Вопрос 3209: 18 т. Есть ли какие-то особые методы работы с
мусульманами? Каков Ваш личный опыт в этом?
Ответ:
Хотя некогда я встречался в разных городах в мечетях и с муллами, и с
паломниками, совершившими хадж-паломничество, но это даже и не опыт, а просто
знакомство. Мне не встретился за всю жизнь ни один мусульманин духовный, если
таковые вообще есть. Есть опыт у тех, кто там трудился. Вот небольшая брошюрка:
Бессам М. Медани. «Библия и ислам». Москва «Благовестник», 1996 г. 96
стр.«Как
свидетельствовать о Евангелии мусульманину».
«Из всего множества религий
ислам, пожалуй, единственная, которая носит ярко выраженный антихристианский характер. С момента возникновения в VII веке ислам
распространялся в основном за счёт бывших христианских территорий. Христиане на
этих завоёванных территориях были слабы и разобщены, и многие из них были
обращены в ислам. Исторически христиане западного мира почти постоянно вели
борьбу с мусульманами - в Испании и в восточной Европе. Позднее крестоносцы
попытались освободить Святую землю. Христианская миссия в исламе началась в XIX
веке. Выдающиеся люди были вдохновлены Богом на то, чтобы заложить фундамент.
Затем последовали перевод Библии, организация евангельских церквей, открытие
больниц, детских приютов и школ, в которых в то время была очень большая нужда.
Я имел честь быть миссионером на радио, вещавшем на страны арабского мира с
июня 1958 г. После тридцати лет благовествования о Евангелии и библейских
чтений я свидетельствую: “Для слова Божия нет уз” (2Тим 2:9).
В ежедневных проповедях на
международном уровне я сумел развить библейский способ преподавания
христианской веры мусульманам с использованием в качестве учебника Библии. И
благодаря действию Святого Духа этот способ оказался эффективным. Не о западной
культуре я рассказывал по радио, а об освобождающем слове Господа. Мусульманам
редко приходится слышать Слово Божье на родном языке. Большинство из них
никогда не видели Библию.
Я также полагаю, что
формальное отношение к Библии — Слову Божьему не может помочь тому, кто готовит
себя к миссионерской деятельности среди мусульман. Мы должны осознать
предназначение Слова. В этой книге подчёркивается искупительный характер
Евангелия. В основе библейского откровения лежат жизнь и служение Господа
Иисуса Христа. Ислам тем более заставляет ставить на первое место тот факт, что
Мессия пришёл не просто учить и исцелять, но искупить свой народ от греха.
Кроме того, я убеждён, что наше центральное
расхождение с исламом лежит не в вероучительном подходе к Богу и Христу, а в
учении о человеке. Мусульман убеждают, что фактически человек не грешен
в библейском смысле этого слова — следовательно, он не нуждается в искуплении.
Значит, мы должны особенно выделять библейское учение о том, что Мессия пришёл
от Бога именно для того, чтобы сразиться с ужасающим царством греха.
Если нам по милости Божьей удалось раскрыть
перед мусульманами их нужду в Спасителе, удалось показать, что Бог послал
Мессию Иисуса быть их Спасителем, то тогда традиционные проблемы, касающиеся
учения о Троице и Богосыновстве Иисуса отпадут сами собой. Как христиане,
которым Господь дал задание провозглашать Благую весть до края земли и до конца
времён, мы должны заботиться о 900 миллионах мусульман, чьей насущной нуждой
является познание Благой вести об искуплении. Деян.4:12 – «Ибо нет
другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы. нам спастись».
Одно из основных положений,
которое получили в наследство мусульмане, это утверждение о том, что христиане
фальсифицировали Святое Писание. Предположительно, это извращённое
представление сформировалось до эпохи широкого распространения ислама. Мусульмане
не знают ни одной книги Ветхого Завета, за исключением книг Моисея и
Давида. Они изумляются, находя в Новом Завете четыре Евангелия, Деяния
Апостолов, множество Посланий и таинственную книгу под названием Откровение
Иоанна Богослова (Апокалипсис). Для них совершенно неожиданным оказывается
факт, что Библия состоит из 66 книг. Поэтому особенно важно с любовью и
терпением разъяснять им, что Слово Божье включает две части: 39 книг Ветхого
Завета и 27 книг Нового Завета. Подойдя к Новому Завету, необходимо отвергнуть
утверждение, что у нас имеется несколько Евангелий. Мы должны стоять на том,
что есть только одно Евангелие (Инджил) и что Евангелие — это прежде всего
Благая весть. Именно это и означает “инджил”, т.е. “Евангелие”. Это не книга,
которую, как постоянно учат мусульман, Иисус получил с небес. По своему
содержанию Слово Божье - это и закон, и Евангелие. Необходимо знать арабское
слово “шариа” (закон). Повеления Бога, как и его обетования, содержатся во всём
Св. Писании. Благую весть Иисуса нельзя сводить только к Евангелиям по Матфею,
Марку, Луке и Иоанну. К большому сожалению, мы сами часто поддерживаем
непонимание мусульманами христианской веры, говоря “от” Матфея, Марка, Луки или
Иоанна. Мы должны строго придерживаться греческого оригинала и пользоваться
предлогом “согласно”, или “по”. Не следует создавать впечатления, что у нас
есть четыре Евангелия. У нас всего одно Евангелие, и это Евангелие Господа
нашего Иисуса Христа.
