Вопрос 2224:
9 т. О ваших предприятиях так много
пишут и говорят, и поневоле люди думают, что Вы закупили все средства
массовой информации, и потому они так восторженно трубят обо всём, что бы Вы ни делали. Так ли это?
Ответ:
Конечно же, не так. Чтобы Москва прислала своих работников из ТВ-6, чтобы они
приехали на своей машине в Потеряевку и жили там, и снимали, а потом на всю
страну показывали – да на это деньги не наши нужны, а гг. Березовского с
Гусинским. Ни копейки нигде за публикации никто из нас не платил. Но и нам
никто ни рубля не давал за интервью или за свои публикации. Просто дело, каким
мы занимаемся, оно чрезвычайно интересное и сверхперспективное.
«Заповедник веры»
является логическим завершением начавшегося в 1989 году знакомства автора с православным
проповедником Игнатием Лапкиным и его последователями. Отдельные снимки из
отснятого за эти годы фотоматериала время от времени публиковались в СМИ. Но
только теперь этот материал обрел свою законченную форму и представлен
посетителям этой выставки благодаря содействию межрегионального общественного
фонда «Открытая Сибирь» (г. Новосибирск) – проект «Заповедник веры» в мае этого
года победил в грантовом конкурсе этого фонда «Фоторесурс-2003».
Островком истинно
православной веры можно назвать восстанавливаемую с нуля деревню
Потеряевку, находящуюся в Мамонтовском
районе нашего края. Её возрождение стало возможным благодаря братьям Лапкиным,
Игнатию и Иоакиму. Именно они в 1991 году вернулись к месту своего рождения, в
Потеряевку, которой тогда уже двадцать лет не было на карте района, и поставили
там первую палатку.
Идея возрождения России
через создание православных общин отнюдь не нова, но и существует она чаще
всего как идея, которая лишь витает в воздухе, но не воплощается в конкретные
дела, поскольку говорить для иных легче, чем делать. Но, встретившись с этими
людьми, я был впечатлён как силой их убежденности, бескомпромиссности, так и
бескорыстностью всех их начинаний…
Основными сюжетными линиями
выставки являются, во-первых, уникальный летний лагерь-стан для отдыха детей
верующих со всей России, существующий уже ровно 30 лет; во-вторых,
деревня-община со своим особенным укладом жизни, нетипичным для нашего времени,
поскольку все её жители исповедуют истинное, не искаженное нововведениями, каноническое,
строгое православие. И в-третьих, конечно же, сами братья Лапкины, один –
проповедник, другой – священник.
Мне хотелось создать
достоверные, неприукрашенные образы этих людей, настоящих подвижников,
одновременно и идеалистов-мечтателей, пытающихся построить совершенное общество
на отдельно взятом клочке земли, и великих трудяг, действительно создавших
здесь нечто уникальное и неповторимое…
Насколько это удалось,
судить вам! С уважением. А. Волобуев».
Вот только несколько
последних публикаций и что воспоследствовало за этим.
«Барнаульский художник
Александр Волобуев подготовил материал для новой выставки» «Все работы, а их
около 80 чёрно-белых и 30 цветных, посвящены одному и тому же месту – деревне
Потеряевке. Чем же вызван интерес к этой географической точке? В отличие от
большинства российских деревень Потеряевка не вымирает, а восстанавливается. В
конце 50-х – начале 60-х гг. этот населённый пункт, как и многие другие был
признан бесперспективным. В результате отток населения и полное разрушение. Но
в Потеряевку вернулся Игнатий Тихонович Лапкин. Через работы А. Волобуева есть
реальный шанс познакомиться с Потеряевкой и людьми, восстанавливающими деревню,
русскую православную идею и сельскую общину, о которой так модно стало в
последнее время говорить в верхних эшелонах власти... Кстати, 24 мая 1998 г.
вновь восстанавливаемой деревне Потеряевке исполнится 180 лет со дня основания»
(Олег Шнитко «Молодёжь Алтая» от 21 мая 1998 г.).
В газете «Алтайская правда» за 12 июня 2003
года стр. 1 есть небольшая заметка следующего содержания: «Фотосессия длилась
13 лет. Барнаульский фотохудожник Александр Волобуев получил грант конкурса
«Фоторесурс» для выполнения проекта «Заповедник веры». Конкурс проводился
фондом «Открытая Сибирь» (Новосибирск). Свои заявки подали 23 фотографа из
самых разных уголков Сибири. Александр стал одним из победителей конкурса и теперь получил
возможность завершить свою многолетнюю работу. С 1989 года он фиксирует на
плёнке жизнь христианской общины села Потеряевка. На первых снимках - люди, живущие в шалашах. Теперь – построенные
дома, церковь. За эти годы заброшенную деревню воссоздали заново. Итогом работы
станет выставка из шестидесяти снимков,
сделанных Александром за 14 лет».
