучи насельником монастырей, я постоянно пребывал в атмосфере равнодушия, презрительного
высокомерия, хамства, воинствующего невежества.
Если бы это касалось только меня, я мог бы
утешать себя, что это попущенная Богом для меня школа терпения, смирения и
послушания. Однако я увидел, что монастыри сейчас для всех являются местом изощрённого
превращения человека в животное, что формируемые там качества злобы, ленивого потребительства,
глубокой развращённости в самых
своих началах несовместимы с христианством.
Духовная жизнь, сводящаяся
исключительно к послушанию начальству, которое “превыше поста и молитвы”,
унижению и заискиванию перед ним, с полным уничтожением всякого потенциала
творчества и свободы, приводит человека не к формированию образа и подобия
Божия, но злобного,
ненавидящего всех и вся зверя или психически больного. Жаль, что Вы этого так и не поняли. В связи со всем
этим я счёл дальнейшее пребывание здесь предательством Христа и тех людей, кто
ещё не потерял разум, честь и человеческое достоинство. Вы, может быть,
скажете, что прежде, чем принимать подобные решения, надо было поговорить,
обсудить эти взгляды. Я неоднократно писал Вам Прошения, пытался говорить при
личных встречах, много раз заговаривал об этом с наместниками. Но ни разу не
был не то что понят, но даже услышан.
Хочу подчеркнуть, что я не за разделение
выступаю. Наоборот, горячо желаю объединения православных людей России в единой
Поместной Российской Православной Церкви (сейчас, как Вы знаете, в России и
других странах бывшего СССР действует несколько независимых друг от друга
православных церковных объединений, и Московский Патриархат – только одно из
них).
Но не беспринципного объединения, слияния во
что бы то ни стало желаю я, а возрождения Русского Православия, начало которому
было положено Поместным Собором 1917-18 гг. и фактически прерванного со смертью
Патриарха Тихона в 1925 г.
Надеюсь, Вы с пониманием отнесётесь к моему
праву высказать публично свои наблюдения и мысли, оставшиеся в результате
пребывания в РПЦ МП. Не для злопыхательства, не как месть за нанесённые лично
мне обиды и оскорбления, а для предупреждения неведающих, какую “духовность”, какой “путь ко спасению” они получат в Московском Патриархате. Иеромонах
Евгений (Пампура).
ОБРАЩЕНИЕ к
мiрянам – прихожанам храмов и монастырей Екатеринбурга, Каменска-Уральского и
других городов и сёл Свердловской области. Я, иеромонах Евгений (Пампура),
бывший насельник и священник Преображенского монастыря г. Каменска-Уральского,
а до этого – монастыря во имя Святых Царственных Страстотерпцев в урочище
Ганина Яма близ г. Екатеринбурга, имею большую нужду обратиться к вам, братья и
сёстры. Я добровольно ушёл из монастыря и вышел из состава священнослужителей
Екатеринбургской епархии, которой управляет архиепископ Викентий (Морарь).
На языке церковных канонов (т.е. правил, законов) это называется “отложился от
своего епископа”. Такие священнослужители, говорит Правило 15 Двукратного
Константинопольского собора, должны быть извержены из сана как учинившие
раскол. Но то же Правило говорит: если священник отложился от епископа из-за
ереси, осуждённой святыми Соборами или отцами, в которую впал этот епископ, то
такое отделение и осуждение будет не расколом, а предотвращением
расколов и разделений, и достойно чести, подобающей православным. Я убеждён,
что действия архиепископа Викентия и других иерархов, которым он
административно подчиняется – патриарха Алексия II, членов Священного Синода,
квалифицируются как еретические и подпадают под прещения (наказания),
определённые Правилами 45, 46 и 65 святых Апостолов и Правилами 32, 33, 37, 39
Лаодикийского Собора, вплоть до извержения из сана и отлучения от общения
церковного. В этих Правилах осуждается совместное моление с еретиками,
принятие жертв (даров) от них и даже совместное празднование с еретиками и
язычниками. Разве они не делали и не продолжают делать это? Такие крайне
неканонические действия церковного начальства, а также предательство их
предшественниками верующего народа в 20-70-е годы (патриархами Сергием,
Алексием I, Пименом) привели к глубокому духовному и моральному разложению
церковного организма. За годы священства и монашества я с избытком насмотрелся проявлений
гордыни,
презрения к окружающим, высокомерия и хамства. Только ли я свидетель тому, какими словами и поступками
оскорбляет и унижает братию, проживающую в монастыре, игумен Феодосий (Гажу)
– наместник монастыря во имя святых царственных страстотерпцев, как он в гневе
срывал с монахов одежду и головные уборы и топтал их? Разве один я знаю, сколь
высокомерен иеромонах Нестор (Болков), наместник Преображенского
монастыря в г. Каменске-Уральском? Например, он так понимает послушание: без
его благословения нельзя подать голодному кусок хлеба, даже когда он не может
благословить по причине своего отсутствия.
А ведь Христос учил быть милосердным,
накормить голодного, как будто это Он Сам. Что, надо приводить цитаты? Их
много. Будем спасаться послушанием наместникам, плюя на заповеди Божии?
Мы так и поступаем... А так иеромонах Нестор отвечает, когда кто-то из прихожан
осмеливается сказать ему о каких-либо непорядках в храме или монастыре: “не
нравится, не ходи”, видимо искренне считая, что монастырь – его личная
собственность, а не собственность всего народа церковного? Может быть, это
действительно уже так? Отмечу, что это совершается при том, что монастыря
фактически нет. Есть территория, есть почти восстановленный храм. Но монастырь –
это не недвижимость, не имущество. Это люди, единая братская семья. За 7 лет
такой семьи не создано. Насельники монастыря меняются ежегодно, да не по разу.
Так что монастырь на самом деле и не монастырь, а приход с небольшим штатом
обслуживающего персонала и очень большой “текучестью кадров”. Такая же ситуация
в женской монашеской общине в селе Колчедан, приписанной к монастырю. Не идут
туда люди. Не “заслуга” ли в этом иеромонаха Нестора?
А как оценить такое проявление “христианской
скромности”? В 2006 г. в г. Каменске-Уральском издана книга “Под Покровом
Святым” о Покровском храме. В ней немало места уделено впечатлениям прихожан о
теперешнем настоятеле храма протоиерее Иоанне Агафонове. Прихожане не могут
нахвалиться, налюбоваться благочестивым батюшкой: он добрый и внимательный,
заботливый и прозорливый и проч. Хорошо, что прихожане любят батюшку; может,
они и преувеличивают, но ведь это так свойственно любящему сердцу. Смущает
лишь, что книга эта издана под общей редакцией протоиерея Иоанна Агафонова. Впрочем,
протоиерею Иоанну есть с кого брать пример. В служебных помещениях архиепископа
Викентия, в храмах и монастырях висят портреты не только патриарха Алексия II
(как когда-то в официальных местах висели портреты Л.Брежнева), но и самого
архиепископа Викентия. Такого “смирения” в мiру не увидишь.
Смущают и некоторые
проявления братской любви священников друг кo другу. Когда, например, Иоанн
Агафонов, благочинный Южного церковного округа, митрофорный протоиерей, и
наместник Преображенского монастыря иеромонах Нестор (Болков) прилюдно
оскорбляют друг друга. Не хочется вспоминать эти грязные распри, но ведь они
продолжаются и о них многие знают. Живя в мiру, я с подобным тоже не
сталкивался.
Братья и сёстры! Я прошу у вас прощения за
свою нерешительность и малодушие. Я слишком долго ждал, оттягивал, боялся обвинения в непорядочности,
предательстве, запрета в священнослужении. А запрещают в служении за малейшее
выражение своего мнения, несогласие с начальством. Как это произошло в мае с отцом Валерием из Покровского
храма и иеромонахом Иоанном из Преображенского монастыря г.
Каменска-Уральского, и со многими другими священнослужителями.
Простите меня, братья и
сёстры. Помолитесь обо мне, грешном.
Хочу, чтобы вы знали: я не
ухожу из Церкви Христовой, из Церкви Православной, из Церкви Русской, не снимаю
монашеских парамана и мантии, священнического креста. Надеюсь пронести их до
конца своей жизни. Я ухожу из Московского Патриархата, и то лишь потому, что не
вижу возможности изнутри противостоять всему тому явному злу, с которым
столкнулся. Ухожу под омофор Русской Истинно-Православной Церкви (РИПЦ). И я
обещаю вам продолжать бороться за спасение своей души и тех людей, которые
вверят мне как священнику свои души. Ибо без их спасения нет и моего. Иеромонах
Евгений (Пампура). Евр.13:5 – “Имейте нрав несребролюбивый,
довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя”.
Откр.2:2 – “знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое, и то,
что ты не можешь сносить развратных, и испытал тех, которые называют себя
апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы”.
Размеренно в
молитвах жизнь текла,
Перетекала в подражанье
старшим,
Старались избегать добра и
зла,
Семью считали самым-самым
страшным.
Любой прогресс считался искушеньем,
А проповедь в миру за наважденье.
Сновали на соборах словно шершни,
Рекорды ставили в безмолвии и бденье.
Я удивляюсь более всего,
Читая в житиях
прославленную самость,
Могли за пазухой, шутя,
держать огонь –
Быть может, образно сумели
приукрасить?
Но явно, что молчанью скован нимб,
Заумные слова о пренебесном,
С Писанием не подберёшься к ним,
Во сне и наяву к ним лезут бесы.
Вживались в образ
ангельский не сразу,
Твердела мысль под опытами аввы,
Боялись красоты, шли к
созерцаньям праздным —
В бесславии их нагоняла
слава.
За сотни вёрст шагали по пустыне,
Чтоб мудрости хлебнуть и откровений.
Канонизируют своих, едва они остынут,
Нетленный будет или же сопрет.
Что не по Слову Божию, то –
бред,
Добавить букву – язвами
покрыться.
Убавившего в Царстве не
было и нет,
К спасённым он не
приближался близко.
Что во Христе, бери не по частям, –
С молитвой строгой и хожденье в страхе;
Слова Евангельские – основной костяк,
В дыму кадильном чтобы не зачахли.
Четвёртый век… кипело по
пустыням, —
На благовестье не было
призыва.
Накроет полумесяц — и очаг
остынет,
В кричащей немоте вход в
монастырь разинут. 12.05.08. ИгЛа