Вопрос 3015:
15 Т. Приходилось ли Вам читать о
Солженицыне, что он был агентом КГБ?
Ответ:
Не только читать, но мне высокопоставленные чины сей фирмы приносили книги на
эту тему и его первой жене со «спиралями» её падения. Александр – гениальнейший
писатель. За один его «Архипелаг ГУЛаг» да даст Господь Бог ему настоящую веру
и вечное спасение. Трафаретно мыслящие, плотски и умничают, быть может, сгорая
от зависти к нему. Я много лет молился о нём и он меня ещё ни разу не
разочаровал, я его всегда таким и представлял. Советы его умные, но не
духовные, и он топчется на одном месте. Не имеющий рождения не может и расти.
Но он помог разрушить сатанинскую
партию. Ничего большего я от него никогда не ждал и потому не мог и
подозревать его в чём-то. А был ли он осведомителем? Доказательств нет. Но в
душе у меня – не был и не мог – Бог
хранил его – он спрятался за Христа, назвавшись верующим. Кто обвиняет его, они этого не испытали. Я же сам
испытал и меня никогда не вербовали, и не делали даже попытки.
Из книги Л.А. Самутина «Я
был власовцем…», СПб, изд. «Белое и Черное», 2002 г. «Не сотвори кумира». (Как
Александр Исаевич описывает момент вербовки)
«Следует рассказ о «томлении духа», о
трусливом решении уступить, сдаться, купить себе временное и относительное
благополучие ценой предательской капитуляции. История, рассказанная на стр.
358-359 этой книги о подписании обязательства доносить и выборе стукаческой
клички «Ветров» — просто потрясающая! Но вот что любопытно. На разных людей
этот рассказ действует по-разному. Не сидевшие, не знающие лагерной жизни люди,
по-нашему — «фраера», охвачены чувством возмущения к режиму, беспощадно
насилующему волю и топчущему достоинство человека, и жалостью и состраданием к
заключённому, которого бессердечно заставляют идти на подлость.
Старые лагерники видят тут
другое. Их поражает лёгкость сдачи человека, который потом, годы спустя, задним
числом, сделает заявку на необыкновенное геройство. И при том — сначала сделает
эту заявку, представив вроде бы неоспоримые доказательства своей выдающейся
смелости (действительно смелые и глубокие книги), создаст себе громкое имя и
высокий авторитет – а потом уж, как бы мимоходом, делает такое сногсшибательное
признание. Механика такого приёма достаточно очевидна: если бы признание было сделано
ДО выступления с громкими книгами – каждый лагерник обязательно счёл бы его
рядовым стукачом и не поверил бы дальше ни одному слову. Но ПОСЛЕ таких книг то
же самое признание звучит уже иначе, и находится достаточное количество
легковерных читателей, которые относятся к саморазоблачению Солженицына почти с
умилением.
Но то, что рассказано
дальше, уж совсем не принимается лагерным умом, отвергается им, как
нечто совсем несообразное (Там же. С. 360): «В тот год я, вероятно, не сумел бы
остановиться на этом рубеже... Но что-то мне помогло удержаться. При встрече
Сенин (лагерный надзиратель, резидент оперуполномоченного ГБ) понукал: Ну? Ну?
Я разводил руками: ничего не слышал... А тут меня по спецнаряду министерства
выдернули на шарашку. Так и обошлось. Ни разу больше не пришлось подписаться
“Ветров”». Как же могло пройти ненаказанным такое ужасное преступление, как
вероломство с подпиской на стукачество! Да какой же опер мог подобное допустить
в своей работе? Никогда такого не было и не могло быть в «советском порядочном»
лагере. Рассказ Солженицына, приведенный им в «Архипелаге», поражает уж не
своей несообразностью, а наивной уверенностью автора в том, что он может
кого-нибудь обмануть такой «байкой».
«Во второй книге
«Архипелага» Солженицын сообщает о том, что вскоре после суда он в лагере был
завербован оперативными органами в качестве секретного осведомителя под кличкой
«Ветров». Признаюсь, меня, как человека, проведшего многие годы в заключении и
хорошо знающего лагерную обстановку тех лет, это сообщение как громом поразило.
Если бы оно исходило не от самого Солженицына, я бы, пожалуй, этому и не
поверил. Как же человек, претендующий на роль пророка, «глаголом жгущего сердца
людей», и вдруг... секретный осведомитель органов ГПУ! Того самого ГПУ, которое
он всячески поносит в «Архипелаге»! Несовместимо. Но Солженицын продолжает: Да,
дал подписку, принял крещение «Ветровым», но в действительности мне «удалось»
ни на кого ничего не доносить. Вот уж это сообщение совершенно невероятно. В
свете этого сенсационного сообщения в «Архипелаге», этого внезапного
«откровения» следует, мне кажется, пересмотреть некоторые факты из литературной
и политической биографии автора «Архипелага».
