Вопрос 1996: 7 т. Мощи святых терпели поругания от нечестивых. И Вы тоже говорите против мощей?
Ответ: Я не против мощей, а против нарушения слова Божия.
Мощи нужно почитать, а значит погрести их, со всеми почестями, и никогда к ним
больше не прикасаться. Быт.3:19 – «И сказал Господь Бог: в
поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах
возвратишься». Деян.8:2 –
«Стефана же погребли мужи
благоговейные, и сделали великий плач по нем». Иов.14:12 – «так человек ляжет и не станет; до скончания неба он не пробудится и не воспрянет от сна своего». Если бы монахи не придумали искать святости в
кусочках от расчлененного тела-трупа умерших, то и нечестивым не нужно было
проводить акцию по вскрытию мощей. Повод и соблазн подали именно монахи.
Евфимия – 11 июля. Прошло
много лет, много царей переменилось, миновали вселенские соборы святых отцов –
пятый и шестой3, спустя еще после них долгое время воцарился и именем
и нравом зверь – царь Лев Исаврярнин4. Он первый начал смущать Церковь Божию иконоборческою
ересью, называя святые иконы идолами и рассуждая со своими единомышленниками
так:
«Вот те, о ком говорит
пророк: «Есть у них уста, но не говорят; есть у них глаза, но не видят;
есть у них уши, но не слышат» (Пс.113:13-14).
Ему противодействовал
святейший патриарх Герман; царь с бесчестием сверг его с престола, а на его
место возвел еретика, своего единомышленника; таким же образом и других
правоверных архиереев, противившихся его ереси, он с бесчестием отправлял в
изгнание. Не только святые иконы, но и мощи святых хулил он, как пёс,
необузданным языком и уничижал их всячески. Видя и слыша о чудесах от честных
мощей святой великомученицы Евфимии, он терзался в душе от зависти, но не
осмеливался ничего дурного с ними сделать, боясь народного восстания и мятежа.
Он выдумал такую коварную вещь. Он пошел ночью с своими единомышленниками тайно
в церковь святой Евфимии и открыл гроб ее, которого не могли открыть персы:
попустил Христос Бог рукам зловерных христиан коснуться честных мощей невесты Своей, которые сохранил неприкосновенными от неверных
язычников. Персы грешили в неведении, а христиане отважились на злодеяние,
зная, что делали; попустил им Бог, к большему их осуждению, совершить бесчестие
святой. Злочестивый царь, открыв гроб, вынул оттуда с деревянным ковчегом
чудотворные и нетленные мощи святой Евфимии, а вместо них положил какие-то гнилые,
вонючие кости, которые нарочно приготовил для этого, и
опять накрыв доской, ушел, унесши с собою воровским образом те честные мощи и
положил их в одной из комнат царского дворца. Сестры же его и дочери тайно
приходили к святым мощам, кадили благовониями, освещали свечами, почитая их и с
любовью поклоняясь им. Но вскоре узнал про то злочестивый царь и тотчас взял
ковчег с мощами и ночью бросил его в море. На утро, собрав толпу зловерных, он
стал смеяться в лицо над правоверным народом, глумясь и укоряя мощи святой
великомученицы:
«Ступайте,
глупые, посмотрите на обман, которым вас прельщают, называя нетленными и
чудотворными мощи славной Евфимии, откройте гроб и посмотрите, правда ли это».
И тотчас послал своих приближенных с народом открыть гроб. Пошли, открыли и увидели все гнилые, вонючие кости. Еретики тогда начали смеяться и глумиться над правоверными, называя их поклонниками гнилых костей; правоверные же удивлялись такой неожиданности, недоумевали, стыдились, жалели. Тогда многие подумали о всех чудесах святой, что это был обман, плевали на те гнилые кости, выбросили их вон, а также и тот мраморный гроб вытащили из церкви, и храм Божий обратили в мерзость запустения; его подвергли большому поруганию, и церковь та стала как какой-нибудь пустой вертеп, или скотское стойло, или даже хуже, потому что там было место для всякой скверности и нечистот. Потом внутри церкви кузнецы устроили кузнечные печи и стали заниматься там своим ремеслом; и где прежде слышалось пение божественных славословий, оттуда стали раздаваться звуки молотов, ударяющих по железу на наковальне, послышались нелепые голоса сквернословия и бесчинный говор людей. Эти ремесленники жили в пустой церкви с женами и детьми, а в святом алтаре, как в закрытом месте, устроили себе отхожее место; и долго терпел Бог такие дела людей, такое осквернение Его святыни, пока не погубил злых злом, воздвиг опять православие, очистил и освятил Свое место, сделав его опять селением славы Своей».