Вопрос 2236:
9 т. Нам приходится благовествовать людям о Христе и о порядках в Церкви. Когда
послушают наш разговор, то тут же и
упрёк: Ваша вера какая-то злая, то одно нельзя, то другое. Наши деды
верили, и пили, и в карты играли. Местный батюшка у нас никогда ничего строго
не говорит нам; Ваша вера не русская. не наша, откуда вы её взяли?
Ответ:
Спасительная вера только та, которая
основана на Священном Писании. А эти сказки о «добренькой вере» придумали сами
же попы, чтобы иметь дешёвый авторитет перед своими прихожанами-кормильцами.
Батюшки же ничего не могут исправить и знают это; и грубо презирают за глаза
своих почитателей, говоря, что народ такой тупой, что его ничему нельзя научить, а не то, чтобы десятину отдавали им.
Но миф о добренькой вере придуман и
культивируется на «культурном» уровне и у интеллиегентов. Вот как ответил на подобный вопрос брат о.Нафанаил (Судников), член нашей
общины.
Отношение к ереси в
ранней христианской церкви и современная околохристианская мифология.
В гражданской религии
современного общества, идолами которой являются плюрализм, толерантность и
демократия, присутствует и своя мифология, касающаяся разных областей жизни.
Мифология эта касается и христианской церкви. Рассмотрим несколько
распространенных мифов о христианстве.
Миф первый: в начале
христианская церковь была едина, все жили в мире и любви, а потом церковь
начала дробиться.
Этот миф используется
обычно тогда, когда некто принимает распространенный стереотип
доброжелательного отношения к Евангелию, но, будучи сугубо нерелигиозным
человеком, выражает таким образом свое неприятие той или иной христианской
конфессии или всех существующих, для оправдания своего отнюдь неевангельского
образа жизни.
Миф второй: первые христиане были исполнены любви и
принимали всех, а потом началось растаскивание по конфессиональным квартирам и
озверелая борьба с инакомыслящими, которых стали называть еретиками.
Этот миф начинает работать
у современного «культурного» идолопоклонника тогда, когда он ближе сталкивается
с церковью, имеющей строго определенное вероучение. Этот человек не прочь бы
вращаться в обществе христиан и обогащать церковь своим присутствием, но его
глубокомысленную и творческую душу травмирует, когда его глубокие мысли
называют ересью, а его одаренной личности отказывают в праве называться
христианином. Он видит в этом узость и ограниченность, фанатизм и застой.
Рассмотрим оба этих мифа одновременно сначала с атеистической,
т.е. религиоведческой точки зрения, а потом с богословской, т.е. теологической.
Исторически христианская религия возникла в среде иудейской религии,
являясь поначалу небольшой группой последователей человека, который
проповедовал нетрадиционную интерпретацию иудейства, называл себя Сыном Божиим,
был жестоко казнён по приговору еврейской духовной власти. Он и его ученики
говорили о необязательности обрядов иудейства, что было кощунством для
религиозных евреев. Более того, христиане принимали в свои общины язычников, не
принуждая их соблюдать закон Моисеев. Общины христиан быстро множились и распространялись
по Иудее и всей Римской империи.
В иудейской среде было тогда несколько религиозных направлений в
отношении нового учения: 1) христиане из иудеев, которые отказались от
соблюдения закона Моисеева; 2) христиане из иудеев, соблюдавшие закон Моисеев,
но не навязывавшие его другим; 3) христиане из иудеев, принуждавшие всех
соблюдать закон Моисеев; 4) христиане из язычников; 5) иудеи, не принявшие
Иисуса Христа.
Так вот, для того, чтобы
сохранить свою универсальность и продолжать распространяться по миру,
христианские лидеры должны были категорически отвергнуть все принуждения к
закону Моисееву как со стороны иудействующих христиан, так и со стороны
традиционных иудеев, не принявших Христа. Иначе бы христиане превратились в
маленькую иудейскую секту, вроде ессеев, и через некоторое время исчезли. По
этому поводу в среде христиан было немало столкновений и несогласий, о чём
написано и в Новом Завете.
