Вопрос 744: 2 т. Если исполняешь отдельные пункты устава общины не в угоду Божию, а для человека, не видя никакого смысла в этом, то это грех?
Ответ: Если вы член общины, то еще до принятия в нее вы дали
письменное обещание добровольно и охотно соблюдать все пункты без обсуждения.
Скажите конкретно, какой из шестнадцати пунктов вам кажется противоречащим
Писанию. Такого вы не найдете никогда. Наш устав принят на общем собрании.
Больше половины правил имеют множество ссылок на Библию или каноны, а остальные
касаются внешней формы одеяния, какая всегда была у русских людей –
благочестивые старинные обычаи. Человек должен это делать по вере, что это
необходимо, как это было с сынами Рехава, которые скурпулезно выполняли завещание своего праотца и были все
спасены за это во время нашествия неприятеля. Иер.35:18
– «А дому Рехавитов сказал Иеремия: так говорит
Господь Саваоф, Бог Израилев: за то, что вы
послушались завещания Ионадава, отца вашего, и
храните все заповеди его и во всем поступаете, как он завещал вам, – за то, так
говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: не отнимется у Ионадава, сына Рехавова, муж,
предстоящий пред лицем Моим во все дни».
Вы исполняйте пока без любви к уставу, но потом, когда вам случится быть в
храмах, где полный ералаш, как в Покровском или в Никольском соборах, вы сами
себя осудите за то, что не любили наш добрый, нежный устав.
Вопрос 745: В церкви утром я не раз слышала слова: «Оглашенные, изыдите». Кто такие оглашенные, и куда им выходить?
Ответ: «Храм назначен для верных, а притвор для оглашенных
и кающихся, то есть таких людей, которые не получили еще право входа в храм. Лаод.19,43;
Шест. 69» Стр. 14.
«Притвор есть третья часть
храма и, как предхрамье, от молитвенного или среднего
храма, отделяется особенною стеною, в которой находится одна или трое дверей. В
притворе во время поучений и некоторых церковных служб по правилам велено было стоять оглашенным, то есть
готовящимся ко крещению и кающимся… Оглашенные есть
поучающиеся вере, и о Святом Крещении, как сказано в Кормчей (лист 24),
т.е. оглашенным называется тот, который принят в число
готовящихся ко Крещению и чрез поучение живым голосом научается вере, или
оглашается и приготовляется ко Святому
Крещению… (подробно об оглашенных).
…Итак, к числу оглашенных
теперь принадлежат: младенцы некрещеные, те, которые в плену у язычников
находятся и веры своей не могут открыто исповедать, иноверцы, обратившиеся в
нашу веру и требующие миропомазания, и, наконец, кающиеся и отлученные от Св. Причастия. Сверх того к
оглашенным могут быть причислены и те, кои удаляются от церкви и живут в нераскаянии.
Наконец, и всякий верный,
побуждаемый совестью, должен самого себя полагать в числе оглашенных и молиться
вместе с теми же оглашенными, дабы Бог очистил его тайные согрешения и не
попустил ему входить в большие уклонения в деле веры и благочестия». Стр.
44, 45. (Кающиеся четырех родов) – подробно. Стр.
49 – 53.
«…Посему священник,
готовящийся приступить к сему священнодействию, начинает изводить от лика верных несовершенных, т.е. оглашенных. С оглашенными
некогда изводились и кающиеся, т.е. находящиеся под запрещением. Св. Герман кающихся причисляет к оглашенным. «Помолитеся,
оглашенные, Господеви», т.е. непосвященные, ненаученные, некрещенные,
исповедавшие грех и еще состоящие под епетимиями. Симеон Солунский это изведение
оглашенных и весь затем следующий великий выход таинственно уподобляет
второму пришествию Господню… Иподьякон не должен оставлять церковных
дверей, дабы смотреть за изведением из церкви оглашенных и кающихся. …Посему на
ектении говорится «елици
верные», т.е. оставайтесь в храме, чтобы созерцать жертву Святых Таин, а изыдите все непричастные сему». Стр. 196 – 197.
«…Оглашенные, как готовящиеся ко Крещению или просвещению, тот час по прочтении сугубой ектении должны быть выведены». