Вопрос: 3148:
17 т. Если не отрицается благодать в патриархии, тогда почему же членам вашей
общины до последнего времени не разрешали даже детей причащать в их храмах?
Ответ:
Главное в таких вопросах в том, что были частные мнения при начале раскола,
потом эти мнения были как бы узаконены неофициально. И кто не разрешал
причащаться, он тоже хотел добра, чтобы
победить зло, не закрепить бы отступничество.
Письмо Священномученика
митрополита Казанского и Свияжского Кирилла [Смирнова]
по вопросу о местоблюстительстве в Православной Русской Церкви. «Строки Ваши,
полные снисходительности и доверия ко мне, грешному, доставили мне глубокое
утешение. Спаси Вас Господи! Вас огорчает моя неповоротливость и кажущаяся Вам чрезмерная
осторожность. Простите за это огорчение и ещё потерпите его на мне. Не
усталостью от долгих скитаний вызывается оно у меня, а неполным уяснением
окружающей меня и всех нас обстановки. Ясности этой недостает мне не для
оценки самой обстановки, а для надлежащего уразумения дальнейших из неё выводов,
какие окажутся неизбежными для её творцов. Проведение их в жизнь, вероятно, не
заставит себя долго ждать, и тогда наличие фактов убедит всех в необходимости
по требованию момента определённых деяний. Но разве мало существующих уже
фактов? — можете спросить Вы. Да, их не мало, но восприятие их преломляется в
сознании церковного общества в таком разнообразии оттенков, что их никак не
прикрепить к одному общему стержню. Необходимость исправляющего
противодействия сознаётся, но общего основания для него нет, и митрополит
Сергий хорошо понимает выгоду такого положения и не перестает ею пользоваться.
В одном из двух писем ко мне он не без права указывает на эту разноголосицу
обращаемых к нему упрёков и потому, конечно, не считается с ними. Обвинение в
еретичестве, даже самое решительное, способно только вызвать улыбку на его
устах, как приятный повод лишний раз своим мастерством в диалектической
канонике утешить тех, кто хранит с ним общение по уверенности в его полной
безупречности в догматическом отношении.
Между тем среди них немало таких, которые
видят погрешительность многих мероприятий митрополита Сергия, но, понимая
одинаково с ним источник и размер присвояемой им себе власти, снисходительно
терпят эту погрешительность, как некое лишь увлечение властью, а не преступное
её присвоение. Предъявляя к ним укоризну в непротивлении и, следовательно,
принадлежности к ереси, мы рискуем лишить их психологической возможности
воссоединения с нами и навсегда потерять их для Православия. Ведь сознаться в
принадлежности к ереси много труднее, чем признать неправильность своих
восприятий от внешнего устроения церковной жизни. Нужно, чтобы и для этого
прекраснодушия властные утверждения митрополита Сергия уяснились как его личный
домысл, а не как право, покоящееся на завещании святейшего Патриарха. Всем надо
осознать, что завещание это никоим образом к митрополиту Сергию и ему подобным
не относится. Восприять патриаршие права и обязанности по завещанию могли
только три указанные в нём лица, и только персонально этим трём принадлежит
право выступать в качестве временного церковного центра до избрания нового
Патриарха. Но передавать кому-либо полностью это право по своему выбору они не
могут, потому что завещание Патриарха является документом совершенно
исключительного происхождения, связанного соборной санкцией только с личностью
первого нашего Патриарха. Поэтому со смертью всех троих завещанием указанных
кандидатов завещание святейшего Тихона теряет силу, и церковное управление
созидается на основе указа 7(20) ноября 1920 г.
Тем же указом необходимо руководствоваться и
при временной невозможности сношения с лицом, несущим в силу завещания
достоинство церковного центра, что и должно иметь место в переживаемый
церковно-исторический момент. Иное понимание патриаршего завещания,
утверждаемое митрополитом Сергием, привело уже к тому, что завещание,
составленное для обеспечения скорейшего избрания нового Патриарха, стало
основой для подмены в церковном управлении личности Патриарха какой-то
коллегиальной «Патриархией».
