Вопрос 2236: 9 т. Нам приходится благовествовать людям о Христе и о порядках в Церкви. Когда послушают наш разговор, то тут же и  упрёк: Ваша вера какая-то злая, то одно нельзя, то другое. Наши деды верили, и пили, и в карты играли. Местный батюшка у нас никогда ничего строго не говорит нам; Ваша вера не русская. не наша, откуда вы её взяли?

Ответ: Спасительная вера только та, которая основана на Священном Писании. А эти сказки о «добренькой вере» придумали сами же попы, чтобы иметь дешёвый авторитет перед своими прихожанами-кормильцами. Батюшки же ничего не могут исправить и знают это; и грубо презирают за глаза своих почитателей, говоря, что народ такой тупой, что его ничему нельзя  научить, а не то, чтобы десятину отдавали им. Но миф о добренькой вере придуман  и культивируется на «культурном» уровне и у интеллиегентов. Вот как  ответил на подобный вопрос  брат о.Нафанаил (Судников), член нашей общины.

 

Отношение к ереси в ранней христианской церкви и современная околохристианская мифология.

В гражданской религии современного общества, идолами которой являются плюрализм, толерантность и демократия, присутствует и своя мифология, касающаяся разных областей жизни. Мифология эта касается и христианской церкви. Рассмотрим несколько распространенных мифов о христианстве.

Миф первый: в начале христианская церковь была едина, все жили в мире и любви, а потом церковь начала дробиться.

Этот миф используется обычно тогда, когда некто принимает распространенный стереотип доброжелательного отношения к Евангелию, но, будучи сугубо нерелигиозным человеком, выражает таким образом свое неприятие той или иной христианской конфессии или всех существующих, для оправдания своего отнюдь неевангельского образа жизни.

Миф второй:  первые христиане были исполнены любви и принимали всех, а потом началось растаскивание по конфессиональным квартирам и озверелая борьба с инакомыслящими, которых стали называть еретиками.

Этот миф начинает работать у современного «культурного» идолопоклонника тогда, когда он ближе сталкивается с церковью, имеющей строго определенное вероучение. Этот человек не прочь бы вращаться в обществе христиан и обогащать церковь своим присутствием, но его глубокомысленную и творческую душу травмирует, когда его глубокие мысли называют ересью, а его одаренной личности отказывают в праве называться христианином. Он видит в этом узость и ограниченность, фанатизм и застой.

Рассмотрим оба этих мифа одновременно сначала с атеистической, т.е. религиоведческой точки зрения, а потом с богословской, т.е. теологической. Исторически христианская религия возникла в среде иудейской религии, являясь поначалу небольшой группой последователей человека, который проповедовал нетрадиционную интерпретацию иудейства, называл себя Сыном Божиим, был жестоко казнён по приговору еврейской духовной власти. Он и его ученики говорили о необязательности обрядов иудейства, что было кощунством для религиозных евреев. Более того, христиане принимали в свои общины язычников, не принуждая их соблюдать закон Моисеев. Общины христиан быстро множились и распространялись по Иудее и всей Римской империи.

В иудейской среде было тогда несколько религиозных направлений в отношении нового учения: 1) христиане из иудеев, которые отказались от соблюдения закона Моисеева; 2) христиане из иудеев, соблюдавшие закон Моисеев, но не навязывавшие его другим; 3) христиане из иудеев, принуждавшие всех соблюдать закон Моисеев; 4) христиане из язычников; 5) иудеи, не принявшие Иисуса Христа.

Так вот, для того, чтобы сохранить свою универсальность и продолжать распространяться по миру, христианские лидеры должны были категорически отвергнуть все принуждения к закону Моисееву как со стороны иудействующих христиан, так и со стороны традиционных иудеев, не принявших Христа. Иначе бы христиане превратились в маленькую иудейскую секту, вроде ессеев, и через некоторое время исчезли. По этому поводу в среде христиан было немало столкновений и несогласий, о чём написано и в Новом Завете.