Другая опасность была со стороны гностиков, последователей
разнообразных эзотерических учений того времени. Они были опасны тем, что,
во-первых, признавая доктрины и писания христиан, придавали им свой,
аллегорический смысл; во-вторых, развили у себя сложную систему посвящений, для
непосвященных не раскрывая своих истинных взглядов - т.е. получалась как бы
тайная организация в недрах церкви, вроде масонства; в-третьих, работал соблазн
религиозного творчества, как и в недрах некоторых современных христианских сект
- т.е. каждый новоприбывший мог проявить себя и внести нечто новое в
вероучение, ссылаясь на открывшееся ему толкование каких-то прежних идей
христианства. Гностики проводили свою деятельность как внутри христианской
церкви, так и создавая свои собственные кружки и общины. Поэтому, как и в
случае с иудеями, для того, чтобы сохранить своё вероучение и организацию,
церковь должна была жестко отмежеваться от всего многообразия гностических
идей, часто просто безнравственных и безумных. Что и сделали Апостол Павел,
Иоанн, Иуда в своих посланиях. Про первых гностиков мы знаем уже из текста
Деяний апостольских - это Симон Волхв и Николай диакон. Поэтому говорить о том,
что осуждение еретиков в церкви было уже поздним явлением, а конкурирующие
христианам организации, которые тоже называли себя христианскими, появились
только лет так через сто - глубокое заблуждение или мифологическая установка
современного экуменизма. Первые конкуренты были уже при жизни апостолов, и
апостолы Христовы прилагали немало усилий для борьбы с ними. Из Апокалипсиса
Иоанна Богослова мы можем уже перечислить ряд околохристианских альтернативных
направлений: николаиты, валаамиты, последователи Иезавели. А более поздние
авторы приводят ещё некоторые направления гностиков. Поэтому первые десятилетия
христианства по количеству соперничавших организаций вполне сравнимы с первыми
столетиями после Реформации. Единственным серьёзным отличием тех еретиков от
протестантов было то, что творчество гностиков было более кардинальным и по
существу искажающим смысл христианского вероучения.
Теперь рассмотрим вопрос
ереси с богословской точки зрения и ближе коснемся второго мифа
об особой ласковости первых христиан (именно так плотский человек понимает
слово «любовь»). Проповедь христиан, быстро завоевывавшая мир, была уникальна и
универсальна. Она призывала всех, без различия пола, возраста, национальности,
вероисповедания, социального положения: «Придите ко Мне все труждающиеся
и обремененные, и Я успокою вас» (Мф.11:28); «нет ни
Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба,
свободного» (Кол.3:11). Принцип самоотверженной любви к Богу и
ближнему возводился в ранг основной заповеди новой религии, более того,
утверждалось, что в лице Иисуса Христа Сам Всемогущий Бог стал человеком,
терпел страдания и умер мучительной смертью для того, чтобы взять на себя всю
ответственность за грехи всех людей. Эта проповедь воспринималась либо как
безумие, противоречащее всем законам природы и человеческого общества, либо как
Откровение Божие, коренным образом меняющее жизнь человека, дающее силы
измождённым людям терпеть страдания и легко идти на смерть за свою веру в
любовь.
Но как же эту
самоотверженность и любовь совместить с осуждением еретиков и изгнанием их из
своей среды? Вот здесь вступает в дело присущее интеллигентному язычнику
совершенное непонимание характера Христовой проповеди о любви. Посмотрите,
как нетерпимо и нетолерантно Христос ведёт себя по отношению к историческим
культурным ценностям еврейского народа и лучшим образованным представителям его
общества - книжникам и фарисеям, то есть, по-сегодняшнему словоупотреблению
профессорам, деканам, священникам, пасторам, муллам: «Змии, порождения
ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну? « (Мф.23:33), –
говорит он неоднократно, а о религиозных идеалах иудейских лидеров
высказывается так: «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца
вашего» (Иоан.8:44). Более того, на празднике, при массовом
скоплении народа, Христос совершает совсем хулиганский поступок: опрокидывает
столы меновщиков, изгоняет торгующих из храма, чем вызывает гнев руководства -
а представьте себе, что сегодня кто-нибудь в православном или католическом
храме опрокинул бы прилавки торгующих свечами, иконами, книгами и, размахивая
плетью, прогнал бы церковных служащих - уголовное дело могло бы закончиться
судом. А посмотрите, как вызывающе Христос ведёт Себя перед законным судом
Синедриона и римского наместника - Он отказывается отвечать на допросе и
продолжает излагать свои идеи, оскорбительные для иудеев.
Думаете, что Апостолы ведут
себя более культурно? Ничуть. Мало того, что Апостол Петр говорит о пагубных
ересях, Апостол Павел осуждает и иудействующих христиан, и гностиков из
язычников, и гностиков из иудеев. Апостол Иоанн - этот возвышенный Апостол
любви, мистик и богослов - называет традиционную религию евреев сборищем сатанинским - синагогой сатаны, мало
того, это, оказывается, слова Христа, сказанные ему в видении. Ну-ка, выскажите
в современных средствах массовой информации такие слова в адрес иудеев!
Говорят, закон о разжигании межрелигиозной розни уже начал действовать. А как
вам Апостол Павел на Кипре, когда во время разговора с проконсулом Сергием
Павлом ему начинает противоречит представитель языческой конфессии Елима,
Павел, по утверждению Нового Завета, исполнившись Духом Святым, говорит
ужасные, оскорбительные с точки зрения культурного человека слова: «о,
исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын диавола, враг всякой
правды! перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних?» (Деян.13:10),
Елима тут же слепнет, то ли от стресса от грубости Павла, то ли по действию
Духа Святого, как о том говорит Писание.
Более того, у Апостолов у
самих бывают несогласия. Апостол Павел говорит не больше, не меньше, как о
лицемерии Апостолов Петра и Варнавы, когда те делают политические маневры в
отношении иудействующих христиан, Павел говорит: «я лично противостал ему
(Петру), потому что он подвергался нареканию… Вместе с ним лицемерили
и прочие Иудеи, так что даже Варнава был увлечен их лицемерием… когда я увидел,
что они не прямо поступают по истине Евангельской» (Гал.2:11-14).
В послании к Галатам, Колоссянам, Коринфянам мы много читаем об еретических
лжеучениях в среде христиан, которые осуждает Апостол Павел. Причем Павел
несколькими словами выносит приговор и всем последующим плодам доктринального
творчества: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам
не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема», и еще раз
повторяет: «Как прежде мы сказали, [так] и теперь еще говорю: кто
благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема» (Гал.
1:8-9). Анафема - значит «отлучён».
Так же и в отношении
государственной религии Римской империи христиане ведут себя агрессивно и
нетерпимо, отказываясь не только приносить жертву гению императора, но часто по
собственной инициативе оскорбляя религиозные чувства добропорядочных римлян, совершают
хулиганские действия против предметов культа - статуй богов, иногда даже во
время исполнения религиозных церемоний. А когда их призывают просто проявить
смирение перед государственной религией и бросить зерно фимиама на жертвенник,
они устраивают из этого религиозную демонстрацию - хотя никто их и не
принуждает отказываться от своих убеждений, но просто просят проявить уважение
к другим. То есть и со стороны Иисуса Христа, и Его Апостолов, и их
последователей мы видим крайнюю непримиримость и нетерпимость в отношении
других конфессий. О какой любви может идти речь, что это за любовь такая не
терпящая? Почему такая нетерпимость к инакомыслию, и чем это отличается от
нетерпимости любой другой религии или советского атеизма, например?
А тем и отличается, что,
обличая ложь и заблуждения, христиане того времени не применяют физических
действий к инакомыслящим, и даже не защищают себя, когда к ним проявляют
насилие. Когда ещё не просвещённые Духом Святым Иаков и Иоанн хотят огнём уничтожить
город, отвергнувший Христа, Он запрещает и говорит им: «не знаете, какого
вы духа» (Лк.9:55), а Петру, взявшему меч, чтобы защитить
главную святыню - Мессию и Сына Божия, Христос запрещает, прилагая слова, что
всякий, взявший меч, от меча и погибнет. То есть любовь евангельская в отличие
от гуманистической любви современной демократической религии отличается крайней
нетерпимостью к идеям и к другим религиям, предлагая идеи более высокие и
бескорыстные, и в этой войне против них христианская любовь предпочитает
подставлять себя и умирать на кресте сама, а не убивать других, в отличие от
гуманистов, использующих пушки и снаряды для защиты плюрализма. Любовь
христианская есть для всех людей образец неравнодушного, крайне серьёзного
отношения к религии в отношении и себя и других, в отличие беспринципности
плюрализма и толерантности.
Таким образом, нетерпимость
ко всему, извращающему истину евангельской любви, есть органичная часть
евангельской проповеди, а отлучение и неприятие еретиков есть благодатный
евангельский инструмент Церкви для самозащиты от разложения».
Литература:
1. Библия в синодальном переводе.
2. Walter Bauer. Orthodoxy and heresy in earliest christianity.
/Bauer W. - Электронный ресурс. - Режим доступа:
http://biblicalstudies.ru/books.html
3. Адольф Гарнак. История догматов. - Электронный ресурс. - Режим
доступа: http:\\biblicalstudies.ru\books.html#Garnak
4. Апостольские постановления. - Электронный ресурс. - Режим
доступа: http:\\biblicalstudies.ru\Lib\Apostol\Kliment8.html
5. Архиепископ Иларион (Троицкий). Священное Писание и Церковь. /
Архиеп. Иларион (Троицкий). // Архиеп. Иларион (Троицкий). Христианства нет без
Церкви. /Архиеп. Иларион (Троицкий). - М., Сретенский монастырь, 2003.
6. Болотов В.В., проф. Лекции по истории древней церкви (в четырех
томах). /Болотов В.В., проф. - М.,1994.
7. Дж. Данн Единство и многообразие в Новом Завете: Исследование
природы первоначального христианства. /Данн Дж. - Электронный ресурс. - Режим
доступа: http://biblicalstudies.ru/books.html
8. Древнегреческо-русский словарь. /Дворецкий И.Х., под ред. С.И.
Соболевского. - М., 1958.
9. Евсевий Памфил. Церковная история. //Святоотеческое наследие -
Электронный ресурс. - Режим доступа: http:\\www.pagez.ru\lsn\0065.php.htm
10. Епископ Кассиан(Безобразов). Христос и первое христианское
поколение./Еп. Кассиан (Безобразов). - М.,2001. - 560 с.
11. Ириней Лионский. Доказательство апостольской проповеди.
//Святоотеческое наследие. - Электронный ресурс. - Режим доступа:
http:\\www.pagez.ru\lsn\0070.php.htm
12. Ириней Лионский. Обличение и осуждение лжеименного знания. -
Электронный ресурс. - Режим доступа: http:\\biblicalstudies.ru
\Lib\Father2\Ireneus2.html
13. Иустин Философ. Апология I в пользу христиан Антонину
Благочестивому. - Электронный ресурс. - Режим доступа:
http:\\biblicalstudies.ru\father2.html
14. Иустин Философ. Диалог с Трифоном иудеем. - Электронный ресурс. -
Режим доступа: http:\\biblicalstudies.ru\father2.html
15. Климент Александрийский. Педагог. //Святоотеческое наследие. -
Электронный ресурс. - Режим доступа: http:\\www.pagez.ru\lsn\0102.php.htm
16. Климент Александрийский.
Строматы. - Электронный ресурс. Режим доступа:
http:\\biblicalstudies.ru\Lib\Father2\Kliment5.html
17. Лортц Й. История Церкви, рассмотренная в связи с историей идей. -
Электронный ресурс. - Режим доступа: http:\\biblicalstudies.ru\books.html
18. Поснов М.Э. История христианской церкви. /Поснов М.Э. -
Электронный ресурс. - Режим доступа: http://biblicalstudies.ru/
books.html#Posnov
19. Правила православной церкви с толкованиями Никодима, епископа
Далматинско-Истрийского. В 2-х т. (т. 1) /Еп. Никодим (Милаш). - Репринт 1911
г. - М.: «Отчий дом», 2001.
20. Протоиерей Александр Шмеман. Исторический путь православия. /Прот.
Александр Шмеман. - М.: «Православный паломник», 2003. - 368 с.
21. Протоиерей Иоанн Мейендорф. Введение в святоотеческое богословие.
/Прот. Иоанн Мейендорф. - Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2001. - 448 с.
22. Протоиерей Сергий Булгаков. Свет невечерний [Электронный ресурс].
/Прот. Сергий Булгаков. - Электронный ресурс. - Режим доступа:
http://ihtik.lib.ru/philsoph/ ihtik_3455.html/ - Загл. с экрана.
