Вопрос 4121:
30 т. Когда захожу в патриархийный храм, то такая же смертная тоска там
нападает, глядя на всё: суетятся, кто-то что-то бормочет где-то за иконостасом,
люди бродят, торговля идёт, одеты по-срамному. Почему же священники совершенно
не занимаются людьми? Да глядя на такую паству как нас могут уважать евреи или
мусульмане?! Они как от зачумлённых будут шарахаться, что они и делают.
Ответ:
Почаще ходите, чтобы сравнить с той красотой и благоговейностью какие есть в
нашем храме. А люди-то те же самые, только с одними занимались, а с другими не
удосужились попы время тратить. Нужно знать, в чём каяться. А каяться нужно в
первую очередь в том, что скрыли Слово Божие и нет благовестия Евангельского.
Привыкли на батюшек всё сбагривать, сдавать грехи, а сами ни на йоту не
двинутся на труд Божий.
«И кто сказал, что покаяние есть бездействие? Что
каяться — значит только сидеть во вретище, рвать на себе волосы и посыпать
голову пеплом? О случившемся в душе человека преображении и его истинном
покаянии свидетельствует не его смиренная физиономия лица и красивые слова, а поступки,
противоположные тем, в которых он раскаивается. Еще Иоанн
Креститель, обличая фарисеев и саддукеев, призывал их сотворить “достойный
плод покаяния”. (Мф.3:8) Не существует покаяния без исправления, то
есть действия. Покаяние есть изменение человеком своей
развращенной грехом сущности, своей порочной жизни. Ведь и в Ниневии, кроме
того, что “ни люди, ни скот, ни волы, ни овцы ничего не ели, не ходили на
пастбище и воды не пили... покрыты были вретищем... и крепко вопияли к Богу”,
но и “каждый обратился от злого пути своего и от насилия рук своих”
(Ион.3:7-8). Искренность покаяния доказывается делами. А каяться нужно,
кроме всего прочего, заметьте, и в собственном малодушии, в том, что когда-то
промолчал…
Попробуй же сказать это
большей части современных иерархов и священников. Перепугаешь до смерти, но
вразумительного возражения, кроме проповеди толстовства, не получишь.
Как же мы, находясь в таком
подавленном состоянии духа, можем противостоять с радостью готовым на любую
жертву во имя аллаха мусульманам и другим многочисленным нашим врагам? В 1917-м
году была похожая ситуация. Также до последнего момента попы успокаивали себя и
– что ещё преступнее – народ, стараясь не замечать ломящуюся в двери русских
домов революцию. К чему это их привело всем известно... И вот вопрос. Пострадали
они тогда за Христа или стали
жертвами своих же малодушия и беспечности?
Ссылаясь на то, что в наше время люди, в силу
их немощей, не смогут понести и части трудов христиан предыдущих поколений,
некоторые “любвеобильные” духовники своим чадам делают такие поблажки, что
таинство покаяния превращают в фарс, “милостиво” отпуская им без всякого
наказания и епитимий грехи, которые те с постоянной периодичностью исповедуют и
в них “каются”. Но ведь покаяние подразумевает впредь греха несовершение. И
дорого обходится их чадам такая снисходительность. Эта легкость отпущения
провоцирует человека на новый грех или коснение в старом, то есть вместо спасения ведёт к духовной
гибели. Нигде не сказано, что планка спасения в наше время
снижена и что его можно достичь, раз в месяц заходя в храм поставить свечку. Проповедующие вхождение в Царство
Небесное широкими вратами (Мф.7:13-14)
по сути являются волками, исхищающими у людей спасение. Отдают ли наши
батюшки своим действиям отчет, не знаю, но равнодушно взирать на идущих в
погибель людей или, более того, создавать иллюзию их спасения – просто
преступно. Характерная деталь. Упомянутые снисходительность и “любвеобильность”
в основном проявляются к состоятельным или высокопоставленным прихожанам, чтобы
не отбить у них желание посещать церковь и жертвовать деньги. В этом, конечно,
есть свой резон. Но чем мы тогда отличаемся от так поносимых нами за их
индульгенции католиков? У них даже честнее, без лицемерия. Заплатил по
прейскуранту — и чист.
Извращённое понимание
христианских добродетелей в наши дни приобрело массовый и повсеместный
характер.
Рассуждение – высшая добродетель, которой должна подкрепляться
всякая другая, чтобы быть истинной – выдаётся за осуждение. Послушание
из вольного следования советам и указаниям духовного наставника превращается
в обязательное подчинение всем, кто бы его ни потребовал из вышестоящих по
чину, и почему-то оказывается выше поста и молитвы... Смирение из мужественного
и великодушного благодарения Бога за всё, в жизни случающееся, становится
какой-то рабской покорностью. И что самое примечательное, в числе добродетелей
забыто мужество!
В результате духовная жизнь
современного православного человека приобрела нездоровую и во многом даже
неправославную окраску. К тому же из нее был выхолощен отличительный дух
Христианства — дух свободы, свободы выбора и волеизъявления. По законам
православной духовной жизни перед человеком должно оставаться право выбора.