Каким образом, например,
попал он из лагеря обычного типа, в котором он завербовался в секретные
осведомители, в привилегированный спецлагерь, в котором содержались
специалисты, занятые секретными научными исследованиями, в так называемую на
лагерном жаргоне «шарашку»? (В ту самую «шарашку», которой, кстати, посвящен
роман Солженицына «В круге первом»).
Ответ на этот вопрос может быть только
однозначным: как секретный осведомитель. И в этой связи уверения
Солженицына, что работники «органов», не получая от «Ветрова» обещанной
информации, добродушно с этим примирились и, мало того, послали этого обманщика
на работу в спецлагерь с несравненно лучшими условиями, — сущая нелепица. Но
встаёт вопрос, если такое саморазоблачение Солженицына наталкивает на
дальнейшие, далеко идущие выводы, привлекает внимание к опасному для его
репутации эпизоду, то зачем он сделал это саморазоблачение, что побудило его
взять на себя инициативу в нем?
Мне кажется, что это
психологически объяснимо. Покрытый на западе славой литературного таланта
экстракласса, неустрашимого борца против «варварского коммунизма», сидя на
мешке золота.., Александр Солженицын всё-таки не знает покоя. Его несомненно
обуревает страх, и «мальчики кровавые» ему мерещатся — те самые мальчики, на
которых он доносил. А вдруг КГБ выступит с разоблачением и опубликует во
всемирное сведение тайну «Ветрова» — каков будет удар для нравственной
репутации «пророка» и лауреата? Так не лучше ли упредить инициативу КГБ,
перехватить ее и подать разоблачение в своей версии, в своей интерпретации? Его
логика проста: да, я был секретным осведомителем, был крещен во имя «Ветров»,
но в действительности я никаких доносов ни на кого не делал. Мне «удалось»
избежать выполнения принятых обязательств, и доказательством этого как раз и
является мое выступление с саморазоблачением. Такова, на мой взгляд,
психологическая причина саморазоблачения Солженицына». Этот рассказ его —
типичная лагерная чернуха, туфта, другими словами — ложь!
Это ему повезло, что он
связался с такой угрюмой и неразговорчивой организацией, как советская ГБ. Она
хранит многие его тайны, считая их своими, и в этом его счастье... Но сам он
боялся, несомненно, что его позорный секрет будет предан гласности, и по своей
всегдашней тактике — опережать удар, первым высунулся с саморазоблачением,
придав ему ту редакцию, которая в легковерных глазах для него наиболее выгодна
и безопасна. Повторяю: в легковерных глазах. Но не для людей, знающих условия
лагерного существования. Не я один так думаю».
Пс.63:7-11 – «Изыскивают
неправду, делают расследование за расследованием даже до внутренней жизни
человека и до глубины сердца. Но поразит их Бог стрелою: внезапно будут они
уязвлены; языком своим они поразят самих себя; все, видящие их, удалятся [от
них]. И убоятся все человеки, и возвестят дело Божие, и уразумеют, что это Его
дело. А праведник возвеселится о Господе и будет уповать на Него; и похвалятся
все правые сердцем». Иер.8:9 – «Посрамились мудрецы,
смутились и запутались в сеть: вот, они отвергли слово Господне; в чём же
мудрость их?» 1Кор.1:27 – «но Бог избрал немудрое мира,
чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное».
Всё перевёрнуто с
ног на голову, ахнешь:
«Да как же умудрились смысл
переиначить,
Что в алтаре любые
басни-шашни,
И выдадут за святость
разговор о даче».
Друг другу хвалятся модерной колесницей,
Вставляя громко в типиконы возглас;
Мирянам эдакое даже не приснится,
Как в алтари давно не вхожа совесть.
За слово Божие любая ахинея
Сойдёт, проглотится с
поповским одобреньем.
Их слово не живит и не
согреет,
Глаза замажут архиерейским
бреньем.
И на сто восемьдесят градусов, назад,
В иное повернули направленье,
Стоящие же в храме давным давно лежат,
Как паства павшая при деде Моисее.
Не уступил похотливым
смутьянам
Кротчайший вождь с
замашками тирана.
Рык протодьяконов похож на
вопли пьяных,
И мало кто стоит
прилично-прямо.
Меня интересует не собор,
Не в золочёных ризах тишина;
С ленивыми Бог на
расправу скор,
На проповедь выталкивать, пинать.
Благословляющий священник
сам благословлён,
Уполномочен ли он Иеговой
Вышним
Всех превратить в
молчальников, в кулём,
На деле благовестия быть
лишним?
Религия теней и мертвецов:
То мощи режут, то чудят с иконой;
От проповеди скрылись на засов,
А кельи стали БУРом в колокольной зоне.
О Господи, маршрут для
православных
Исправь и разверни
крестово-крестный ход,
Путь иночества – это нить с
узлами.
В разорванное колет, столетия не шьёт. 17.02.06 ИгЛа