23. Ранние отцы церкви. - Брюссель: «Жизнь с Богом», 1988.
24. Свенцицкая И.С. Тайные
писания первых христиан. - Электронный ресурс. - Режим доступа: http:\\biblicalstudies.ru\books.html
25. Светлов Р.В. Гнозис и экзегетика. - Электронный ресурс. - Режим
доступа: http:\\biblicalstudies.ru\books.html
26. Святителя Феофила Антиохийского послание к Автолику.
//Святоотеческое наследие. - Электронный ресурс. - Режим доступа:
http:\\www.pagez.ru\lsn\0119.php.htm
27. Священник Павел Флоренский. Столп и утверждение Истины. /Свящ.
Павел Флоренский. - Репринт 1914 г. - М.: «Лепта», 2002. - 816 с.
28. Скворцев К.И., проф. Философия отцов и учителей церкви (период
апологетов). /Скворцев К.И., профессор Киевской духовной академии. - Киев,
Издательство имени святителя Льва, папы Римского, 2003. - 472 с.
29. Стюарт Дж. Холл. Учение и жизнь ранней церкви. /Стюарт Дж. Холл. -
Новосибирск: «Посох», 2000. - 328 с.
30. Тертуллиан. //Святоотеческое наследие. - Электронный ресурс. -
Режим доступа: http:\\www.pagez.ru\lsn\index.htm
31. Тиллих, Пауль. Динамика веры.
Христианство.
Энциклопедический словарь. - М.: Научное издательство «Большая Российская
энциклопедия», 1993. - Т. 1-3.
Вопрос 2237:
Я была во дворце зрелищ на лекциях
адвентистов и их священнослужитель приводил разные житейские примеры, когда
отвечал на вопрос посетителей. И эти ответы на примерах легко запоминаются,
как, например, орёл сидел на льдине и утонул, потому что примёрз. Почему же в
православной церкви не пользуются такими простыми, понятными примерами?
Ответ:
Я был все дни на этих уроках еретиков из Тульской области из заокской их
академии тьмы и слышал этот пример. Мне стыдно было слышать это от них. Пример,
как и всегда почти, у сектантов бесцветный и надуманный, но душещипательный,
нежизненный. Ведущий программу оболванивания лжеправославных рассказывал о Ниагарском водопаде, что орёл
ел кролика на льдине и надеялся на свои могучие крылья, и когда он уже был близко к водопаду, то люди якобы
кричали: «Взлетай, птичка! Взлетай птичка!»; но орёл думал взлететь в последний
момент, но оказалось, что он пристыл и улетел в пропасть. Тут вот что не
состыковывается. Во-первых, орлу незачем лететь и есть на движущейся льдине пойманного
в горах кролика. Это есть надуманное и неумное движение орла и не
показывает ума лжеучителя. Во-вторых,
Бог так устроил, что температурный режим в теле птицы удивительно неравномерен.
Если температура тела 30 градусов, то в ногах только десять. А на подошве
только три градуса тепла. Кроме того,
через чешуйчатую подошву и особую жировую прослойку температура
понижается ещё на полтора градуса. Вот почему мои голуби, сидя на железных
трубках даже при температуре в 35 градусов мороза, ни разу не примерзли за всё
время. Там же было таяние льда, и значит температура была выше нуля. Рассказ
рассчитан на глупого обывателя, на совсем уж глупых пэтэушников и старух
доморощенных. И привёл его еретик, отвечая на вопрос о том, когда же нужно
каяться. Смысл тот, что последние минуты нам не принадлежат, что может так
привязаться человек к жизни, что взлететь в небо уже не дадут толстые канаты
нашей привязанности к земному, к этим кровавым кроликам. Кайтесь, не выходя из этого дворца зрелищ,
иначе... Нужно говорить к делу и со знанием. Иер.8:7 – «И аист под
небом знает свои определенные времена, и горлица, и ласточка, и журавль
наблюдают время, когда им прилететь; а народ Мой не знает определения Господня». Иов.39:26 – «Твоею ли мудростью
летает ястреб и направляет крылья свои на полдень?»