Духовник обязан дать совет своему подопечному, объяснить, как следует в той или
иной ситуации поступить христианину, но сделать выбор и принять решение тот
должен сам. А батюшки наши часто берут на себя смелость буквально вторгаться в
личную жизнь своих чад, насилуя их волю, лишая их свободы. Начитавшись
святоотеческой литературы, многие
духовники позволяют себе экспериментировать с людскими душами как им
заблагорассудится. Исходя из своих,
чисто книжных, а не выработанных в результате личного опыта, представлений о
Православной духовности, современные пастыри и формируют внутренний мир своих
духовных чад. Без должного рассуждения требуют от них, мiрских людей, по сути
монашеского жития. Внушают, что мip лежит во зле, и поэтому бизнесом и всякими
мiрскими попечениями заниматься не следует, а лучше заниматься возделыванием
своей души... Что участие в политической и общественной жизни повредит их жизни
духовной и т. д., и т. п... (Хотя отношения с уже действующими политиками и
бизнесменами большинство священников норовит установить при любом удобном
случае. Для “решения проблем”.)
В последние годы на
церковных приходах воспитана даже своеобразная разновидность “людей в
чёрных халатах” (не подрясниках, а именно, халатах). Это тип человека,
вырванного из мiрской жизни, но не пришедшего к монашеской. Часто это совсем
молодые люди, парни и девушки, способные учиться, работать, создавать семьи и
рожать детей, так необходимых сейчас защитников Отечества. Оставляя всё, они
живут при приходах, думая, что спасаются и служат Богу, а на самом деле просто
прислуживая батюшке. А батюшки наши, вместо того, чтобы отправить в монастырь
на испытание возжелавшего духовной жизни раба Божьего, годами держат при
себе, нет, не послушника (в послушании у мирского священника могут и должны
быть только его жена и собственные дети), а дармового безропотного слугу,
точнее — раба собственного. Когда, наконец, по прошествии
нескольких лет, наступает прозрение, и он (она) решает определиться в жизни,
оказывается, что благоприятное время на учёбу, создание семьи, приобретение
квалификации безвозвратно потеряно, а в монастырь идти отбито всякое желание.
Конец такого “духовного” руководства часто выливается в трагедию.
В России православные
занимают самые низшие ступени общественного и имущественного положения. И это в
стране, в которой Православие является основным вероисповеданием! Парадокс...
Батюшек же наших проблема эта особо не занимает. Даже наоборот, по их мнению,
православному человеку богатым быть как бы стыдно. Только как это
соотнести с тем, что в большинстве своём сами они далеко не бедствуют и своих
состоятельных прихожан богатством не стыдят? И конечно, ревностнее всех в такой
лукавой проповеди мнимого “нестяжания” — священники-евреи. Именно евреи усердно
разъясняют православным, как бизнес вреден для души. Правда, это они горячо
проповедуют только по воскресеньям с амвона, а всю остальную неделю (кроме
субботы) усердно лечат по домам и офисам повреждённые души гойских бизнесменов.
Не бесплатно, конечно…
Но ведь нищета сама по себе в Царствие Божие
не приводит. Одно дело — вольная нищета аскета, избавляющая его от
многопопечительности и рассеянности ума, тем самым помогающая ему
сосредоточиться на духовном делании — стяжании добродетелей и искоренению страстей.
Другое же — вынужденная нищета мipcкoгo человека, разжигающая человеческие
страсти. Ведь бедность сплошь и рядом порождает страшные грехи и пороки.
Да, Господь сказал: “трудно
имеющим богатство войти в Царствие Божие”. (Лук.10:24)
Естественно, богатство приносит человеку множество искушений, перед которыми
трудно устоять. С другой стороны, не меньшие искушения рождает и нищета.
Поэтому в другом Евангелии Он пояснил, что “трудно надеющимся на
богатство войти в Царствие Божие!” (Мрк.10:24) Ведь
богатому, но надеющемуся на Бога, рассудительно используемое богатство даёт
возможность ко спасению через благотворительность, милостыню и
другие добродетели. Но об этом батюшки-евреи если и говорят, то, очевидно,
только своим соплеменникам. Ну и богатым гоям, конечно.
Простите, но трудно удержаться от резкости в
оценках, когда перед глазами стоят искорёженные человеческие судьбы.
Культ старчества, созданный
у нас в последнее время, ничего общего с Православием не имеет. Речь не идёт об
отдельных личностях. Я говорю о том представлении, которое у нас сформировалось
о старчестве, как о сложившемся институте. К старцам у нас идут как к гадателям
и кудесникам: пощекотать нервы, общаясь с человеком, “видящим” твоё прошлое и
будущее, получить предсказание, если повезёт — исцелиться. Редко кого
интересуют вопросы духовные. Обычно обращаются по самым обыкновенным житейским
делам, совета на многие из которых полезнее было бы спросить у старшего
родственника или соседа.