Традиционно в Библии на арабском языке
Евангелие называется “Инджил Матта”. Буквально это значит “Евангелие от
Матфея”. Мусульманин удивляется при виде книги под названием “Евангелие от
Матфея”. Он спрашивает: “А где же Евангелие от Мессии Иисуса?” Вам это,
возможно, покажется несущественной деталью. Но не надо забывать, что это только
прибавляет путаницы в “багаж”, полученный в наследство мусульманином. Он ищет
Евангелие под названием “Евангелие от Иисуса”, а христиане вместо этого
предлагают ему Евангелие от Матфея, Марка, Луки или Иоанна. Это приводит его в
замешательство. Следовательно, мы должны выделить время Его земной жизни,
подчеркнуть, что имеем только одно Евангелие, каковое и находим в виде полной
Библии. Например, Послание к римлянам можно интерпретировать как “Евангелие по
Павлу”. Было бы полезно начать изучение Библии именно с этой книги, поскольку
она даёт наиболее ясное и систематизированное представление о Евангелии Господа
и Спасителя нашего Иисуса Христа.
Некоторые христиане не
согласятся с этим. Я возражаю. Прежде всего, в арабском языке нет другого слова
для обозначения Бога, кроме слова “Аллах”. К тому же это слово употреблялось
задолго до появления ислама. Аллах - однокоренное слово и синоним древнееврейского
“Элохим”. Поэтому оно принадлежит не только мусульманам. В XIX столетии
американские и ливанские учёные, переводившие Библию на арабский, решили
использовать для обозначения Бога слово “Аллах”. Это было мудрое решение. В
арабской версии Послания к римлянам слово “инджил” употребляется для
обозначения Благой вести, а это и есть смысл Послания. Евангелие — это благая
весть о том, что Бог решил сделать ради искупления человека и как это
завершилось в воплощении Сына Божьего, в Его страданиях, мучительной смерти и
чудесном воскресении. Скорее всего, вы сразу же столкнётесь с неверным
пониманием Евангелия мусульманами. Они считают, что то была книга, которая
снизошла с небес на Ису. Он просто принял её и был избран проповедовать её
детям Израиля. Это, согласно Корану, была миссия Мессии. И ни единого слова об
искуплении!
Когда Павел называет “инджил” благой вестью
Бога, он тем самым утверждает, что она имеет божественное происхождение. Благая
весть приписывается не только Иисусу Мессии, но и Богу-Отцу: “Которое
[благовестие] Бог прежде обещал через пророков Своих, в святых
писаниях” (Рим 1:2). Вы не должны забывать, что Евангелие — это
Евангелие Бога. И пусть вас не смущает неверная трактовка Евангелия
мусульманами. Наша Библия является Евангелием Бога и Евангелием его Сына и эти
два определения не противоречат друг другу. Конечно, не было бы Евангелия, если
бы Сын не родился от Девы Марии, не пострадал при Понтии Пилате, не был распят,
не умер, не был бы погребён и не воскрес. Евангелие — это весть о Сыне Божьем.
Когда мы говорим “Сын Божий”, мы совершаем тем самым в глазах мусульман нечто
ужасное. Они считают это богохульством. Это называется ширк, что на арабском
означает самый страшный грех, который человек может совершить по отношению к
Богу — главе всего сущего, т.е. допуская существование Ему подобных.
Мусульмане понимают Бога
единственным в единственном лице. Они не понимают, как это у Бога может быть
Сын. В Коране есть стих, который гласит, что “Он не был зачат, и Он не
зачинает”. Иными словами, у мусульман очень неуклюжее и нелепое понимание
христианской Троицы: как Бога, Марии и Иисуса. В Коране говорится, что Мария,
зачавшая от Святого Духа, родила Мессию. Но мусульмане настаивают, что то был
просто человек. Более того, из описания Святого Духа, данного в Коране, нельзя
сделать вывод о Его божественной природе. Согласно исламу, Бог — единственное
лицо в полном смысле слова. Подробнее это учение рассматривается во второй
части настоящей книги.
Павел говорит: “наш
Господь Иисус Христос”. Кто есть наш Господь? Мусульманам не нравится,
когда это слово прилагается к Иисусу Христу — Мессии. Они позволяют употреблять
слово “Господь” применительно только к Аллаху, т.е. Богу. Как же можно называть
Иисуса Раб, т.е. Господь. Для них Он просто наби (пророк) и расул (апостол)
Аллаха.
Здесь мусульмане бурно протестуют, ибо в
соответствии с Кораном и мусульманским преданием Он никогда не был распят.
В Коране есть стих, в котором сказано, что враги распяли не Его, а кого-то
похожего на Него. В согласии с некоторыми своими преданиями мусульмане
полагают, что на кресте распяли Иуду Искариота. Они аргументируют тем, что Бог,
послав такого великого расула (апостола), как Иисус, сын Марии, никогда не
позволил бы Его распять. Не все мусульмане возражают против того, что страдание
имеет искупительную ценность. Шииты в Иране и Ираке относятся к этой мысли с
большим уважением. Они являются последователями Али, зятя Мухаммеда, четвёртого
Халифа, убитого во время гражданской войны, которая разыгралась вскоре после
смерти Мухаммеда. В свете последней фразы процитированного нами фрагмента
Послания к римлянам вы можете поговорить об исторической обстановке того
времени. На Ближнем Востоке кое-где до сих пор сохранились римские дороги. Было
бы полезно рассказать о многих людях — выходцах из Иордании, Сирии, Ливана и
Палестины и обосновавшихся в Риме. Наша главная задача — найти общие темы,
которые помогут благовествованию среди мусульман. Помните, что они очень чтут
историю, несмотря на то, что их понимание библейской истории во многом искажено
и искажения стали преданием и традицией. Как христианин, трудящийся среди
мусульман, вы должны хорошо знать священную историю, особенно касающуюся
Средиземноморья в эпоху ранней Церкви. Неспроста Православие (orthodox faith)
часто называется исторической христианской верой.