Другая опасность была со стороны гностиков, последователей разнообразных эзотерических учений того времени. Они были опасны тем, что, во-первых, признавая доктрины и писания христиан, придавали им свой, аллегорический смысл; во-вторых, развили у себя сложную систему посвящений, для непосвященных не раскрывая своих истинных взглядов - т.е. получалась как бы тайная организация в недрах церкви, вроде масонства; в-третьих, работал соблазн религиозного творчества, как и в недрах некоторых современных христианских сект - т.е. каждый новоприбывший мог проявить себя и внести нечто новое в вероучение, ссылаясь на открывшееся ему толкование каких-то прежних идей христианства. Гностики проводили свою деятельность как внутри христианской церкви, так и создавая свои собственные кружки и общины. Поэтому, как и в случае с иудеями, для того, чтобы сохранить своё вероучение и организацию, церковь должна была жестко отмежеваться от всего многообразия гностических идей, часто просто безнравственных и безумных. Что и сделали Апостол Павел, Иоанн, Иуда в своих посланиях. Про первых гностиков мы знаем уже из текста Деяний апостольских - это Симон Волхв и Николай диакон. Поэтому говорить о том, что осуждение еретиков в церкви было уже поздним явлением, а конкурирующие христианам организации, которые тоже называли себя христианскими, появились только лет так через сто - глубокое заблуждение или мифологическая установка современного экуменизма. Первые конкуренты были уже при жизни апостолов, и апостолы Христовы прилагали немало усилий для борьбы с ними. Из Апокалипсиса Иоанна Богослова мы можем уже перечислить ряд околохристианских альтернативных направлений: николаиты, валаамиты, последователи Иезавели. А более поздние авторы приводят ещё некоторые направления гностиков. Поэтому первые десятилетия христианства по количеству соперничавших организаций вполне сравнимы с первыми столетиями после Реформации. Единственным серьёзным отличием тех еретиков от протестантов было то, что творчество гностиков было более кардинальным и по существу искажающим смысл христианского вероучения.

Теперь рассмотрим вопрос ереси с богословской точки зрения и ближе коснемся второго мифа об особой ласковости первых христиан (именно так плотский человек понимает слово «любовь»). Проповедь христиан, быстро завоевывавшая мир, была уникальна и универсальна. Она призывала всех, без различия пола, возраста, национальности, вероисповедания, социального положения: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф.11:28); «нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного» (Кол.3:11). Принцип самоотверженной любви к Богу и ближнему возводился в ранг основной заповеди новой религии, более того, утверждалось, что в лице Иисуса Христа Сам Всемогущий Бог стал человеком, терпел страдания и умер мучительной смертью для того, чтобы взять на себя всю ответственность за грехи всех людей. Эта проповедь воспринималась либо как безумие, противоречащее всем законам природы и человеческого общества, либо как Откровение Божие, коренным образом меняющее жизнь человека, дающее силы измождённым людям терпеть страдания и легко идти на смерть за свою веру в любовь.

Но как же эту самоотверженность и любовь совместить с осуждением еретиков и изгнанием их из своей среды? Вот здесь вступает в дело присущее интеллигентному язычнику совершенное непонимание характера Христовой проповеди о любви. Посмотрите, как нетерпимо и нетолерантно Христос ведёт себя по отношению к историческим культурным ценностям еврейского народа и лучшим образованным представителям его общества - книжникам и фарисеям, то есть, по-сегодняшнему словоупотреблению профессорам, деканам, священникам, пасторам, муллам: «Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну? « (Мф.23:33), – говорит он неоднократно, а о религиозных идеалах иудейских лидеров высказывается так: «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего» (Иоан.8:44). Более того, на празднике, при массовом скоплении народа, Христос совершает совсем хулиганский поступок: опрокидывает столы меновщиков, изгоняет торгующих из храма, чем вызывает гнев руководства - а представьте себе, что сегодня кто-нибудь в православном или католическом храме опрокинул бы прилавки торгующих свечами, иконами, книгами и, размахивая плетью, прогнал бы церковных служащих - уголовное дело могло бы закончиться судом. А посмотрите, как вызывающе Христос ведёт Себя перед законным судом Синедриона и римского наместника - Он отказывается отвечать на допросе и продолжает излагать свои идеи, оскорбительные для иудеев.