«…В 1989 году Волобуев познакомился с Игнатием
Лапкиным, бессменным лидером потеряевской православной общины. Тогда
Лапкин как раз вышел из тюрьмы, куда попал за то, что
вместе с Библейскими текстами распространил начитанный на магнитофонные плёнки «Архипелаг ГУЛаг»
Солженицина. Главным делом общины стало возрождение деревни Потеряевки
(Мамонтовский район). В семидесятые годы она была выселена как
бесперспективная. Теперь там снова живут люди,
возделывают поля, растят детей. Летом в Потеряевке работает детский
православный лагерь-стан.
За все года отдельные
снимки публиковались в краевых и республиканских СМИ, некоторые стали буквально
классическими. Но только теперь материал обрёл законченную форму. В зале 56
снимков… Александр Волобуев победил в грантовом конкурсе «Фоторесурс-2003» в
номинации «персональные фотопроекты». (Сергей Тепляков. «Алтайская правда»
11 окт. 2003 года 2 стр.).
Или вот ещё публикация в
газете «Вечерний Барнаул» за 10 окт.2003 г. стр.18. «Культурный слой»: «Лики
православные, светлые лики». С 3 октября
(по 24 окт. 03) в выставочном зале АГУ (Алтайский Гос. Университет)
можно познакомиться с фотопроектом «Заповедник веры». «Каждый к вере идёт своим
путём; кто-то с молоком матери воспитывает преклонение перед Творцом, кто-то пройдя через терния и испытания находит надёжный
берег.
Деревня Потеряевка. Словно оправдывая своё название,
на десять (в действительности же на двадцать
- ИгЛа) лет исчезла с карты Мамонтовского района. Пустырь завоёвывал
пространство неперспективного поселения. И только благодаря братьям Лапкиным
она вновь появилась на свет – через веру. В 1991 году Игнатий и Иоаким
вернулись к месту своего рождения и
поставили первую палатку. «Островком истинно православной веры можно
назвать восстанавливаемую с нуля деревню Потеряевку, - считает фотохудожник
Александр Волобуев. Еще в 1989 году познакомился он с Игнатием Тихоновичем.
Бородатый мужик в стоптанных валенках, забредший в редакцию газеты «Молодёжь
Алтая», увлёк сотрудников газеты своей идеей. И Александр Павлович стал
своеобразным «спецкором» Православной общины. А результатом пристального
исследования стала фотовыставка его
искренних работ «Заповедник веры», которая в мае этого года победила в
грантовом конкурсе «Фоторесурс-2003», организованном в Новосибирске фондом
«Открытая Сибирь».
«Однажды в моей квартире
раздался телефонный звонок, - доктор искусствоведения Тамара Степанская
рассказывает о том, как возникла идея
выставить «Заповедник веры» в АГУ, -
Александр Павлович интересовался, не испугаюсь ли я организовать выставку его
работ. Договорились встретиться. Когда посмотрела фотографии, поняла, что это
просто необходимо университету. Во-первых, определённые знания. Во-вторых, лица
– светлые, добрые. Какая сейчас идёт пропаганда со страниц СМИ и с экрана ТВ –
поток негативных эмоций, чувств. И здесь душа в поисках идеала. Красота, гармония. Люди ищут
согласия, внутреннего покоя. Они не мечутся.
Эти работы - огромное подспорье в учебном процессе университета, на их
основе пройдут семинары, конференции. Богатый живой материал, да и эстетическое
наслаждение».
Действительно, как всё продумано и органично
в жизни этих людей. Вот спешат поселяне на утреннюю молитву: Прит.4:26 –
«Обдумай стезю для ноги твоей, и все пути твои да будут тверды». Или собрались за обеденным столом: Прит.17:1
- «Лучше кусок сухого хлеба, и с
ним мир, нежели дом, полный заколотого скота, с раздором». Портрет
праправнучки основателя деревни Евдокии Титовны Потеряевой - добрый взгляд
умудрённого опытом человека. Рядом счастливые лица сестёр Плотниковых: Пс.126:3 - «Вот наследие от
Господа: дети; награда от Него — плод чрева».
Фотография - своеобразная экскурсия по
деревне. Смотрят на посетителей новосёлы Евгений Янчук и его жена Людмила. Еф.5:28
– «Так должны мужья любить своих жён, как свои тела: любящий свою жену
любит самого себя». Здание
первой школы: Прит.22:6 - «Наставь юношу при начале пути его: он
не уклонится от него, когда и состарится». На поле, а в руках -
выращенный урожай. Работа так и называется: «Меж колосьев и облаков». Лев.25:19 - «И будет земля
давать плод свой, и будете есть досыта, и будете жить спокойно на ней»
Труд, семья, учёба, хлеб насущный, опять труд
и постоянные размышления, обращения к Богу. Простые и святые истины.
- Александр Павлович,
знакомство с этими людьми что-то изменило в Вашей жизни?