Обращаясь к стиху 16 первой главы Послания к
римлянам, мы читаем главную мысль всей книги: “Я не стыжусь
благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому
верующему, во-первых Иудею, потом и Еллину”. Это живое послание. Ваша
задача — разъяснить Евангелие мусульманам и молиться о том, чтобы Св. Дух
открыл их сердца и помог им принять Его. Это ваша работа — выявить
лжеучение, которое втолковывалось мусульманам с момента возникновения
ислама. Вы должны объяснить, чем является Евангелие и чем не является.
Евангелие — это не книга и не закон. Это власть Бога спасать каждого, кто
уверовал. Было время, когда Библия существовала только в виде Ветхого Завета.
Наиболее распространённой была греческая, переведённая в Александрии, в Египте,
и известная как Септуагинта. Естественно, когда Благая весть была впервые
провозглашена в средиземноморском мире, Нового Завета ещё не было. Его писания
формировались постепенно. К счастью, этот период не слишком затянулся, иначе последующие
поколения не смогли бы верно понять миссию Христа. Очень важно разъяснить, что
слова “всякий верующий” относятся к верующим во Христа, как об
этом и сказано в Св. Писании. Господь Иисус, в Которого должен веровать
мусульманин, — это Христос Святого Писания, а не “Исса-I аль-Масих” Корана.
Исса Корана не даёт спасения.
Возвращаясь ещё раз к вере, о которой говорит
Павел, — “всякий верующий” — мы говорим о вере в Христа изАль-Китаб, т.е. из
Книги, что по-арабски значит Библия. К сожалению, хотя в Коране мы
называемся “люди Книги”, мы не особенно торопились дать мусульманам Библию на их родном языке на
протяжении целых столетий. Большая
часть Библии уже была переведена на арабский. Но в практическое пользование
арабская Библия не была дана арабам вплоть до 1860 года! Это относится и к
большинству других языков исламского мира, в частности к урду, турецкому и
персидскому. В этом смысле миссионерская деятельность среди мусульман началась
совсем недавно. Вникая во фразу “во-первых Иудею, потом и Эллину”,
мы можем отметить как совершенно естественный факт, что Библия пришла сначала к
иудеям, ибо именно они были Божьим народом во времена Ветхого Завета. Нам
придётся объяснить слово “эллин” (язычник). Иудеи называли всех людей других
национальностей “гой” (мн. ч. “гуим”), что означало “не верующий в Бога”
— Бога, говорившего через святых пророков, Бога Святого Писания. На первый план
мы выдвигаем Бога, а не человека. “В Нём отрывается правда Божия от веры
в веру, как написано: «праведный верою жив будет»” (Рим.1:17).
В исламе есть неясная концепция, изложенная в
книге под названием “Таурат”, которая учит, как им самостоятельно получить
спасение через добрые дела. Мусульмане не пользуются такими словами, как
“спасение” или “спастись”. Они говорят, что человек познаёт, как умилостивить
Бога. Они уверены, что человек может совершать добрые дела, способные ублажить
Бога и заслужить Его милость. Праведность — очень удачный момент, с которого
стоит начинать миссионерскую деятельность среди мусульман, хотя бы потому, что
здесь кроется главное различие между христианством и исламом. У нас
действительно много различий. У нас серьёзные расхождения относительно Библии.
Мусульмане не верят, что наш Библия — истинное Святое Писание. Имеются важные
расхождения в вопросе о Боге: наш — триединый, их — единый как одно лицо. Есть
различия в подходе к личности и трудам Христа. Мусульмане считают, что Он —
просто человек, мы же считаем, что Он — Сын Божий, Который стал сыном человека.
Они отрицают сам исторический факт распятия Христа. Это лишь часть наших
фундаментальных расхождений. Мост к мусульманам можно лучше всего перекинуть
именно через эти ключевые пункты наших расхождений, так как в них — учение о
человеке. Ислам учит, что человеку не нужен Спаситель. В исламе человек —
слабое создание, чьё единственное устремление — познать волю Бога, чтобы
ублажить Его и заслужить его милость. Если изложить это в христианских
терминах, то выходит, что мусульмане верят, что познание Божьей воли
равнозначно спасению. В соответствии с их понятиями человек страдает от
незнания. И ему нужна не праведность Бога, а лишь познание Его воли. В этом
главное различие между исламом и христианством. В исламе человек грешит, но он
не грешник. Он совершает множество грехов и ошибок, но не является грешником в
смысле сильной врождённой наклонности к греху. Для мусульман (как и для иудеев)
человеческая природа изначально добра. Человек от рождения безгрешен. Он не
достигает достаточной высоты только лишь потому, что не знает Божьей воли.
Дайте ему это, и он сможет повиноваться закону и ублажить своего Создателя!
За спиной мусульман 1400 лет их религиозной
культуры, которая учит об изначально доброй природе человека. И им совсем
непросто поверить в его изначальную греховность и немощь. Хотя сама история приводит
множество примеров злой природы человека, они всё равно отрицают необходимость
божественного искупления. Ни мусульмане, ни иудеи не желают принимать
основополагающего положения библейского христианства о грехопадении человека.
Но он грешен во всём — в разуме, воле, чувствах. В реформатском богословии это
называется абсолютной греховностью. Этот тезис основывается на второй части
первой главы Послания к римлянам. К сожалению, исламская концепция падения
человека является карикатурой на библейское учение о нём. Мусульмане
полагают, что Адам упал физически, в буквальном значении этого слова, как
выпадают из окна. Затем он промолвил: “Виноват”, на что Бог ответил: “Ты
прощён”.