Думаете, что Апостолы ведут себя более культурно? Ничуть. Мало того, что Апостол Петр говорит о пагубных ересях, Апостол Павел осуждает и иудействующих христиан, и гностиков из язычников, и гностиков из иудеев. Апостол Иоанн - этот возвышенный Апостол любви, мистик и богослов - называет традиционную религию евреев  сборищем сатанинским - синагогой сатаны, мало того, это, оказывается, слова Христа, сказанные ему в видении. Ну-ка, выскажите в современных средствах массовой информации такие слова в адрес иудеев! Говорят, закон о разжигании межрелигиозной розни уже начал действовать. А как вам Апостол Павел на Кипре, когда во время разговора с проконсулом Сергием Павлом ему начинает противоречит представитель языческой конфессии Елима, Павел, по утверждению Нового Завета, исполнившись Духом Святым, говорит ужасные, оскорбительные с точки зрения культурного человека слова: «о, исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын диавола, враг всякой правды! перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних?» (Деян.13:10), Елима тут же слепнет, то ли от стресса от грубости Павла, то ли по действию Духа Святого, как о том говорит Писание.

Более того, у Апостолов у самих бывают несогласия. Апостол Павел говорит не больше, не меньше, как о лицемерии Апостолов Петра и Варнавы, когда те делают политические маневры в отношении иудействующих христиан, Павел говорит: «я лично противостал ему (Петру), потому что он подвергался нареканию… Вместе с ним лицемерили и прочие Иудеи, так что даже Варнава был увлечен их лицемерием… когда я увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской» (Гал.2:11-14). В послании к Галатам, Колоссянам, Коринфянам мы много читаем об еретических лжеучениях в среде христиан, которые осуждает Апостол Павел. Причем Павел несколькими словами выносит приговор и всем последующим плодам доктринального творчества: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема», и еще раз повторяет: «Как прежде мы сказали, [так] и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема» (Гал. 1:8-9). Анафема - значит «отлучён».

Так же и в отношении государственной религии Римской империи христиане ведут себя агрессивно и нетерпимо, отказываясь не только приносить жертву гению императора, но часто по собственной инициативе оскорбляя религиозные чувства добропорядочных римлян, совершают хулиганские действия против предметов культа - статуй богов, иногда даже во время исполнения религиозных церемоний. А когда их призывают просто проявить смирение перед государственной религией и бросить зерно фимиама на жертвенник, они устраивают из этого религиозную демонстрацию - хотя никто их и не принуждает отказываться от своих убеждений, но просто просят проявить уважение к другим. То есть и со стороны Иисуса Христа, и Его Апостолов, и их последователей мы видим крайнюю непримиримость и нетерпимость в отношении других конфессий. О какой любви может идти речь, что это за любовь такая не терпящая? Почему такая нетерпимость к инакомыслию, и чем это отличается от нетерпимости любой другой религии или советского атеизма, например?

А тем и отличается, что, обличая ложь и заблуждения, христиане того времени не применяют физических действий к инакомыслящим, и даже не защищают себя, когда к ним проявляют насилие. Когда ещё не просвещённые Духом Святым Иаков и Иоанн хотят огнём уничтожить город, отвергнувший Христа, Он запрещает и говорит им: «не знаете, какого вы духа» (Лк.9:55), а Петру, взявшему меч, чтобы защитить главную святыню - Мессию и Сына Божия, Христос запрещает, прилагая слова, что всякий, взявший меч, от меча и погибнет. То есть любовь евангельская в отличие от гуманистической любви современной демократической религии отличается крайней нетерпимостью к идеям и к другим религиям, предлагая идеи более высокие и бескорыстные, и в этой войне против них христианская любовь предпочитает подставлять себя и умирать на кресте сама, а не убивать других, в отличие от гуманистов, использующих пушки и снаряды для защиты плюрализма. Любовь христианская есть для всех людей образец неравнодушного, крайне серьёзного отношения к религии в отношении и себя и других, в отличие беспринципности плюрализма и толерантности.

Таким образом, нетерпимость ко всему, извращающему истину евангельской любви, есть органичная часть евангельской проповеди, а отлучение и неприятие еретиков есть благодатный евангельский инструмент Церкви для самозащиты от разложения».