- Определённую коррективу,
конечно, внесла та встреча четырнадцать лет назад. Произошло переосмысление
каких-то истин. Жизнь этих людей, их
отношение к миру, взаимоотношения заставили задуматься, а то ли я делаю…
Светлые православные лица, проникающие
взглядом в твою душу, открытые Богу и людям сердца – кажется, ты где-то встречался и общался с ними. И
появляется желание задуматься о дне грядущем. Значит, работы мастера задели за
живое. Татьяна Шадрина».
Мы поблагодарили добрых людей так:
«Благодарим межведомственный общественный
фонд «Открытая Сибирь», Агенство регионального развития за финансовую помощь в организации проекта
Александра Павловича Волобуева «Заповедник веры».
Эта фотовыставка Волобуева А., может быть,
хотя бы кому-то покажет, что русские люди потеряли, уйдя от Бога, потеряв веру
во Христа Спасителя, отказавшись от вечного спасения. На этих снимках видно,
что такие немощные, простые русские люди
могут начинать с нуля и, с Божьей помощью трудясь, не умереть с голоду, жить,
радуясь в вере православной. Таких
пустырей только на Алтае еще 330 с
лишним. Кто хочет жить свободно, чисто и без лжи, могут начинать осваивать эти
заброшенные деревушки. Но без веры в Бога такие начинания у всех закончились прежней пьянкой и
воровством и распадом. Мы готовы поделиться опытом с теми, кто осознает
важность жизни во Христе Иисусе.
Протоиерей Иоаким Тихонович Лапкин.
Староста дер. общины п. Потеряевка Барабаш
Игорь Алексан.
Начальник детского лагеря-стана Лапкин Игнатий
Тихонович».
(Волобуев Александр
Павлович, 1959 г. рожд. Живёт в Барнауле. Член Союза фотохудожников
России с 1990 года. Лауреат городских и краевых, дипломант всеросийских и
междунородных выставок и фотосалонов).
Газета «Вечерний Барнаул»
за 22 октября 2003 г. стр. 4 поместила вот такую заметку:
«Знай наших. Из
Потеряевки в США».
«Выставка алтайского фотохудожника откроется в Нью-Йорке. Коллекция фоторабот о
жизни христианской общины в Алтайском
крае «Заповедник веры» будет представлена
в Нью-Йорке. В декабре там состоится собрание представителей Архиерейского
собора Русской православной церкви за
рубежом. От России на собрание приглашён представитель Барнаульской общины и священник Иоаким
Лапкин, который представит выставку «Заповедник веры» на духовном совещании и
совете архиерейского Собора.
Автор работ – член Союза фотохудожников России Александр Волобуев -
планирует отправить более 60 снимков
церковной тематики. Внимание художника привлекла жизнь христиан в селе
Потеряевка (Мамонтовский район Алтайского края). В 70 годах прошлого века
деревня была разрушена . Местные христиане
начали вновь отстраивать село и создали христианскую общину без
посторонней помощи. По словам автора, он снимает эту деревню уже в течение 14 лет.
Помимо этого экспозиция включает фотографии
детского православного лагеря, расположенного рядом с селом. Добавим,
что выставка организована при содействии Фонда
«Открытая Сибирь» «Молодые журналисты Алтая».
В выставочном зале как-то
по особенному светло на душе, особенно от того, что под каждым снимком
славянским шрифтом сделаны Татьяной Волобуевой
выписки из Библии. Вот как это выглядит.
ОПИСАНИЕ
ВЫСТАВКИ
Стена №1. №: Описание снимка: Подпись к снимку: Цитата
из Библии:
1 И. Т. Лапкин и две девочки идут по дороге возле пшеничного поля
(чёрно/белая). Дорога от разъезда до
лагеря – 4 км. 1989 год. «Все пути Господни – милость и истина к хранящим
завет Его и откровения Его». Пс. 24:10
2. И. Т. Лапкин и мальчики в колосьях (чёрно/белая). Меж колосьев и облаков… 1989 год. «И
будет земля давать плод свой, и будете есть досыта, и будете жить спокойно на
ней». Левит, 25:19
3. Процессия на мостках (цветной). Крещение
в озере. Июль 2003 года. «Я желаю
исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце». Пс.
39: 9
4. Петеримова (Лукина) Лариса (цв.) На крещении. Помазание елеем
уст. 2003 год. «Вкусите, и увидите, как благ Господь! Блажен человек,
который уповает на Него!» Пс. 33: 9
5. Крестят девочку (чёрно-белый снимок) Момент крещения. 1996 год. «...крещение, не
плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает
воскресением Иисуса Христа». 1 Пет. 3:21
6. Крестят мужчину (цв.). Крещение по всем библейским канонам –
непременное правило в этой общине. 1996 год. «Итак, идите, научите все народы, крестя их
во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам…».