Грехопадение Ангелов, как оно изложено в
Коране, - совершенно невероятная и немыслимая история. Предполагается, что они
пали после грехопадения человека. Бог призвал одного из главных Ангелов и
сказал: “Поклонись Адаму”, на что тот ответил: “Господи, как же я могу это
сделать, когда Ты учил поклоняться только Тебе?” Бог разгневался и назвал
Ангела дьяволом. Это озадачивающее противоречие упоминается в книге под
названием “Критика религиозной мысли” (“A Critique of Religious Thought”),
написанной мусульманином-марксистом в бытность его профессором Американского
университета в Бейруте. Он указывает, что это самая невероятная история в
Коране. Как мог Бог просить Ангела поклониться человеку, когда все прочие
положения священной книги ислама учат, что поклонения достоин только Бог!
Идолопоклонство, столь ненавистное исламу, не является результатом неведения
человека. Это плод его падения. Идолопоклонство порождается грехом в библейском
смысле. Этот особый грех является в конечном счёте поклонением самому себе. Все
эти идолы, распространённые в Мекке во времена Мухаммеда, не были прихотью
вождей племён. Они были там и им поклонялись как конкретному выражения
тщеславия человека со всеми его мыслями и представлениями. Упрощенно
арабу-мусульманину сегодня можно сказать, что идолопоклонство в древнем и
современном мире существует как результат греха. Грех - это очень серьёзная и
отвратительная вещь! Мусульманин не имеет ни малейшего представления о том, что
ждёт его в конце жизненного пути. Он считает себя в состоянии исполнить закон и
с большой вероятностью заслужить благодать Бога.
Читая Коран, мы узнаём, что ислам особенно
настаивает на единственности Бога. Мы тоже веруем в единого Бога. Это —
библейское учение и одна из основных тем у пророков. Мы должны терпеливо
разъяснять мусульманам, что, хотя мы веруем в триединого Бога, это не значит,
что мы отступили от веры в единого Бога. Повсюду в исламском мире, где
христиане поминают имя Бога, они подчеркивают как Его триединство, так и
единство. “Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь”.
Нигде в Коране вы не
найдёте указания, как важно правильно обращаться к Богу. Как упоминалось выше,
в Коране нет ничего подобного Десяти заповедям. “Не произноси имени
Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто
произносит имя Его напрасно” (Исх.20:7). Эти слова не формируют сознание
юноши или девушки, живущих в исламском мире. Живя и работая среди мусульман,
сразу замечаешь, как часто нарушается эта особая заповедь Бога. Порой кажется,
что слово “Аллах” утратило святость, поскольку оно слишком часто произносится
“напрасно”. Нет ни единого человека, который мог бы исполнить закон, или
“шариат”, целиком и полностью. Совершенно законно будет вернуться к языку
ислама (арабскому) и употреблять как можно больше слов из него, показывая наше
желание, свидетельствуя о христианской вере, общаться с мусульманами на их
уровне и языке.
Бог оправдывает людей через их веру в
Спасителя Мессию. Помните, что имя Иисус (Йешуа) ничего не говорит мусульманам.
Вы должны пояснять его, употребляя слово “Мухаллес”. Это вовсе не
значит, что мы, работая среди мусульман, обязаны исключить из нашего языке
слово “Иисус”. Но при любой возможности добавляйте синоним или слово,
поясняющее мусульманам, что этот великий пророк (в их понимании) гораздо более,
чем просто пророк. Он - Спаситель. Бог спасает всех, кто верует в Него, для
Него тут нет никакого различия. Какое прекрасное утверждение! Павел говорит,
что те, кто несёт Благую весть, и те, кто слушает её, находятся в равном
положении. Это необходимо постоянно подчёркивать, чтобы избежать превратного
истолкования, будто мы поучаем мусульман или смотрим на них свысока. Поэтому
слово “всех” включает в себя и распространяющих и принимающих Благую весть. “Потому
что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати
Его, искупление во Христе Иисусе” (Рим.3:23-24).
Для мусульман это революционная идея: спасение
можно получить через смерть Иисуса Христа. Говоря о Боге, я часто употребляю
слова Освободитель, Искупитель, Спаситель. Каждое из них имеет какой-то свой
смысловой оттенок. Я всегда молюсь и надеюсь, что одно из них заденет
мусульманина за живое и даст ему или ей почувствовать чудо Личности и труда
Иисуса Мессии.
Когда паломники-мусульмане идут в Мекку, они
чтут сознательную жертву Исмаила на святом месте в Мекке. Они не принимают
библейскую версию повеления Бога, когда Он сказал Аврааму: “И там принеси
его [Исаака] во всесожжение” (Быт.22:2). С точки зрения Библии
“там”- это не в Мекке, а на горе Мориа в Палестине. Но так или иначе, иудеи,
христиане и мусульмане почитают Авраама и считают его великим Божьим человеком.
Поскольку мусульмане отрицают Троицу, у них нет понятия о Св. Духе как о
Личности. И тем не менее они стремятся к чему-то жизненному, ищут веры помимо
законнического свода правил поведения. Мы всегда должны помнить, что нельзя
рассматривать мусульманина как принимающего абсолютно все догматы его веры. Но
постарайтесь подчеркнуть, что падение Адама было духовным и нравственным. Это
было восстание против Бога. Причиной тому была гордыня. И это сказывается на
всех потомках Адама. В этом месте мусульмане могут с ужасом воскликнуть: “Это
несправедливо, что Господь так поступил с нами, согласно вашему Писанию”. На
это мы можем ответить, как апостол Павел: Рим.9:20 – “Ты кто,
человек, что споришь с Богом?” Это не наша выдумка. Об этом говорит сам
Бог в своём Слове. Павел часто прибегает к повторам, но частое повторение основ
нашей веры не утомляет нас.