В лжеправославной церкви
вообще кроме шаблонного повторения слов богослужения ничего и нет; проповеди
часто никакой вообще нет. Если вы были в спортдворце, то заметили, что
ровно семь занятий сектанты вели, мало отклоняясь от Библии. А вот уже с
восьмого занятия они нахрапом и нахально стали терзать Библию и круто гнуть
души православных и их развешенные уши под свое сектантское сито. А когда 26
мая 2004 года они стали уже раздавать Библию всем, кто посетил их курсы десять раз,
то как раз в этой эйфории и сумятице ведущий
выкинул самый смертельный лозунг-трюк: «Души у человека нет!» Смотрел я
на слушателей, многие, как опупелые,
ровно ничего не понимая, только хлопали глазами. И на улице они с трудом
приходили в себя и спрашивали: так души у человека разве нет?
Мне нравятся простые рассказы, как бы из области
анекдотов, но с хорошим юмором и смыслом. Лев встретился в пустыне отшельнику и
тот поднял вверх руки и взмолился: «Дай, Господи, льву человеческое сердце!» Вдруг лев поднялся
на задние лапы и поднял вверх передние и стал читать молитву: «Очи всех на
Тебя, Господи, уповают и Ты даёшь им
пищу в своё время».
Или такой: Оказавшийся с
левой, погибельной стороны батюшка увидел, что шофёр из соседнего гаража
сподоблен рая, и завопил о несправедливости. И получил ответ: «Когда ты
проповедывал в храме – все спали; а когда этот шофёр вёл машину, то все до единого молились».
Или: матушка долго молилась
за упокой души своего ревностного батюшки. И всё хотела узнать, в каком же
месте Царства небесного находится её протоиерей. И вдруг во сне она увидела его
горящим в огне. «Как же так»? – только и промолвила матушка. Поп же советский
отвечал: «А каково же нашему архиерею, на голове которого я стою всё время в
этом котле?!»
«Я умылся и вижу!»
- «Кто тебя Исцелиший?» - Иоан.9:15
Протирают глаза, с
удивленьем глядят.
1Кор.6:11
К микроскопу несут
исцелившую жижу, Иоан.8:55
«Он невежда в законе!» - с
типиконом гундят. 1Кор.1:27
Вдруг прозревший покинут, стоит одинок, Мрк.10:29
От родителей помощи нет никакой. Пс.26:10
От дрожания рук до сгибания ног - Деян.5:28
Всех Синод запугал –
потеряли покой. 1Фесс.2:16
«Чей я буду теперь?» И выходит за дверь, Мрк.16:15
Даже друг закадычный заочно винит. Иоан.13:18
Выбор сделан на жизнь и попятилась смерть, Втор.30:19
Посох прежний ненужный
стоит у стены. Тов.11:10
Фанатично скрипят и не слышат, не зрят 1Кор.9:1
Ничего из того, что Иисус говорит. Иоан.8:43
И на чудо клевещут, гребут всё подряд Пс.100:5
В обвинение свету, рассвету, зари. Быт.26:27
Выбор нужен для честных и смелых, И.Нав.24:15
Рассказать непрозревшим о
счастье. Мал.3:15
Патриархоагенты ослепить не
успели - Деян.7:52
Всем наручники срочно на
язык, на запястья... Деян.16:24
Он очками не будет трясти, торговать, Авв.2:13
Костылями-триодью пятнать тротуар, Деян.15:1
Паралитик продал и постель, и кровать, Матф.9:7
Ладан чистой молитвы – не дымный угар. Пс.140:2
Сколько их – исцелённых, из
мрака воскресших, Ис.40:26
Изучают Писание, чтут
Иегову! Ос.12:5
Фарисей и монах тычут в
каждого: «Грешник! Иоан.9:34
Не тебе нас учить!» - и
сверкают оковы. Откр.2:13
Слово Божье – вода… Умываться
всегда, Иоан.4:14
Волю Божию будешь
воистину знать. Рим.12:2
Растворится, сотрётся нужда и беда, Иов.11:16
Не в кармане, а в сердце
богатство, казна. 2Кор.6:10
Коромысло на плечи…
Смеркается. Вечер. Евр.10:25
Православным, сектантам
умыться неси! Лук.14:21
Силоамский источник сегодня
не лечит, Иер.2:13
Для поповских машин в нём залит керосин. 22.5.04. ИгЛа 1Пет.5:2