Мф. 28: 19-20
7. Портрет Калашниковой
Дарьи (ч/б). Лики православия. 1996 год. «Миловидность
обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы».
Пр. 31: 30
8. Женская фигура на мостках (цв.). На
озере. Восход солнца. 1996 год. «Днём явит Господь милость Свою, и ночью
песнь Ему у меня, молитва к Богу жизни моей». Пс. 41: 9
9. Девочка со свечкой (цв.). Свеча, зажженная от свечи, - тоже
символ крещения. 1996 год. «Пустите
детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие».
Марк. 10:14
10. На зарядке с о. Наумом Борщуковым (ч/б). Утром в лагере зарядка.
1991 год. «Человек мудрый силен, и человек разумный укреп- ляет силу свою».
Пр. 24: 5
11. И. Т. Лапкин и дети несут воду (ч/б). Ежедневные заботы. 1989 год. «Ленивая рука делает
бедным, а рука прилежных обогащает». Пр.10:4
12. Девочка с банкой воды(ч/б). Родниковая
вода для лагеря. 1989 год. «Благотворительная
душа будет насыщена; и кто напояет других, тот и сам напоен будет». Пр.
11: 25
13. Смотровая вышка и небо (цв.). Лагерь-стан. 1994 год. «Небеса проповедуют славу Божию, и о
делах рук Его вещает твердь». Пс. 18: 2
14. Женская группа на лавочке в храме (цв.). Короткий отдых после литургии. 1996 год. «Жертва Богу – дух сокрушенный; сердца сокрушенного и
смиренного Ты не презришь, Боже». Пс. 50: 19
15. Малышка Анфиса на руках
мамы Ирины Устиновой при подходе ко кресту(цв.). Будьте как дети… 2003 год. «Из
уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу, ради врагов твоих, дабы сделать
безмолвным врага и мстителя». Пс. 8: 2-3
16. Лев Польгуев с Анной Оконешниковой с цветами в руках (цв.). Белые цветы. 2003 год. «Ибо, где
двое или трое собраны во имя Мое, там я посреди них». Мф. 18: 20
17. Дети на дереве (ч/б). Первые
литургии проводились под кроной этого дерева. 1989 год. «Много замыслов в
сердце человека, но состоится только определенное Господом». Пр. 19:
21
18. Мальчик Витя Петеримов в шалаше с котёнком (ч/б). Человек и кошка. 1989 год. «Ложусь я, сплю и встаю, ибо Господь
защищает меня». Пс. 3: 6
19. Девочка в траве (ч/б). Лагерь-стан.
Дети здесь напрямую общаются с природой. 1996 год. «Итак, кто умалится,
как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном». Мф. 18: 4
20. Дети в телеге – воскресный отдых в лагере-стане(ч/б). Воскресное катание на лошадях. 1989 год. «Иные
– колесницами, иные – конями, а мы именем Господа, Бога нашего, хвалимся: они
поколебались и пали, а мы встали и стоим прямо». Пс. 19: 8-9
21. Яковлев Виктор с сыном Никитой на руках + И. Т. Лапкин (ч/б). «Подставь другую щеку…» 1994 год. «А
Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати
к нему и другую». Мф. 5: 39
22. Дети на турнике (ч/б). Вновь
прибывшие обживаются в лагере. 1994 год. «Кто
хочет иметь друзей, тот и сам должен быть дружелюбным; и бывает друг, более
привязанный, нежели брат». Пр. 18: 24
23. Вася Лапкин дрожит на
мостках (ч/б). Утреннее купание. 1989
год. «Больше всего хранимого храни сердце твое; потому что из него
источники жизни». Пр. 4: 23
24. Андрей Дробот, Никитин Миша и Вася Плотников у стола (ч/б). Потеряевские мужчины бороды не бреют.
1998 год «Блажен народ, у
которого Господь есть Бог, - племя, которое Он избрал в наследие Себе».
Пс. 32: 12
25. Ося Янчук задувает свечу (цв.). Служба
закончена. 2003 год. «Ты
возжигаешь светильник мой, Господи; Бог мой просвещает тьму мою». Пс.
17: 29
26. Черёмушкина Нюра склонилась над Библией (ч/б). «Для Слова Божия нет уз…»
1989 год. «Тайна Господня – боящимся Его, и завет Свой Он открывает им».
Пс. 24: 14
27. О. Иоаким с крестом (цв.). Именины
батюшки – праздник для всей общины. 1999 год. «А
я в правде буду взирать на лице Твое; пробудившись, буду насыщаться образом
Твоим». Пс. 16: 15
28. Подготовка к исповеди - молящиеся на фоне горизонта (ч/б) Подготовка к крещению. 1994 год. «Да будет милость Твоя, Господи, над
нами, как мы уповаем на Тебя». Пс. 32: 22
Стена № 2
1. Малышка целует крест (цв.) Причастие.
