Вопрос 2346: 10. т. Какие
времена были самыми трудными у Вас, когда Вы
уже создали общину? Кто Вас более всего поддержал тогда?
Ответ: Как ни прискорбно, но как и всегда в истории Церкви Христовой, самыми большими гонителями
были епископы свои - главные
инквизиторы. Прошло уже десять лет, зарубцевалось многое. Но оно может всплыть
после обеда – если человек невозрождённый от Слова Божия, а верующий только по
традиции, то у него временное прояснение мгновенно может утянуть его в омут тьмы и
озлобления, гнева и ярости. Да не будет с нами сего и с нашим архиереем.
Родной мой брат о.Иоаким - он кроткий, мудрый и терпеливо сглаживал накалённую
до бела обстановку в отношениях с наших правящим архиереем. Вот его письмо полностью, как и другие
письма, без купюр.
«8/21 января 1995
года преп. Георгия Хозевита..
Благословите,
Преосвященнейший владыка. Получил от Вас
сегодня сразу два письма, одно с Рождественским посланием и другое с порицанием.
Сердечно благодарю Вас за послание
Рождественское, хотя и получили с
опозданием на две недели. Рождество встретили в Потеряевке. Из
Барнаульской общины приезжало 31
человек. Встречали у поезда на лошадях. Мороз был - 30 с ветром. Служили на праздник ночью.
Служба прошла хорошо. Хор пел слаженно и молитвенно. Никто даже не дремал, даже малые дети все
бодрствовали. Закончилась служба в 4 часа утра и все потом разговлялись. Днём
катались на ледяной горке. Вечером всенощную служили, в воскресенье утром
литургию; а ночью уже провожали гостей на поезд. На Богоявление служил в
Барнауле. Обосновались на новом месте,
рядом с домом, где раньше служили. Соседи-коммерсанты дали нам в подвале дома
две комнаты кв.60. На богослужении было
65 человек вместе с оглашенными. Водосвятие было накануне праздника и в праздник после литургии. Домой вернулся ночью и воду святили
уже в первом часу ночи.
После литургии члены общин (частично)
собрались на квартире у Игнатия Тихоновича
и он зачитал от Вас письмо. Я был очень удивлен содержанием написанного и
не поверил вначале, что это от Вас. Зачитал он и письмо, адресованное
мне, но полученное им. Пока я не увидел Вашу подпись, я не хотел верить, что это от Вас. И сегодня, уже
вернувшись домой, получил лично такое же письмо и вот сейчас попытаюсь ответить
Вам по содержанию письма.
К статье Игн. Тих. «О слове» я абсолютно не
имею никакого отношения. Я эту статью увидел позднее, чем Вы. Дать анализ этой
статьи я не могу по той причине, что просто у меня не хватает для этого знаний. Эта статья – личный
труд Игн. Тих. и он в ней высказывает лично своё мнение по данному вопросу. Богослужение я веду согласно повсеместной практики в
Православной Церкви только на Церковно-славянском языке. И
никогда не дерзну самолично что-то изменять без Соборного на то решения
или Вашего Архипастырского благословения. Хотя Вам, пожалуй известно, что я,
ещё служа настоятелем в Тобольске в 1980 г., попытался в Великий Пост читать
кафизмы и паримии на русском языке, подражая владыке Максиму, то ревнители
слав. языка тут же послали на меня
епископу докладную, что де настоятель вводит в храме католическое. Епископ
вызвал меня «на ковёр» и сказал, что в этом
канонического преступления нет,
но ради мира церковного и немощи
ближних не надо этого делать. Я подчинился,
конечно. Но запретом он мне не грозил. А только однажды грозился лишить
сана, когда я не пошёл на выборы голосовать в 1984 году.
Когда в 1986 году
судили Игн. Тих по ст.190-1, то я продолжал
служить и КГБ явно мне не препятствовало и не грозили, хотя, конечно,
держали под наблюдением.
И сейчас, когда нет
никаких последствий этой статьи,. хотя
на сегодня её, может быть, прочитали уже много архиереев и священнослужителей,
но я уверен, что служба от этого не ведётся ни в одном храме на руссом языке.
Узнал от Игн. Тих, что он послал эту статью всем архиереям Московской
патриархии и заграничным и так же многим
священнослужителям с просьбой дать
анализ его труду. Это его личный труд. Его мысли никак и нигде не воплощенные в дело; и вот за мысли
только одного человека запрещаете, отлучаете от Тела Христова сразу две общины,
то я не понимаю, владыка, для чего это так-то? Или мы чем-то Вам не угодили
и эта статья просто удачный повод. Вот
Вы и отказываетесь с нами молиться, что
по-Вашему у из-за этой статьи и Христа нет посреди нас? Гоните нас куда-то? Но
нам идти некуда. Мы даны Вам Богом и Вы нам даны Богом, как отец и господин.
Терпите нас, учите, наставляйте,
сражайтесь за нас даже до крови. Хотя Вы гнушаетесь нами, но мы молимся за
Вас и любим Вас, как и прежде. Своим письмом Вы дали огня молитвам и мы верим, что недолго продлится скорбь двух
общин, оставленных господином и отцом.
Для меня лично Ваша
угроза запрета в служении была как удар дубиной по голове. Одно только и вертится в голове – за что же? Простите нас,
владыка, ради Христа, просим Ваших молитв. С любовью о Христе протоиерей Иоаким
и вся Ваша Барнаульская и Потеряевская
паства. Если есть возможность, помогите хотя несколькими экземплярами
календарей». Прит.15:1 – «[Гнев губит и разумных.] Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово
возбуждает ярость».
«Молитесь!»
- заповедовал Христос,
Да не случится вам бежать в субботу;
Когда враги окружат, не высунешь и нос -
Сегодняшнею дорожи
свободой.
Молитесь, чтобы не была зима,
Грозящая бесплодьем и измором.
Дрожание усилится весьма,
Вопль изойдёт: «Падите на нас, горы!»
Молитесь, Иегова да
услышит,
И сократит дни предреченной казни,
Когда согнётесь под
чужою крышей,
Беда из всех щелей
чудовищем вылазит.
Молитесь! Это от Меня и неизбежно,
Жестоковыйные, съедающие ближних,
Мой раб, как голубь, глуп, во всём
невежда…
Масленица кончилась, доедены коврижки.
Молитесь за детишек
угорелых,
Упоенных настойкою
кровавой.
В осаде города
закончат на тарелках.
О, нераскаянные! Я
ли стал неправым?
Молитесь, Ваша прибыль не поможет,
Изломанные судьбы догорают;
И царь пленён, но только чуть попозже, -
Заброшенная сеть подтянута до края.
Молитесь о слезах и
о молитве.
Да даст вам Бог
преступность осознать,
Покаяться - вы в паутине липкой,
Клеймёные рабы, на
лбу тот виден знак.
Молитесь благодарными хвалами,
Долготерпенье Бога оцените.
В рассветах и в закатах пророческое пламя,
Война всемирная уже почти в зените.
Молитесь, ублажая
нерождавших,
Сосцами не питавших
вожделенье.
Слова Христа из
Библии на страже,
Падите ниц,
внемлите на коленях. 15.9.04. ИгЛа