Литература:

1.     Библия в синодальном переводе.

2.     Walter Bauer. Orthodoxy and heresy in earliest christianity. /Bauer W. - Электронный ресурс. - Режим доступа: http://biblicalstudies.ru/books.html

3.     Адольф Гарнак. История догматов. - Электронный ресурс. - Режим доступа: http:\\biblicalstudies.ru\books.html#Garnak

4.     Апостольские постановления. - Электронный ресурс. - Режим доступа: http:\\biblicalstudies.ru\Lib\Apostol\Kliment8.html

5.     Архиепископ Иларион (Троицкий). Священное Писание и Церковь. / Архиеп. Иларион (Троицкий). // Архиеп. Иларион (Троицкий). Христианства нет без Церкви. /Архиеп. Иларион (Троицкий). - М., Сретенский монастырь, 2003.

6.     Болотов В.В., проф. Лекции по истории древней церкви (в четырех томах). /Болотов В.В., проф. - М.,1994.

7.     Дж. Данн Единство и многообразие в Новом Завете: Исследование природы первоначального христианства. /Данн Дж. - Электронный ресурс. - Режим доступа: http://biblicalstudies.ru/books.html

8.     Древнегреческо-русский словарь. /Дворецкий И.Х., под ред. С.И. Соболевского. - М., 1958.

9.     Евсевий Памфил. Церковная история. //Святоотеческое наследие - Электронный ресурс. - Режим доступа: http:\\www.pagez.ru\lsn\0065.php.htm

10.   Епископ Кассиан(Безобразов). Христос и первое христианское поколение./Еп. Кассиан (Безобразов). - М.,2001. - 560 с.

11.   Ириней Лионский. Доказательство апостольской проповеди. //Святоотеческое наследие. - Электронный ресурс. - Режим доступа: http:\\www.pagez.ru\lsn\0070.php.htm

12.   Ириней Лионский. Обличение и осуждение лжеименного знания. - Электронный ресурс. - Режим доступа: http:\\biblicalstudies.ru \Lib\Father2\Ireneus2.html

13.   Иустин Философ. Апология I в пользу христиан Антонину Благочестивому. - Электронный ресурс. - Режим доступа: http:\\biblicalstudies.ru\father2.html

14.   Иустин Философ. Диалог с Трифоном иудеем. - Электронный ресурс. - Режим доступа: http:\\biblicalstudies.ru\father2.html

15.   Климент Александрийский. Педагог. //Святоотеческое наследие. - Электронный ресурс. - Режим доступа: http:\\www.pagez.ru\lsn\0102.php.htm

16.   Климент Александрийский. Строматы. - Электронный ресурс. Режим доступа: http:\\biblicalstudies.ru\Lib\Father2\Kliment5.html

17.   Лортц Й. История Церкви, рассмотренная в связи с историей идей. - Электронный ресурс. - Режим доступа: http:\\biblicalstudies.ru\books.html

18.   Поснов М.Э. История христианской церкви. /Поснов М.Э. - Электронный ресурс. - Режим доступа: http://biblicalstudies.ru/ books.html#Posnov

19.   Правила православной церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского. В 2-х т. (т. 1) /Еп. Никодим (Милаш). - Репринт 1911 г. - М.: «Отчий дом», 2001.

20.   Протоиерей Александр Шмеман. Исторический путь православия. /Прот. Александр Шмеман. - М.: «Православный паломник», 2003. - 368 с.

21.   Протоиерей Иоанн Мейендорф. Введение в святоотеческое богословие. /Прот. Иоанн Мейендорф. - Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2001. - 448 с.

22.   Протоиерей Сергий Булгаков. Свет невечерний [Электронный ресурс]. /Прот. Сергий Булгаков. - Электронный ресурс. - Режим доступа: http://ihtik.lib.ru/philsoph/ ihtik_3455.html/ - Загл. с экрана.

23.   Ранние отцы церкви. - Брюссель: «Жизнь с Богом», 1988.