2003 год. «Приносили к Нему и
младенцев, чтобы Он прикоснулся к ним». Лк. 18: 15
2. Лев Польгуев держит хоругвь (цв.). Перед крестным ходом. Чтец
Лев Польгуев. 2003 год. «Я взыскал Господа, и Он услышал меня и от всех
опасностей моих избавил меня». Пс. 33: 5
3. О. Иоаким над водой на мостках-пирсе освящает воду перед крещением (цв.). Крещение. 1996 год. «Сердце чистое
сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня». Пс. 50: 12
4. Семья Барабаша Игоря на фоне стога сена (цв.). Староста
Потеряевской общины Игорь Барабаш с семейством. 1996 год. «Кто найдет добродетельную жену?
Цена ее выше жемчугов. Уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без
прибытка». Пр. 31: 10-11
5. Крестный ход с крещения (цв.). Дорога ко храму. 2003 год. «И будут уповать на Тебя знающие имя
Твое, потому что Ты не оставляешь ищущих Тебя, Господи». Пс. 9: 11
6. Девочка с Библией (ч/б). Лагерь-стан. Первые шалаши. 1989 год. «Исследуйте Писания, ибо вы
думаете через них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне». Иоан.
5: 39
7. И. Т. Лапкин на скамейке у пруда показывает на небо (цв.). «Все мы от Бога…» 2003 год. «Выслушаем
сущность всего: бойся Бога и заповеди его соблюдай, потому что в этом все для
человека». Еккл. 12: 13
8. Небо, церковь, озеро (цв.). Потеряевка. 1996 год. «Всякое
даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у
Которого нет изменения и ни тени перемены». Иак. 1: 17
9. Евдокия Титовна Потеряева
возле дома(цв.). Домашние
заботы Евдокии Потеряевой. 2003 год. «На
пути правды – жизнь, и на стезе ее нет смерти». Пр. 12: 28
10. О. Иоаким кормит куриц у
храма (цв.). На подворье. 2003 год. «Иной сыплет щедро, и ему еще
прибавляется; а другой сверх меры бережлив, и однако же беднеет». Пр.
11: 24 Стена № 3
1. Группа певчих (цв.). Певчие.
2000 год .«Пойте Богу нашему,
пойте имени Его, превозносите шествующего на небесах; имя Ему: Господь; и
радуйтесь пред лицем Его». Пс. 67:5
2. О. Иоаким с иконой (цв.). Протоиерей
Иоаким Лапкин. 1999 год. «Господи!
Возлюбил я обитель дома Твоего и место жилища славы Твоей». Пс. 25:
8
3. Венчание (ч/б). Венчание.
2000 год. «Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя». Пс.
54:23.
4. Невеста Алёна Шимко (цв.).
2000 год. «Предай Господу путь
твой, и уповай на Него, и Он совершит». Пс. 36:5.
Стена № 4
№ Описание снимка. Подпись к снимку. Цитата из Библии.
1. Янчук Евгений с женой Людмилой у окна своего дома, только что построенного ими (цв.) Новоселы Евгений Янчук и его жена Людмила.
1996 год. «Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою
жену любит самого себя». Еф. 5: 28
2. Старообрядческий священник
о. Андрей Марченко и Унагаева
Ольга идут по улице в Потеряевке (цв.) Дорога
к дому. 1998 год «Стезя
праведных – как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного
дня». Пр. 4: 18
3 Чтец Бауэр Севастьян и секретарь Крестовоздвиженской общины
Дыбунова Марина у забора(цв.) В день
180-летия Потеряевки. 1998 год. «Сердце мудрого делает язык его мудрым и
умножает знание в устах его». Пр. 16: 23
4 Плотников Вася - ученик у школы (ч/б) . Первая школа. 1997 год. «Наставь юношу при начале пути
его: он не уклонится от него, когда и состареет». Пр. 22: 6
Стена № 5
1. О. Иоаким с конями (цв.) Лошади – незаменимые помощники в
деревенской жизни. 2003 год. «Коня приготовляют на день битвы, но победа
– от Господа». Пр. 21: 31
2. Три девочки-сестрёнки
Плотниковы (цв.) Сёстры Плотниковы. 1996 год. «Вот наследие от Господа –
дети; награда от Него – плод чрева». Пс. 126: 3
3 Портрет Евдокии Титовны Потеряевой (цв.) Евдокия Титовна Потеряева - праправнучка основателя деревни.
2003 год. «Страх Господень прибавляет дней». Пр. 10: 27
4 И. Т. Лапкин у первой кельи возле «балерины» (цв.) В первой землянке теперь можно делать
музей. 2003 год. «Дай мне
уразуметь путь повелений Твоих, и буду размышлять о чудесах Твоих». Пс.
118: 27
Стена № 6
1. Небо и хоругвь (цв.). У
озера. 1996 год.