И вот “старцы” сочетают
браком и разводят, увольняют с работы и направляют на учёбу, посылают в
монастыри и руководят коммерческой деятельностью своих чад. Причём любое слово
“старца” принимается как глас Божий, и даже в самых их нелепых поступках и
высказываниях ищется “духовный” смысл, а их благословению придаётся магическое
значение. В итоге православные по своей собственной воле (или безволию)
выпадают из социума, освобождая место для наших противников, которые этого
только и ждут, моментально занимая оставленную территорию. Самоустранение
православных из политической и общественной жизни только на руку нашим врагам.
Мы же сами себя заключаем в некую резервацию. В результате такого духовного
состояния нашей Церкви сформировался даже определённый типаж православного,
можно отметить, внешне очень несимпатичный. Это некое неопрятное, нечёсаное,
инфантильное существо с капустой в бороде, без работы, семьи и жилплощади, всё
своё время проводящее в бесконечных “духовных” исканиях и паломничествах, но ни
на какое серьёзное дело не способное. Можно было бы на этих бедолаг и не
обращать особого внимания, если бы сей сложившийся малопривлекательный образ в
представлении основной массы людей как-то постепенно и незаметно не стал
типичным и характерным для православного христианина.
Но чтобы к этому земному не
было пристрастия и материальный достаток и свобода не давали повод ко греху, а
открывали возможности для духовного развития и устремляли человека от земли к
Небу. А кому мы в нашем нынешнем плачевном состоянии духа можем противостоять,
кого привлечь на свою сторону? Более того, нынче распространено откуда-то
взявшееся ложное мнение, что миссионерская деятельность не в традициях
Православия. Мол, истинная вера не нуждается в её пропаганде. Храмы открыты,
кто хочет — придёт. Но ведь когда-то Преподобный Герман уехал на Аляску спасать
эскимосов, до революции русские православные миссии постоянно отправлялись в
Китай и Японию, греки и сейчас активно миссионерствуют по всему свету. А сейчас
у нас в Москве наши же русские дети превратились в папуасов, ходят с серьгами в
языках и татуированными лицами — и где миссионеры, которые бы донесли бы им
весть о Христе? Мы же всё храмы строим, купола золотим. А как же купола храмов
душ человеческих?..
Как это ни прискорбно сознавать, Православная Церковь в нашем обществе
превратилась в самый настоящий анахронизм.
Она перестала играть в жизни русских должную ей роль души народа и является в
большей степени принадлежностью чтимой старины, хранительницей внешних традиций
и обрядов, чем Божиим установлением, без которого жизнь человека теряет свой
смысл. Во многом это произошло из-за того, что мы перестали понимать, что есть
она на самом деле. И прежде чем мы не ответим себе на этот вопрос в осмыслении
того, что с нами происходит, мы не сможем продвинуться. Церковь — это не Храм,
не место для совершения мистических действий, не церковная иерархия и клир.
Церковь — это Тело Христово, общность в Духе святых на небесах и людей на
земле, стремящихся исполнить Евангелие и наследовать Жизнь Вечную. Главной задачей Церкви является
свидетельствование об Истине, с целью приведения человеческих душ в Царствие
Небесное. Если причина нашего национального позора, как
совершенно справедливо утверждает большинство духовников, в нас самих, так
давайте и вскроем язвы и пороки для их скорейшего уврачевания. Но почему-то те,
кто так настойчиво призывает народ к покаянию, находят всякие причины и
обоснования скрывать собственные недостатки и грехи. А ведь лучший способ
подвигнуть кого-то на любое дело — это самому подать пример. И не с этого ли
начнется покаяние русского народа? Однако нестроения и духовный кризис, которые
наблюдаются в нашей Церкви – а на мой взгляд, именно в этом лежит корень и
всех наших национальных проблем – всеми способами скрываются, и больные
вопросы всячески замалчиваются». Монах Афанасий. 2Кор.11:13-15 – «Ибо
таковые лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых. И
неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не
великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их
будет по делам их».
Зачем, скажите мне
на милость
Молчать монахи согласились,
По норкам под землёй
зарылись,
В пруду заросшем в тёмном
иле?
Что доказать они хотели,
Обет молчанья Богу дав? 16.10.06. Пупков С.П.
Весь грешный мир они презрели,
На званый пир нас не позвав.
Но всех слепых, больных,
увечных У ног своих Христос собрал.
Сказал Он нам о жизни
вечной, Надежду на спасенье дал.
Хвала Христу, что есть такие,
Что в мир благую весть несут! Они любимые, родные, Когда их стол совсем не
скуп.
Нас от бесчисленных
грехов, От этих низменных оков,
Очистят нас от всякой
скверны, И будут нам они примером.
Их вере будем подражать, Не станем, как монах молчать!
Взирая же на их кончину,
Узнаем мы тогда причину,
Зачем монах под землю
лез И уходил от мира в лес!
«Кто слов Моих не
постыдится, Того и Я не постыжусь»;
Для чистых всё пребудет
чистым, А храм без Бога грязен, пуст.
Да будет труд мой не
напрасен, И Бог откроет вам уста;
Молчать? О, нет, сей путь опасен, Там нет любви и нет Христа!