Почиет ли на этом начинании митрополита Сергия
благословение Божие, мы не дерзаем судить, доколе законный Собор своим
приговором не изречёт о нём суда Духа Святого, но, как и всё обновленчеству
сродное, не можем признать обновленное митрополитом Сергием и церковное
управление нашим православным, преемственно идущим от святейшего Патриарха
Тихона, и потому, оставаясь в каноническом единении с Патриаршим
Местоблюстителем митрополитом Петром, при переживаемой невозможности сношения с
ним признаем единственно закономерным устроение церковного управления на основе
патриаршего указа 7(20) ноября 1920 г. Твёрдо верю, что православный
епископат при братском единении и взаимной поддержке сохранит с Божьей помощью
Русскую Церковь в исконном Православии во всё время действенности патриаршего
завещания и доведет Её до законного Собора. Сдаётся мне, что и Вы сами и Ваш
корреспондент не разграничиваете тех действий митрополита Сергия и его
единомышленников, кои совершаются ими по надлежащему чину в силу благодатных
прав, полученных через таинство священства, от таких деяний, кои совершаются с
превышением своих сакраментальных прав по человеческим ухищрениям в ограждение
и поддержание своих самоизмышленных прав в Церкви…
Таковы деяния епископа Захарии [Лобова] и
священника Потапова, о коих Вы упоминаете. Это только по форме тайнодействия, а
по существу узурпация тайнодействий, а потому кощунственны, безблагодатны,
нецерковны, но таинства, совершаемые сергианами, правильно рукоположенными во
священнослужении, не запрещенными, являются, несомненно, таинствами
спасительными для тех, кои приемлют их с верою, в простоте, без рассуждений и
сомнения в их действенности и даже не подозревающих чего-либо неладного в
сергианском устроении Церкви. Но в то же время они служат в суд и осуждение
самим совершителям и тем из приступающих к ним, кто хорошо понимает
существующую в сергианстве неправду и своим непротивлением ей обнаруживает
преступное равнодушие к поруганию Церкви. Вот почему православному епископу или
священнику необходимо воздерживаться от общения с сергианами в молитве. То же
необходимо для мирян, сознательно относящихся ко всем подробностям церковной
жизни». Февраль 1934 года. Акты, с. 701-702.
Втор.29:29
– «Сокрытое [принадлежит] Господу Богу нашему, а открытое - нам и сынам
нашим до века, чтобы мы исполняли все слова закона сего». Людям
свойственно пытаться входить в то, что только Богу подвластно, так и судить о
невидимой стороне Таинств. 3Макк.1:11 – «Ему сказали, что не
следует этого делать, ибо никому и из своего народа непозволительно входить
туда, и даже священникам, но только одному начальствующему над всеми
первосвященнику, и притом однажды в год; но он никак не хотел слушать».
Нам не привыкать к
тому, чтоб экономить
Копейки, крошки, ниточки
учесть;
Донашивать, беречь, не
тратить на обновки,
Довольствуясь лишь тем, что
уже есть.
Прочтёт богач и даже не вздохнёт,
Скривит рот безразмерный на ухмылку;
Шикарно хвалится и пыжится взахлёб,
Свой образ жизни восхваляет пылко.
А я смотрю на старые дома
Купечества веков уже
ушедших.
Как рвали под себя, сходя с
ума, –
От их балов не обретёшь и
места.
Заилило, затёрло, подмело
И многих имена не сохранило;
С их именем то город, то село
Потом сменили красные громилы.
Никто не умирает, живы все,
Но где они - в раю или в
аду?
От наших дел и слов взойдёт
посев,
И во сто крат ли добротой
взойдут?
Попы лютуют про народный дух,
Победоносным войнам лепят «аллилуию»,
Мучительствуют над толпою выживших старух
И лгут на истину, увы, напропалую.
Ни слова о Христе, живущем
бедно,
Отвергшего лукавого услуги;
Поп Библию считает книгой вредной,
А свет её бацилл заразных
губит.
Не бедность – зло, а бедным быть духовно,
Не жить для ближнего, талантов не развить.
Отвергшие Христа в геенне стонут, –
Кровь ближнего кто пьёт, есть сущий паразит.
Пройдёт и то, и это, и
сотрётся
Из памяти людской, но не у
Бога;
Полезно чёрствое и
отдохнуть на жёстком,
Быть рыбой у Христа, не осьминогом. 27.05.06. ИгЛа