Мусульмане полагают, что никто на земле не
ведает, каков будет итог его земного странствия - рай или ад. Говоря о Боге,
мусульманин никогда не назовёт Его личностью. В исламе Бог - “иной Святой”. Он
отличается от всего на свете по самому типу своего существования. Об этом надо
непременно помнить, с теплотою говоря о заботе Бога о нас, Своих детях, и об
уверенности, что мы получили спасение навсегда. Давид как потомок Адама хорошо
известен мусульманам. Вы можете прочесть им этот перечень, и им будет интересно
услышать имена патриархов. Они будут очень удивлены, узнав, что некоторые из
них не были святыми по их понятиям о святости
Теперь самое подходящее время объяснить
положение еврейского народа при римском владычестве. Как правило, арабы и все
мусульмане живо интересуются историей Израиля. Поэтому священная история
Ветхого Завета должна заполнить пробелы, имеющиеся в Коране. Северное же царство постепенно попало под
влияние ассирийцев. Они были выходцами из Месопотамии (современный Ирак). Вы
сами должны почувствовать, когда наступит момент побеседовать о глубоком значении
воплощения. Мусульмане всегда с огромным вниманием выслушивают рассказы о
подробностях жизни нашего Господа. Их очень интересуют все события, все
трагические моменты, о которых идёт речь в следующей главе. Вы расскажете о
приходе мудрецов, очевидно, из Персии, Месопотамии или другой восточной страны.
Бегство в Египет будет для них захватывающей историей. А истребление младенцев
Иродом раскроет перед ними весь ужас человеческой природы. Хотя Иоанн
Креститель и упоминается в Коране под именем Яхья, миссия его неясна. Нигде нет
даже намёка на учение Крестителя. Поэтому мы не можем рассчитывать на то, что
мусульмане понимают, что сын Захарии призывал народ ожидать прихода Мессии: “Я
крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я недостоин
понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнём; лопата в руке
Его, и Он очистит гумно Своё, и соберёт пшеницу Свою в житницу: а солому сожжёт
огнём неугасимым” (Мф.3:11-12). Когда мы подходим к крещению
Иисуса, нам открываются три Личности в их единстве. Это камень преткновения для
мусульман. Это вероучительное положение мы не должны обходить стороной. У нас
самих должно быть чёткое представление о том, что произошло. Вы не должны
забывать, что имеете дело с людьми, которым веками прививалось негативное
отношение к учению о Троице. Лишь после того, как мусульманин признал свою
греховность и принял Иисуса Христа как своего Спасителя, учение о Троице
перестаёт быть для него проблемой. Я убедился в этом на собственном опыте.
Когда мусульманин принимает Иисуса как своего Спасителя, благодать Господа и
работа Св. Духа приводят его к убеждению, что Иисус не просто пророк, но
воплотившийся Сын Божий. Ради нас, людей, и ради нашего спасения Он сошёл с
небес, чтобы совершить Свой подвиг искупления.
Мы не сможем привести мусульман к Богу, если с
самого начала будем пытаться убедить их в истинности Св. Писания или на его
основе излагать учение о Троице, доказывать святость Иисуса и подлинность Его
распятия в Страстную пятницу. Мы должны начать с самого элементарного. Все мы
созданы по образу и подобию Божьему. Все мы согрешили. “Мы как овцы, не
имеющие пастыря”. Мы начинаем с того, с чего начал Павел в своём
Послании — с объяснения убожества человеческого существования. Затем мы
переходим к разъяснению Благой вести от Бога. Иными словами, мы начинаем с
библейского учения о грехопадения человека и о благодати Божьей, которая
спасает человека от греха. Если мусульманин усвоил эти основополагающие истины,
мы ведём его дальше — к учению о Бого-сыновстве Христа и о Троице. Провозвестие
Евангелия должно заставить мусульманина всецело увлечься уникальностью служения
нашего Господа Иисуса Христа и его Личности. Нельзя воспринимать Мессию как
просто пророка. Он — Личность, которая была Богом и человеком одновременно. Это
главное, что заключает в себе Евангелие: Иисус — Сын Божий, Который пришёл на
землю, чтобы принести нам искупление. Не стоит уделять много внимания рассказам
о чудесах, которые творил Иисус. Мусульмане приписывают Ему гораздо больше
чудес, чем мы. Согласно Корану, Иисус творил чудеса ещё младенцем. Поэтому,
когда мы переходим к рассказу о служении нашего Господа, мы должны знать о
представлениях мусульман относительно чудес, которые творил Иисус. Чудеса
Мессии в Коране носят мифический характер. Он творил птиц из грязи, и
они летали! Здесь можно упомянуть, что, по Корану, Сатана пал, потому что
отказался поклониться Адаму. Более того, в Коране здесь имеется в виду не Адам,
а сам Бог, что только ещё более запутывает положение. Несмотря на то, что Коран
строго учит о единственности Бога и абсолютной необходимости поклоняться Ему
одному, тем не менее как-то странно звучит это учение о падении Сатаны!
Благая весть о Царстве относится к Царству
Божьему. В исламе концепция царства совершенно иная. Хотя о последних днях у
мусульман представление примерно такое же, как у христиан, однако Царство
ассоциируется у них с миром ислама. Вы должны помнить, что с самого начала эта
религия разделила весь мир на две части: “Дар-уль-Ислам” (владения ислама) и
“Дар-уль-Харб” (владения войны). Установления Бога распространяются по мере
распространения ислама по всему миру. Это задача мусульман, их наказ. Царство,
построенное словом и мечом. Говоря психологически, они не слышат, что мы им
говорим: они слышат то, что хотят услышать. Поскольку склад ума у них мусульманский,
он запрограммирован на радикально антихристианские понятия. Всё это сознание
мусульманина отвергает автоматически. Наконец, некоторые мусульмане говорят:
“Вы исповедуете религию, изобретённую Павлом. Истинным же Иисусом является
Иисус Корана”. К великому сожалению, действительно, были такие учёные из
христиан, которые пытались противопоставить Павла Иисусу. Они рассматривали
первого как основателя христианства. Но Павел был только глашатаем христианской
вести, но никак не её создателем. Изучая Нагорную проповедь с мусульманами,
разъясните, что Павел учил тому же, что сам Иисус Христос. Мусульмане часто
задают вопрос: “Почему же Иисус выбрал Иуду в ученики?” Считая Иисуса пророком,
мусульмане уверены, что Он мог предвидеть будущее. Поэтому они настаивают на
этом вопросе. Но фактически вопрос гораздо шире. Не просто: “почему Иуду?”, а
“почему Бог сотворил мир, если знал, что он впадёт в грех?” Так что это часть
огромной проблемы — проблемы зла.