2. Крестный ход на крещение к озеру(ч/б). На утреннюю молитву. 1996 год. «Обдумай
стезю для ноги твоей, и все пути твои да будут твёрды». Пр. 4:26.
3. ИгЛа с детьми в лагере-стане работает (ч/б). Лагерь-стан. Ремонт техники. 1989 год. «Видел
ли ты человека, проворного в своём деле? Он будет стоять перед царями».
Пр. 22: 29
4. А.П. Волобуев и дети в 1989 г. (ч/б). Автор проекта в первые дни знакомства с лагерем. 1989 год.
5. Приходько Наталья – ст. воспитатель с детьми у кухни(ч/б) Лагерь-стан. Обед готов, можно бить в
колокол три раза. 1996 год. «Очи
всех уповают на тебя, и Ты даешь им пищу их в свое время. Открываешь руку твою
и насыщаешь все живущее по благоволению». Пс. 144: 15-16
6. Дети Плотниковы с бабушкой Серафимой Гавриловной. Трапеза. 1996 год. «Лучше кусок сухого хлеба, и с ним мир, нежели дом, полный
заколотого скота, с раздором». Пр. 17: 1
Думаю, что таких выставок
подобных почти невозможно найти. Это не просто фотовыставка талантливого
фотохудожника – это широкомасштабная и серёзная проповедь. Меня неоднократно
приглашали выступить перед разными факультетами, которые приводили на
фотовыставку; и мы с Александром
Павловичем вели к совершенству слушателей, я им благовествовал о Христе. Решил
пожертвовать так много места на этот вопрос-ответ, чтобы многие могли
взять для себя, как нужно из
самого незначительного приобрести полезное, умножить талант. Иер.15:19 -
«На сие так сказал Господь: если
ты обратишься, то Я восставлю тебя, и будешь предстоять пред лицем Моим; и если
извлечешь драгоценное из ничтожного, то будешь как Мои уста. Они сами будут
обращаться к тебе, а не ты будешь обращаться к
ним».
Или вот очередной репортаж
о Потеряевке из районной газеты. Поверьте, что так за деньги корреспонденты не
пишут, слишком уж легко проверить
написанное; тем более столько у нас есть недругов, которые не потерпели
бы такой «патоки».
«Свет октября» 3
июня 2004 года. Стр.3. (Полностью вся страница о Потеряевке с 6 снимками). «От
Урала до Потеряевки – дорогой веры». «Разными путями попадают люди в
Потеряевку, но у всех здешних жителей есть одно
объединяющее начало – вера во Христа, а значит, и в то, что все
трудности преодолимы с Божьей помощью. А ещё потеряевцы верят в себя и в свои
силы. В чём я уже в который раз убеждался, пообщавшись с новоиспеченным жителем
возрождённого посёлка - Александром Желтухиным.
До поры до времени жил
он с семьёй в Свердловской области, был священником. Как он сам говорит,
к Богу пришёл тернистой дорогой. На Урале у Желтухиных все родственники,
постепенно обзавелись хорошим жильём, хозяйством, Но однажды жизненные пути
свели Александра с известным христианским проповедником Игнатием Тихоновичем
Лапкиным. Прочитал и его книги. И нашёл в них для себя истину.
Вот тут-то и зародилась мысль побывать в Потеряевке. И вскоре он уже знакомился с потеряевцами и их образом
жизни. – Пожил две недели, - рассказывает Александр. Помогал по хозяйству местным жителям,
присматривался. И понял, что здешний
образ жизни мне по душе. Вернувшись
домой, посоветовался с женой Еленой и нашёл полное взаимопонимание. Весной и
переехали всей семьёй на постоянное место жительства в Потеряевку. Господь меня позвал, - замечает Александр, - значит,
я должен Ему довериться». Семья Желтухиных – многодетная. У них шесть
детей. - Мы ведь ещё и ради детей в
Потеряевку отправились, - размышляет глава семейства. Заметив мой вопросительный взгляд, поясняет: - Чтобы
спасти детей от пьяни, мата, воровства. Всего того, чего полно в нынешней
жизни. Здесь этого нет. Потеряевка живёт по уставу и руководствуется заповедями
Христа.
Как же встретили Желтухиных
старожилы Потеряевки? На лице Александра появляется улыбка. – Как самых близких
людей. Оказывают всяческую помощь, подарили свиноматку с поросятами, кур. И
вообще у жителей посёлка отрытые, радостные лица. О дальнейшей жизни Александр
говорит: - Мы веруем, а Господь нас
благословляет. Главное, чтобы и дальше с нами была вера. С Божьей помощью мы
преодолеем все трудности.
Я слушал Александра и
думал: «Действительно, когда в человеке есть вера, внутренний стержень, он
способен пойти навстречу трудностям, которые
любого другого человека испугали бы и повергли в уныние. Время от
времени Александр, как священник,
проводит службы в местном храме. Люди в современном обществе, по сути
дела, одиноки, считает Александр. А вера их объединяет и делает духовно близкими.