24.   Свенцицкая И.С. Тайные писания первых христиан. - Электронный ресурс. - Режим доступа: http:\\biblicalstudies.ru\books.html

25.   Светлов Р.В. Гнозис и экзегетика. - Электронный ресурс. - Режим доступа: http:\\biblicalstudies.ru\books.html

26.   Святителя Феофила Антиохийского послание к Автолику. //Святоотеческое наследие. - Электронный ресурс. - Режим доступа: http:\\www.pagez.ru\lsn\0119.php.htm

27.   Священник Павел Флоренский. Столп и утверждение Истины. /Свящ. Павел Флоренский. - Репринт 1914 г. - М.: «Лепта», 2002. - 816 с.

28.   Скворцев К.И., проф. Философия отцов и учителей церкви (период апологетов). /Скворцев К.И., профессор Киевской духовной академии. - Киев, Издательство имени святителя Льва, папы Римского, 2003. - 472 с.

29.   Стюарт Дж. Холл. Учение и жизнь ранней церкви. /Стюарт Дж. Холл. - Новосибирск: «Посох», 2000. - 328 с.

30.   Тертуллиан. //Святоотеческое наследие. - Электронный ресурс. - Режим доступа: http:\\www.pagez.ru\lsn\index.htm

31.   Тиллих, Пауль. Динамика веры.

Христианство. Энциклопедический словарь. - М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1993. - Т. 1-3.

 

Вопрос 2237: Я была во дворце зрелищ  на лекциях адвентистов и их священнослужитель приводил разные житейские примеры, когда отвечал на вопрос посетителей. И эти ответы на примерах легко запоминаются, как, например, орёл сидел на льдине и утонул, потому что примёрз. Почему же в православной церкви не пользуются такими простыми, понятными примерами?

Ответ: Я был все дни на этих уроках еретиков из Тульской области из заокской их академии тьмы и слышал этот пример. Мне стыдно было слышать это от них. Пример, как и всегда почти, у сектантов бесцветный и надуманный, но душещипательный, нежизненный. Ведущий программу оболванивания лжеправославных  рассказывал о Ниагарском водопаде, что орёл ел кролика на льдине и надеялся на свои могучие крылья, и когда  он уже был близко к водопаду, то люди якобы кричали: «Взлетай, птичка! Взлетай птичка!»; но орёл думал взлететь в последний момент, но оказалось, что он пристыл и улетел в пропасть. Тут вот что не состыковывается. Во-первых, орлу незачем лететь и есть на движущейся льдине пойманного в горах кролика. Это есть надуманное и неумное движение орла и не показывает  ума лжеучителя. Во-вторых, Бог так устроил, что температурный режим в теле птицы удивительно неравномерен. Если температура тела 30 градусов, то в ногах только десять. А на подошве только три градуса тепла. Кроме того,  через чешуйчатую подошву и особую жировую прослойку температура понижается ещё на полтора градуса. Вот почему мои голуби, сидя на железных трубках даже при температуре в 35 градусов мороза, ни разу не примерзли за всё время. Там же было таяние льда, и значит температура была выше нуля. Рассказ рассчитан на глупого обывателя, на совсем уж глупых пэтэушников и старух доморощенных. И привёл его еретик, отвечая на вопрос о том, когда же нужно каяться. Смысл тот, что последние минуты нам не принадлежат, что может так привязаться человек к жизни, что взлететь в небо уже не дадут толстые канаты нашей привязанности к земному, к этим кровавым кроликам.  Кайтесь, не выходя из этого дворца зрелищ, иначе... Нужно говорить к делу и со знанием. Иер.8:7 – «И аист под небом знает свои определенные времена, и горлица, и ласточка, и журавль наблюдают время, когда им прилететь; а народ Мой не знает определения Господня».  Иов.39:26 – «Твоею ли мудростью летает ястреб и направляет крылья свои на полдень

В лжеправославной церкви вообще кроме шаблонного повторения слов богослужения ничего и нет; проповеди часто никакой вообще нет. Если вы были в спортдворце, то заметили, что ровно  семь занятий сектанты  вели, мало отклоняясь от Библии. А вот уже с восьмого занятия они нахрапом и нахально стали терзать Библию и круто гнуть души православных и их развешенные уши под свое сектантское сито. А когда 26 мая 2004 года они стали уже раздавать Библию всем, кто посетил их курсы десять раз, то как раз в этой эйфории и сумятице ведущий  выкинул самый смертельный лозунг-трюк: «Души у человека нет!» Смотрел я на слушателей,  многие, как опупелые, ровно ничего не понимая, только хлопали глазами. И на улице они с трудом приходили в себя и спрашивали: так души у человека разве нет?