Но Библия — не учебник философии. Она учит
тому, как я могу получить спасение, а, получив его, вести святую жизнь. Так что
мы можем сказать: “Аллах алим” - только Богу ведомо всё. Мы не должны
стесняться признать, что есть вещи выше нашего понимания. Может возникнуть и
такой вопрос: если Мухаммед умер, а Иисус нет, то разве это не делает Иисуса
гораздо более великим пророком, нежели Мухаммед? Конечно. Вы указываете на
несообразность, которая поможет вам, но не в начале беседы с мусульманином, а
гораздо позже. Возможно, перед последней ступенью, когда он сможет сказать: “Я
верую в Иисуса Христа как в моего Господа и Спасителя”. Если бы мусульмане были
последовательны, они бы признали, что Тот, Кто в их понимании был избавлен от
смерти и взят на небо, гораздо выше того, чьей могиле они ходят поклоняться.
Более того. Идущий паломником в Мекку должен идти не туда. На самом деле он
должен идти на север, в Медину, где в мечети покоится прах Мухаммеда. Хотя
только Коран почитается Словом Божьим, народная мусульманская вера не менее
важной своей частью считает традиции, предание. Я не забуду слепого нищего в
Марокко, воспевавшего Мухаммеда в пять утра в автобусном парке. В своей песне
он приравнивал его ко Христу. При том,
что Мухаммед не был божествен, он воспевал его как творца вселенной, того, о
ком Бог думал ещё прежде создания мира. Я вспомнил первые главы Евангелия по
Иоанну и Послания к колоссянам и усомнился, что тот нищий когда-либо слышал об
этих текстах. Однако он возвысил Мухаммеда гораздо выше того, что пророк сам
думал о себе, и выше, чем об этом говорится в Коране. Мусульмане превращают Мухаммеда в центр вселенной!
Народная религиозность мусульман приписывает
Мухаммеду то, что по праву принадлежит нашему Господу и что тоже делает его
спасителем. Такое впечатление сложилось у меня в Марокко. Это не была
официальная проповедь в мечети. Но откуда же нищий получил такое убеждение? Он
не мог изобрести его сам. Это было повторением предания. В различных
мусульманских странах я нередко удивляюсь, насколько “народное богословие”
перемешалось с официальным! Коран не отрицает Страстную неделю. Он отрицает,
что она закончилась распятием. Предполагается, что, когда Иисуса вели на
распятие, Бог всех перехитрил, подменив Иисуса кем-то другим и забрав Его на
небеса. Фактически мусульмане возражают против распятия с теологической, а не с
исторической точки зрения. Они говорят: во-первых, Бог всемогущ; во-вторых, Он
послал Иисуса на землю как величайшего глашатая Своей воли, и последнее: Бог не
мог позволить распять Своего пророка — следовательно, Иисус не был распят.
Если преследовали Мухаммеда, то нет ничего
удивительного, что Иисус тоже подвергался преследованиям. Чтобы спасти свою
жизнь, Мухаммеду пришлось бежать. Если такие понятия как страдания Мухаммеда и
мусульманская община, последовавшая за ним. Многие из её членов бежали в
Эфиопию. Так что в исламе присутствует идея страданий. Но мысль о полном
поражении недопустима. Иудеи тоже сталкиваются с этой проблемой. Как могут они
принять Того, Кто был распят? Поэтому мусульманин спасает нашего Господа в
одиннадцатом часу.
Вы столкнётесь с проблемой,
когда будете читать мусульманам, что наш Господь, отойдя в сторону, молился: “Отче
Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я
хочу, но как Ты” (Мф.26:39). Они вам скажут: “Если Мессии
суждено было умереть, Он бы шёл к кресту смиренно. Почему же Он здесь
противится? Почему Он хочет избежать смерти и одновременно подчиняется
Божественной воле?” Как вы объясните эти слова Господа? Прежде всего вы должны
сказать, что Христос был одновременно человеком и Богом. Мы не должны
преуменьшать человеческую природу Иисуса. Смерть даже для христианина враг. Мы
попрали её благодаря Христу. Но тем не менее она остаётся врагом. Вы не можете
назвать своего врага другом.
Прискорбно, что в Коране всё наоборот: был распят Варавва или Иуда, но не Мессия. Иными
словами, когда мы подходим к сути христианского учения, Мухаммед накладывает
своё вето. Это отличало его последователей на протяжении всех четырнадцати
столетий. Мусульмане и сейчас отвергают Крест. Трудно даже представить, что и
сегодня они отрицают историческую основу нашей веры. Нам известны многие
неверующие, номинальные христиане, агностики, представители других религий,
которые по крайней мере принимают исторический факт распятия Христа, хотя и
отрицают его смысл. Именно поэтому Сэмюэл Зуимер (Zwemer), один из наиболее
ярких миссионеров в исламском мире, обычно называл труд среди мусульман
“прославлением невозможного”. И это действительно невозможно с человеческой
точки зрения, но с точки зрения Бога ничего невозможного нет. И, наконец,
говоря о Кресте, мы должны акцентировать внимание не только на историческом
моменте. Мы свидетельствуем, что наше освобождение от бремени греха и зла
произошло именно благодаря тому, что Иисус умер на кресте вместо нас. Но это
ещё не всё. Иисус умер в Страстную пятницу за стенами Иерусалима, но воскрес в
воскресенье утром. Он победил все силы зла и попрал грех. Все, кто уверуют в
Него, получают дар спасения. Это и есть сердце христианской вести, инджил
Иисуса Мессии!
