Вопрос 3248: 18 т. Почему в исламе не запрещено многоженство и они
даже это явление одобряют? А как же в Библии не раз говорится, что праведные
мужи имели по несколько жён? И вообще многие считают, что отношение к женщине,
особенно к матери, у мусульман более трепетное, чем у христиан. Так ли это?
Ответ:
Недавно в Интернете была хорошая статья на эту тему – её и прочтём. «Какое же
место в православной иерархии занимают мужчина и женщина? Еф 5:22-25. 1Кор.11:3,8-9,11-12.
Итак, жене определено послушание. Не потому, что она как-то сущностно ниже
мужчины, но потому, что в начале истории первая женщина первой внесла в мир
преслушание заповеди Божией. Оно возложено на женский род именно как
педагогическая мера, дабы через сугубое послушание мужу уврачевать проявленную
склонность к непослушанию Богу. В послушании жены мужу нет ничего
унизительного, так же, как нет ничего унизительного монаху быть в послушании
своему игумену. Ибо и муж, и игумен также несут послушание – Христу. В
современном же секуляризованном обществе эта связь не только разрушена, но и
напрочь забыта. И тогда в самом деле, если ни муж не повинуется Христу, ни жена
не знает Бога, никаких причин нет последней быть в послушании первому.
Мусульмане смогут это понять, если они вспомнят, что точно также в Сунне
объясняется тот факт, что Иаков, почитаемый в исламе одним из пророков, имел
жёнами двух родных сестёр, что запрещено нормами Корана. Наконец, даже
иудейскими авторами отмечено, что «практически каждый случай полигамии
(многоженства), описанный в Библии, связан с несчастьем. Например, хотя Сарра
сама поощряла Авраама взять в наложницы Агарь, кончилось всё тем, что обе
женщины возненавидели друг друга. Два поколения спустя Иаков женился на сёстрах
Лии и Рахили: результатом этого полигамного брака было горе, омрачившее и
следующее поколение, сын Лии возненавидел первенца Рахили Иосифа. Библия с
неодобрением описывает и многочисленных жён, которых много позже взял себе
Соломон, потому что они приносили в Израиль идолопоклонство.
Наконец, даже в Ветхом Завете имеются цитаты,
которые прямо указывают на нежелательность многожёнства: «и чтобы не
умножал себе жён, дабы не развратилось сердце его, и чтобы серебра и золота не
умножал себе чрезмерно» (Втор.17:17). Из этой цитаты видно, что
многожёнство «развращает сердце», и Господь призывает не делать этого. Из 2 800
мудрецов, которые упоминаются в Талмуде, только один имел двух жён.
Элементарный анализ фактов доказывает, что моногамия стала нормой для всех
еврейских общин задолго до распространения христианства и, соответственно,
проповеди Христа. Отсюда понятно, почему
Господь в Евангелии строго осуждает полигамию хронологическую (когда муж брал
следующую жену, разводясь с предыдущей), но не осуждает полигамию единовременную
(когда муж одновременно имеет несколько жён) — в это время такой уже просто не
было среди слушателей благой вести.
Мусульманин-профессор восклицает, видя беспутную жизнь в христианских
странах: «Стоит спросить себя, что же является более унизительным для женщины,
«варварское» многоженство или «цивилизованная» проституция?» Однако, во-первых,
такое сравнение совершенно некорректно. Супружеская измена и просто блуд – не
часть православной догматики, но, согласно христианству, тягчайший грех,
приравниваемый к убийству, тогда как многожёнство – неотъемлемая часть Ислама,
закреплённая в его Священном писании (Коране) и Священном предании (Сунне).
Это распространено в связи с тем, что брак, по
мусульманскому праву и обычаю, может заключать лишь тот человек, который
способен содержать жену. И если хочешь иметь четыре жены — надо обеспечить
содержание всем четырём, а это могут себе позволить лишь очень немногие. И
основная масса мусульман — или ещё холостых, или тех, кому уже надоели одна-две
«законные» жены, — активно посещают проституток-мусульманок.
Так что даже вторичные браки, заключаемые
овдовевшими, Церковь, хотя и позволяет, снисходя к немощи отдельных чад,
воспринимает как противоестественное, и по 40-му правилу Номоканона,
«второженец отлучается, смотря по его летам и обстоятельствам, на год или на
два, а троеженец на три или на четыре года, по 4 прав. Василия Великого. А
многоженство, т. е. четверобрачие и так далее, называется делом скотским и
совершенно чуждым человеческому роду, а почему и недопустимо во Святой Церкви,
по 80 правилу Василия Великого, где велено расторгать таковые браки, и таких
супругов подвергать епитимии на четыре года». Мусульманские апологеты не устают
повторять, что Коран нельзя мыслить вне Предания-Сунны (на основе которой,
складывается, в частности, и Тафсир). Странно, почему они в таком праве по
умолчанию отказывают христианам. Напомним один хадис: «передал Абу Хурайра, что
посланник Аллаха сказал: «Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, не уверует никто
из вас по-настоящему, пока не полюбит меня больше, чем отца своего и сына
своего»» (Ал-Бухари, 14). Следует вспомнить, что Господь, даже пребывая в
страшных муках на кресте, не переставал заботиться о Своей Матери, передав Её
на попечение одному из Своих учеников (Ин.19:26).
В лице Мухаммеда мы не увидим ничего подобного,
ибо, будучи сиротой, он был не в состоянии личным примером научить своих
последователей должному отношению к матери. Почтение делами, выражаемое к
матери, не относится к деяниям, которые совершал основатель ислама. А система
двойных стандартов, более жёсткая к прелюбодейке, чем к прелюбодею, известна
как раз в исламе, так что, возможно, г-н профессор просто перепутал: «...и
услышал от него Пророк: «Мой сын работал на этого человека и совершил
прелюбодеяние с его женой. В возмещение убытков я отдал ему 100 овец и
девушку-рабыню». Пророк ответил: «Забери своих овец и рабыню обратно, а сын
твой получит 100 ударов и будет на один год изгнан. Покаявшуюся же прелюбодейку
побейте камнями» (Малик 493:1524).
