Вопрос 3254: 18 т. Везде, где я бывала в храмах, все, кто хочет,
подают записочки с именами всех своих родных и знакомых, живых и мёртвых. А
почему у вас пишут в записки-помянники только своих,
хорошо вам знакомых, которых и батюшка знает?
Ответ:
Такой порядок был всегда в церкви, когда были свои и чужие и церковь не была
проходным двором, как сейчас почти абсолютно везде. Но
у нас для «всех» есть третий род записок, в который вписывать можно своих знакомых, чтобы они обратились ко Христу – об их обращении.
«Диптих - списки
имён, поминаемых во время литургии в древней церкви. Первоначально словом
диптих обозначались употреблявшиеся греками и римлянами таблички для записи
(записные книжки), представлявшие собой две деревянные, костяные или
металлические дощечки, соединённые друг с другом; для записей предназначались
внутренние стороны складня, внешние же стороны могли покрываться разного рода
украшениями. В церковном употреблении диптихами обозначались таблички,
содержавшиеся в каждой церкви, на которых записывались те имена, которые
возглашались с амвона во время Евхаристии. Эти таблички содержали имена
приносивших дары, ряда других членов общины, правящего епископа и некоторых
других архиереев, имена святых, мучеников и исповедников и, наконец, имена праведно
скончавшихся членов данной общины. Диптихи выступали, таким образом, как
воплощение идеи единства церкви, соединения в церкви живых и усопших,
признанных святых и всех верующих. Вместе с тем соединение в диптихах имён
святых с именами других верующих (верных) соответствовало идее всеобщей
святости церкви, соединяющейся с Христом
в результате Евхаристии. Диптихи употреблялись в церкви с
древнейших (возможно, с апостольских) времён. Во всяком случае в III в. они были, по свидетельству св. Киприана, во всеобщем употреблении. В Восточной Церкви
диптихи применялись ещё в XV в., в Западной – вплоть до XII в. Исключение из
диптихов было, напротив, тяжелейшим наказанием, показывавшим, что исключенное
лицо отпало от общение с церковью. Так, например, из
церковных диптихов было вычеркнуто имя императора Анастасия (491-518),
отвергшего решения Халкидонского Собора. Вообще,
обвинение в ереси сопровождалось исключением из диптихов; наличие или
отсутствие имени в диптихах могло служить свидетельством православия
(или неправославия) скончавшихся епископов. Из
диптихов усопших возникают в ходе церковно-литургического развития поминальные
книги (помянники)». Деян.5:13 – «Из
посторонних же никто не смел пристать к ним, а народ
прославлял их».
Чьё имя ныне более
всего
Ласкают, превозносят, им
трезвонят?
Но смерть врывается и тычет
острогой,
И бальзамируют останки
прежней вони.
А этот Ирод ждал льстецов толпы,
Кормил за счёт ограбленных овечек.
Бог долготерпит, требует долги,
Бьёт супостата, и прикрыться нечем.
А каждый мыслил имя
утвердить,
Награбленное посвятить потомкам.
Бог Иегова вынес Свой
вердикт –
Уносит мусор
временем-потоком.
На вавилонских башнях строят имя,
Но кисть Незримого пропишет на стене
Их лёгкость, и построенное ими, –
Дрожать тем пиршествам и в страхе костенеть.
Но есть святее всех святое
Имя
Создателя миров, под Чьим живём покровом.
Превыше всех богов – их
ныне нет в помине, –
То имя Сущего – Владыки
Иеговы.
Пред этим именем замри, благоговея,
И всуе не помысли где произнести;
Все имена лишь жалкие копейки,
В Нём глубина сверх всех глубин морских.
Но выше всех имён и
аллилуй,
Святое слово Божие –
Писанье,
Оно есть семя и желанный
плуг,
Его услышав, мёртвые восстанут
И это слово –обоюдоострый меч,
Святая Библия – всем
книгам суперкнига,
Нам исправляет мысли, слух и речь,
Преображает всё, чего достигли.
Перед Евангелием головы
склоните,
Благоговея пред каждой
строчкой.
Святые заповеди восхвалить
в молитве –
В ней жизнь, о том провозгласите громче. 01.07.06. ИгЛа