Дети Желтухиных в Потеряевке не затерялись. Уже
хорошо знают своих сверстников. Общаются, ходят в гости. Очень доверчивы.
Нравится Желтухиным и местная природа. Красота, простор, - так они ее оценивают.
Хотя от Урала и сильно отличается.
Александр твёрдо убеждён, что Потеряевка будет
жить. – Были бы сомнения, -
говорит он, - мы бы и не поехали. На прощание поговорили мы и о смысле
жизни и смерти, об истинном и ложном.
Александр кратко изложил свой взгляд. –
Истин не может быть много, истина всегда
одна. А жить стоит ради того, ради чего стоит умереть. И надо всегда помнить об истинных ценностях, о
Боге, о том, что Он ведёт нас по жизни.
И что смерть всегда рядом, а от неё не
спасут злато и серебро…» В. Ретунский.
«Чужие здесь ходят редко». 13 лет
назад священник местной Свято-Анфимовской общины отец Иоаким и ещё два человека
сошли на разъезде-полустанке и долго шли пешком по просёлочным дорогам к месту,
где когда-то располагалось родное село Потеряевка. – Помолились у берёзы, -
вспоминает он, - если есть на то Божья воля,
то быть на этой пустоши новой
Потеряевке. Путь к возрождению был не прост,
надо было преодолеть много бюрократических рогаток, чтобы идти к поставленной цели. Но вера в Бога и в себя
помогала и продолжает помогать во всём. На этом и держится сегодня это
небольшое поселение из 15 дворов с
населением около 50 человек. 16 мая
Потеряевка отмечала очередную годовщину
своего возрождения. С коллегой Владимиром Ретунским мы здесь не в первый раз.
Но последние три года не удавалось
посетить это уникальное место по разным причинам. А жизнь
сельчан продолжает течь по их собственному уставу и для них он не
кажется сложным. Ведь все жители без
исключения стремятся жить по заповедям Божьим, хранить себя от греха, много трудиться, быть
милосердным и не лгать. Милосердие,
кстати, отвергает иждивенчество; да, если
видят, что семье в чём-то трудно – помогут, но
леность осуждается беспощадно. Рано вставай и поздно ложись, чтобы жить
достойно - этого правила здесь строго придерживаются; наверное, потому и даёт
им Бог силы. На праздник приехали гости, в основном, конечно, родственники
сельчан, но были и официальные лица: глава администрации села Корчино И.Н.
Старчиков, участковый Е.Н.Афонин, главный ветеринарный врач района В.Г.Игонин,
фотохудожник из Барнаула А.П.Волобуев.
Его фотовыставка о
Потеряевке – это классический рассказ о России языком фотографий, которые
поражают воображение любого человека. Не
случайно в прошлом году эта фотовыставка получила гран-при в Новосибирске. А в
декабре отец Иоаким возил её с собой в США, куда он ездил по приглашению
Русской Православной церкви зарубежом. Всезарубежное совещание проходило на тему объединения с Московской
Патриархией. – Вопрос этот непростой, - говорит о.Иоаким, - создана специальная
комиссия по работе над данной проблемой. Мнений по этому поводу много, разных и противоречивых.
Священникам из России оплатила дорогу и
проживание зарубежная сторона, иначе ни один не смог бы выехать за океан
ввиду материальных трудностей. На вопрос, как американцы встретили их, о.Иоаким
ответил, что бывшие выходцы из России больны ею, но они совсем не знают
современную Россию. – Я им говорю: «Приезжайте к нам, тогда и судите обо всём».
На праздничном собрании у
церкви, состоявшемся после окончания Божественной Литургии, о.Иоаким вспоминал
первые шаги по возрождению Потеряевки. – С собой я привёз 10 гусей и курочку с петушком. Поставил палатку и пошёл
в Урывку, там корову купил. А ночью сон приснился, будто корову украли.
Выскочил из палатки, да нет, стоит привязана. Первую лошадь нам продал
В.Г.Игонин, тогда директор совхоза; он нам
много помог без всякой просьбы с нашей стороны. И таких помощников было немало. Первый дом строили из самана, вместо
соломы крапиву замешивали. Из Корчино
нам привезли солому, когда узнали про
наше мученье. Староста Игорь Барабаш
приехал на голое место и жил с женой и грудным ребёнком на первых порах в
дощатом сарае. Говоря о трудностях, о.Иоаким наставлял потеряевцев: - Храните
чистоту веры, чтобы не было у нас случаев пьянства, воровства. Если восстанете
друг на друга, не будет здесь посёлка. В приветствии к жителям глава Администрации села Корчино
сказал: «К вам относятся по-разному, но
большинство уважает ваш образ жизни, который вы сами выбрали для себя. Мы мало
чем можем помочь Потеряевке, но препятствий не чиним. Здоровья вам и успехов».