Отношение
к женщине. Коран учит, что: «Мужья
стоят выше жён потому, что Аллах дал первым преимущество над вторыми, и потому,
что они из своих имуществ делают траты на них» (Коран 4:38 по пер.
Крачковского).
Согласно распространённому хадису-изречению
«пророка», большинство женщин окажутся в аду. Ибн ‘Умар рассказывал, что пророк
сказал: «О собрание женщин! Подавайте милостыню, побольше просите о прощении,
ибо я видел, что большинство из обитателей огня - это вы. И одна женщина из их
числа спросила: Почему большинство обитателей огня - это мы? Он сказал: Вы
много проклинаете и неблагодарны к мужьям. Я не видел, чтобы у кого-то из
обладающих разумом, было бы больше недостатков в вере и уме, чем у вас»
(Муслим, 1879). Согласно другому хадису, «пророк сказал: я не оставил после себя
искушения более вредоносного для мужчин, чем женщины» (аль-Бухари и Муслим).
Таким образом мы видим, что Сунна полна высказываний оскорбительных и
унизительных для женщин.
Развод. Любой из четырёх браков в мусульманстве может быть
расторгнут и число последующих браков и разводов вообще не регламентируется.
Шариат знает несколько видов разводов, различавшихся как по самому порядку, так
и по его юридическим последствиям. Хотя поводы для развода достаточно точно
определены, муж мог развестись с женой и без объяснения причин в упрощенной
форме (талак), произнеся одну из установленных фраз: «ты отлучена» или
«соединись с родом». В случае развода муж должен выделить жене необходимое
имущество «согласно обычаю». Разведённая женщина в течение трёх месяцев остаётся
в доме бывшего мужа, чтобы определить, не является ли она беременной. В случае
рождения ребёнка он должен был быть оставлен в доме отца. Жена же может
требовать развода только через суд, ссылаясь лишь на строго очерченные
основания: если муж имеет физические недостатки, не выполняет супружеских
обязанностей, жестоко обращается с женой или не выделяет средств на её
содержание. Согласно шариату, свидетельство двух женщин в суде приравнивается к
свидетельству одного мужчины. Женщинам также запрещено следовать за похоронной
процессией. Мужчина-мусульманин имеет право жениться на иноверке, но
мусульманка выйти замуж за иноверца не может.
Только в исламе существует чудовищное
постановление, что если разведённые муж и жена захотят снова сочетаться браком,
то для этого жене необходимо прежде выйти за другого мужчину (!), развестись с
ним, и только после этого вернуться к прежнему. «Если же он дал развод ей, то
не разрешается она ему после, пока не выйдет она за другого мужа, а если тот
дал ей развод, то нет греха над ними, что они вернутся» (Коран 2:230).
В Коране прямо
предписывается бить непокорную жену: «увещевайте, избегайте их на ложе
супружеском и бейте их» (Коран 4:34). Даже до нынешнего дня и в самой Европе
из-под пера учёных шейхов выходят специальные книги, посвящённые тому, как надо «правильно» бить жену!
В качестве «домашнего задания» остаётся только
сравнить мусульманское понимание женщины как ущемлённого в правах «наиболее
вредоносного», «имеющего недостатки в вере и уме» нижестоящего существа, обречённого
в большинстве своём оказаться в итоге в аду, и христианское понимание женщины
как созданной по образу Божию (Быт. 1:27). 1Пет.3:7 – «Также и вы,
мужья, обращайтесь благоразумно с жёнами, как с немощнейшим сосудом, оказывая
им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в
молитвах». Еф.5:28 – «Так должны мужья любить своих жён, как свои тела:
любящий свою жену любит самого себя».
Еф.5:23 – «потому что муж есть глава жены, как и Христос глава
Церкви, и Он же Спаситель тела».
Плодливы голуби,
хватает их на всё,
На красоту, селекцию и
жертву,
Голубка выводков пяток нам
принесёт,
А там, глядишь, на кладке
уже первый.
Всего лишь пара хилых, беззащитных,
Как и сама голубка, тех птенцов;
Пород их ряд едва ли кем сосчитан, –
На лапке с номером хозяйское кольцо.
Кто безразличен к томной
воркотне,
К тому, как парочки
целуются потешно,
Тот вряд ли будет
удивляться мне,
С усмешкою давиться
осужденьем грешным.
Примеры трудно выжать из того,
Что примелькалось, так сказать, приелось;
Тем более, с каким-то голубком –
Соседом злым был не один подстрелен.
Родить духовно можно через
слово
Евангельское, с вестью об
Иисусе;
Душа, в крещении одетая в
обновку,
Молитвой-воркотнёй
налаживает гусли.
Примеры простоты не просто обрести
На ежедневных вылазках с постели;
И истово слагаются персты,
Чтоб мирно разойтись из-под обстрела.
Чем больше будем нищим
возвещать,
Из их среды воздвигнет Бог
пророков;
Плодиться, размножаться –
Апостольства печать,
Какой антихрист возглаголет
против?
Голубчики-монахи, вам ли не понять, –
Без благовестия не будет чадородья;
И за бесплодие придётся вам пенять
Себя – в упрямстве не один был проклят.
Летите голубиной дружной
стаей –
Богоявление монашество
разрушит;
И эра воскресения настанет,
Имеющим же уши нужно слушать. 30.09.06 ИгЛа