Мне нравятся  простые рассказы, как бы из области анекдотов, но с хорошим юмором и смыслом. Лев встретился в пустыне отшельнику и тот поднял вверх руки и взмолился: «Дай, Господи,  льву человеческое сердце!» Вдруг лев поднялся на задние лапы и поднял вверх передние и стал читать молитву: «Очи всех на Тебя, Господи, уповают и Ты даёшь им  пищу в своё время». 

Или такой: Оказавшийся с левой, погибельной стороны батюшка увидел, что шофёр из соседнего гаража сподоблен рая, и завопил о несправедливости. И получил ответ: «Когда ты проповедывал в храме – все спали; а когда этот шофёр вёл машину, то  все до единого молились».

Или: матушка долго молилась за упокой души своего ревностного батюшки. И всё хотела узнать, в каком же месте Царства небесного находится её протоиерей. И вдруг во сне она увидела его горящим в огне. «Как же так»? – только и промолвила матушка. Поп же советский отвечал: «А каково же нашему архиерею, на голове которого я стою всё время в этом котле?!»

 

«Я умылся и вижу!» - «Кто тебя Исцелиший?» -   Иоан.9:15

Протирают глаза, с удивленьем глядят.                        1Кор.6:11

К микроскопу несут исцелившую жижу,                      Иоан.8:55

«Он невежда в законе!» - с типиконом гундят.       1Кор.1:27

       Вдруг прозревший покинут, стоит одинок,           Мрк.10:29

       От родителей помощи нет никакой.                Пс.26:10

       От дрожания рук до сгибания ног -                       Деян.5:28  

       Всех Синод запугал – потеряли покой.       1Фесс.2:16

«Чей я буду теперь?» И выходит за дверь,   Мрк.16:15

Даже друг закадычный заочно винит.               Иоан.13:18

Выбор сделан на жизнь и попятилась смерть,     Втор.30:19

Посох прежний ненужный стоит у стены.          Тов.11:10

       Фанатично скрипят и не слышат, не зрят     1Кор.9:1

       Ничего из того, что Иисус говорит.               Иоан.8:43

       И на чудо клевещут, гребут всё подряд          Пс.100:5

       В обвинение свету, рассвету, зари.                 Быт.26:27

Выбор нужен для честных и смелых,                 И.Нав.24:15

Рассказать непрозревшим о счастье.                  Мал.3:15

Патриархоагенты ослепить не успели -                Деян.7:52

Всем наручники срочно на язык, на запястья...       Деян.16:24     

       Он очками не будет трясти, торговать,             Авв.2:13

       Костылями-триодью пятнать тротуар,             Деян.15:1

       Паралитик продал и постель, и кровать,          Матф.9:7

       Ладан чистой молитвы – не дымный угар.       Пс.140:2

Сколько их – исцелённых, из мрака воскресших,     Ис.40:26

Изучают Писание, чтут Иегову!                            Ос.12:5

Фарисей и монах тычут в каждого: «Грешник!             Иоан.9:34

Не тебе нас учить!» - и сверкают оковы.                         Откр.2:13
         Слово Божье – вода… Умываться всегда,              Иоан.4:14     

       Волю Божию  будешь воистину знать.             Рим.12:2

       Растворится, сотрётся нужда и беда,                      Иов.11:16

       Не в кармане, а в сердце  богатство, казна.               2Кор.6:10

Коромысло на плечи… Смеркается. Вечер.                     Евр.10:25

Православным, сектантам умыться неси!                        Лук.14:21

Силоамский источник сегодня не лечит,                  Иер.2:13

Для поповских машин в нём залит керосин.  22.5.04. ИгЛа  1Пет.5:2

Hosted by uCoz