Рассматривая Ветхий Завет, важно помнить
концепцию ислама о Божьем Откровении. Мусульмане верят, что Бог посылал в мир
много пророков. Но они убеждены, что большинство книг откровений утеряно.
Единственное, что осталось от этих книг, — это Тора Моисея, Псалмы Давида и Инджил
Иисуса. По их мнению, последняя книга была извращена христианами. В её
составе теперь имеют хождение инджил Матфея, инджил Марка, инджил Луки и инджил
Иоанна. В мусульманской концепции Откровения нет места для Евангелия как Благой
вести Бога человеку. Для них евангелие — инджил — просто закон. Бог открывает
свой закон и волю, чтобы человек через их познание мог на практике заслужить
благорасположение Бога (т.е. достичь спасения). Даже если мы сможем убедить
мусульман в истинности Библии, в том, что она не была искажена иудеями и
христианами, мусульмане всё равно будут утверждать, что именно они обладают
окончательным и полным Откровением — Кораном. Они сошлются на учение об отмене
всех предшествующих откровений. Это можно найти в самом Коране. Сначала священная
книга мусульман ограничивает число ясен до четырёх, но позже пророку было
позволено иметь двенадцать. Более позднее откровение “сошло” с небес и отменило
все предыдущие.
Хочу ещё раз подчеркнуть, что одно из главных
различий между христианством и исламом заключается в понимании природы Божьего
Откровения. Нам, христианам, Библия дана для того, чтобы мы могли проникнуть в
план спасения. Иными словами, Откровение Бога искупительно. Мусульмане же
воспринимают его исключительно как закон. Проще говоря, для христиан Слово
Божье — это Закон и Евангелие, для мусульман же оно исключительно закон.
Поэтому вы должны научиться ничего не воспринимать как бы автоматически. Вам
следует помнить, что слова, к которым вы привыкли, употребляются мусульманами в
совершенно ином значении. Когда вы скажите “инджил”, мусульмане тут же подумают
о небесной книге, снизошедшей на Иисуса, в то время как для нас это послание,
которое освещает всё Св. Писание от Книги Бытия до Откровения Иоанна Богослова.
Это провозглашение Благой вести о том, что сделал Бог для нас как людей в
личности его Единородного Сына Иисуса Христа. Итак, когда вы начинаете
беседовать о содержании Ветхого Завета (помня, что само название “Ветхий Завет”
мусульманину ничего не говорит), повторите, что это “Тау-рат” Моисея, Книги
пророков и Писания, которые начинаются с Псалмов Давида.
Прошу вас, непременно расскажите о
грехопадении Адама и Евы, подчеркнув, как трактуется это событие в Книге Бытия
в противовес поверхностному пониманию этой трагической истории в исламе.
Как только вы сделали это, опираясь на 3-ю главу Книги Бытия, обязательно
отметьте стих 15 как первое провозглашение “инджил”. Я предпочитаю начать с
Книги пророков, из которых Книга пророка Исаии подходит лучше всего, поскольку
из всех ветхозаветных пророков ему было дано больше всего мессианских
пророчеств. Итак, мы открываем эту книгу и стараемся понять “инджил” в
соответствии с исламом.
Прежде всего давайте
вспомним, что имя “Авраам” не просто еврейское имя, а нечто большее: оно значит
“Яхве — наш Спаситель”. В Ветхом Завете очень много таких многозначительных
имён: не обращаясь к комментариям, мы знаем, что Аврам — “возвышенный отец” —
становится Авраамом — “отцом всех народов”. Это имя оказалось пророческим. Мы
должны сиять светом Евангелия, если хотим рассеять тьму ислама.
«Новомесячия ваши и
праздники ваши ненавидит душа Моя; они бремя для Меня; Мне тяжело нести их». (Ис.1:10-14).
Это непосредственно
относится к мусульманам, которые особенно любят ритуальную и поверхностную
религию. Не говоря об их месячном посте (Рамадан) и всех остальных ритуалах
их календаря, мы должны сказать, что иудеи были очень религиозны. Они
по-прежнему соблюдали внешние атрибуты религии, но Бог, который знал их сердца,
абсолютно не принимал этого. Его совершенно не интересовали жертвоприношения,
хотя они и предписывались законом, шариатом Моисея. Бог не желал, чтобы они
более приходили в храм, потому что сердца их отвернулись от Бога. Если
мусульманин откроет первую главу Книги Исаии, он поймёт, что грех — это очень
серьёзная вещь. У мусульман есть собственная её версия. Они верят, что Соломон
творил всякие фантастические вещи: например, с помощью джиннов выстроил целый
город в пустыне. В Ветхом Завете строительство храма описано совершенно чётко и
подробно. В его сооружении не было ничего необыкновенного, хотя по завершении
он оказался удивительно красив. Его построили люди, которым помогали финикийцы,
поставлявшие лес для некоторых деталей этого священного здания. Вы можете
рассказать о составных частях храма: внешний двор, Святое и Святая Святых.