Относятся к потеряевцам
неоднозначно. Одни равнодушно бросают:
«А, к попам поехали». Другие назовут Потеряевку оазисом христианской жизни. Каждому своё. Проблемы у
жителей есть. Нужна скважина. В колодцах воды не хватает. Они даже пруд сами заложили еще в первые годы
поселения, чтобы совсем без воды не остаться. Огородили его и следят за его
состоянием. Случается, что и в колодцах пересыхает вода. Сегодня в Потеряевке
два фермерских хозяйства, у населения 60 голов крупного рогатого скота, более
сотни овец, приличные по размеру огороды. Ведь живут люди за счёт натурального хозяйства, вывозят продукцию в
город, чтобы иметь наличные деньги. Самое главное, по мнению людей, что есть у
них начальная школа – филиал Корчинской
средней, четыре преподавателя с высшим образованием. В двух классах обучаются
12 детей, к началу следующего ожидается прибавление десяти школьников. А если
детей становится больше, перспективы развития Потеряевки растут.
Потеряевка счастлива внутри. Об этом без
слов говорили светлые лица взрослых и
детей». Л. Горбулёва.
«Концерт». «Это был удивительный
концерт. Артисты – дети начальной школы
и дошколята. Они пели о Боге, прославляли Его любовь, заботу обо всём живом. –
Мы готовили концерт с любовью и желаем, чтобы эта любовь передалась и вам, -
поприветствовала зрителей Кристина Александровна Малютина. Она учится заочно в
музыкальном училище, но взяла академический отпуск… ради Потеряевки. Сюда она
приехала вслед за мамой Раисой Юльевной и пятилетним братом. Отец и двое
братьев, которые должны получить дальнейшее образование, пока живут в городе.
Но приезжают сюда в гости. Раиса Юльевна
– учитель английского языка, совсем не деревенский житель. Многие её не
понимают: как можно уйти от благ
цивилизации, четырехкомнатной благоустроенной квартиры, успешной
подработки репетиторством? – Живу здесь
по Божьей воле, - говорит она. – Душе здесь хорошо, – подошла к нам Кристина.
Состояние радости, внутреннего покоя – это счастье. Мне говорят, что в Потеряевке парней нет. А я верю, что
придёт время, и Бог даст мне жениха…
Под аккомпанемент Кристины
и старенького пианино дети пели духовные песни на русском и английском языках.
Интерес к языкам здесь большой. - После
городской школы в Потеряевке рай для учителя, - признаётся Раиса Юльевна. –
Дети послушные, тянутся к вере, воспитанные. Дети пели замечательно. Настя
Глушкова – особенно. Жаль, что её слышат мало людей. Полонез Огинского
исполнила третьеклассница Анастасия Никитина. На пианино играет большинство
детей. В школе имеется и гитара. Учитель начальных классов Виктор Савченко и
Кристина составили хороший певческий дуэт. Учителем музыки работает Людмила Анатольевна
Янчук. А Елена Анатольевна Барабаш - вроде директора школы. Школа расположена в
здании церкви, вход с боковой стороны. Два класса, парты по количеству
учеников, печка, где сверху лежат наготове сухие дрова, спортивный зал. Умные,
интеллигентные учителя и благодарные
ученики, каких поискать надо». Л. Кольцова
С кем поведешься… А почему бы нет.
Мы набираем и непроизвольно
Недостающее, – какой ни
есть привет,
Особенно с поры ещё
дошкольной.
Так с кем мы повелись и подружились,
Кого под кров к родителям ввели?
С кем разговаривали, ели и ложились –
Всё в полутьме у странников земли.
К кому-то нас тянуло, как
магнитом,
О ком-то тосковали по
ночам;
Иные в памяти – на
волосинке гниды,
Тебя нигде, никак не
обличат.
Наш круг - не те правители и боссы,
Артисты знаменитые, герои.
Мы губошлёпы и молокососы,
До седины неведомо, что строим.
К себе подобной птица и зверьё
Кучкуется, слетается, как знаем.
От дружбы непроверенной
ужаленный умрёт,
Крестообразно кости украшают знамя.
Блаженство искренних знакомых христиан
Настраивает ближе к ним прибиться.
Здесь умножают принятый талант -
Плоды взрастишь, а не одни лишь листья.
О чём твой разговор с твоей
подругой,
Твоих наперсников волнует
что всегда?
Смех беспричинный,
осужденье, ругань,
А с языка вонючая вода?
Ищи сообщества из знающих Писанье,
Где центр всего - Спаситель, Божий Сын.
Подобные птенцы к тебе слетятся сами,
В душе имей духовные весы.
Для многих вера – маска,
мимикрия -
Не обольстись словами и одеждой.
У ног Христа сидит твой друг Мария.
Кто не пришёл - погибшие невежды. 1.8.03 ИгЛа