Теперь переходите к призыву Исаии. Расскажите, что именно во время молитвы
пророк увидел Господа, Который обратился к нему. Серафимы, которых он видел, —
это Ангелы. Помните, что мусульмане верят в самых разных существ, населяющих
мир — Ангелов, бесов, джиннов и других сверхчеловеческих созданий. Поэтому
очень важно подчеркнуть, что именно небесные существа принесли весть о святости
Бога.
Это определение отсутствует
в исламе, хотя там и существует 99 имён Бога: к Нему обращаются “Всесильный”,
“Всемогущий”, “Милосердный” и т.д., но при этом не имеют представления о
святости Бога. Мусульмане не знают о неприятии Им греха. А это один из
основных атрибутов Бога. Это святой, трижды святой Бог. Слава Господа наполняет
мир. И опять вам предоставляется возможность поговорить о греховности человека.
Подчеркните, что, хотя Ангелы не могут грешить, они прикрывают крыльями лицо:
это символический акт их веры в святость Бога.
Я не рекомендую какой-то особый метод и не
верю в лёгкий путь. Единственное, на что я полагаюсь, — это правильное
использование Библии. Под этим я подразумеваю следующее.
1. Ни один христианин,
который отправляется свидетельствовать мусульманам с целью обратить их в
христианскую веру, не сможет окончательно убедить их в истинности Библии своими
силами. Мы уже говорили, что мусульмане убеждены, будто Библия искажена.
Убедить их в обратном может только сила Св. Духа. Этого нельзя достичь даже
самым глубоким её исследованием. Это происходит только через веру. Рим.3:30
– «потому что один Бог, Который оправдает обрезанных по вере и
необрезанных через веру».
2. Ни один христианин не
должен идти к мусульманам неподготовленным или недостаточно подготовленным в
том, что касается знания Библии. Необходимо вполне адекватное представление о
Библии, об истории и, самое главное, правильное толкование Св. Писания.
3. Под правильным
толкованием я имею в виду практическое использование Библии для проповеди
Иисуса Мессии. Иными словами, я говорю о христоцентрическом её изложении. Вы должны
быть очень осторожны, особенно представляя книги Ветхого Завета, чтобы не
получилось так, что книгу можно понять вне личности и роли Иисуса Христа.
4. Христос — наш Спаситель,
Искупитель, Освободитель и Избавитель от страшной власти зла и греха. Это наше
свидетельство. И не надо стыдиться прямо говорить об этом. Но одновременно надо
помнить, что в библейском смысле провозглашение Слова Божьего — исповедание
Иисуса Христа нашим Спасителем и Господом — это орудие, избранное Богом для
нашего спасения, орудие Божьей милости. Я пытаюсь показать, что Бог избрал
именно это средство для спасения людей. Прошу вас, изучите такие фрагменты
Писания, как Рим.10 гл.; 1 Кор.1:2; Евр.1-3, чтобы убедиться в решающем
значении провозглашённого Слова Божьего.
В миссионерской работе
среди мусульман, как и в любой другой работе, вы никогда не одиноки. Св. Дух
благословляет свидетельство верующего, основанное на Слове, и привносит
коренные изменения в сердце мусульманина. Вы должны полагаться на Св. Духа как
на главного помощника в вашей миссии. Это даст вам мужество и терпение, равно
как и правильное понимание вашей собственной роли в миссионерстве. И наконец,
мы должны понимать, что Бог всегда заботился, заботится и будет заботиться о
мусульманах, как и обо всех остальных людях, гораздо больше, чем мы с вами.
Христианская миссия принадлежит Богу, а не нам. Для нас большая честь быть
причастными к ней. Поэтому нашей основной задачей должна быть глубокая вера в
Благую весть, инджил об Иисусе Христе — Мессии, а также желание с любовью и
терпением донести её до мусульман современного мира». Бессам Майкл Медани,
проповедник арабского отдела радиовещания “The Back to God Hour” 1987, июль.
Втор.28:49 – «Пошлёт на тебя
Господь народ издалека, от края земли: как орёл налетит народ, которого языка
ты не разумеешь». Деян.1:8 – «но вы примете силу, когда сойдёт на
вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии
и даже до края земли». Деян.13:47 – «Ибо так заповедал нам Господь: Я
положил Тебя во свет язычникам, чтобы Ты был во спасение до края земли».
Ремонта требуют
асфальтные дороги,
И указатели ржавеют и линяют.
Ветшает всё, коль говорить
уж строго,
На переплавку и на свалку в
яму.
А мы, задумаешься, чудо совершенства,
Поражены болезнью и недугом.
Прах распылится, снова станет перстью, –
Лишь говорить и то умрёшь с испугу.
Лекарства, операции, больницы
Привычными становятся и входят в
обиход;
Болячки хороводятся, – едва
успел родиться,
И это всё последствия
грехов.
Так почему же все врачи молчат?
Дух немоты всеядно поразил.
В наследственности грех, он поражает чад –
Смерть царствует, а мы её не зрим.
Лишь в книге Бытия, в
полномасштабной сцене
Крушение надежд, триумф
дракона-змея.
Бог дал надежду, как её
оценим,
Присвоим ли её, отбросить
ли посмеем.
Надежда-Иисус... Он поразит главу
Смутьяна и лжеца, клеветника, убийцу,
Христос даёт нам власть, к Иисусу воззову.
Переродит Он нас, духовно станем мыслить.
Черёд придёт дню смерти,
разложенья,
День икс один-единственный
настанет,
Смерть уничтожится, придёт
омоложенье,
Платить уже ей не придётся дани.
А ныне мы пытаемся продлить
Существование всего, что окружает,
Хороним, зарываем под последний всхлип,
Опять зачав, для смерти вновь рождаем.
Надежда никого не
постыжает,
Когда она подкреплена
Иисусом.
Блажен расслышавший не
этими ушами –
Путь к воскресению тернист и очень узкий. 28.07.06. ИгЛа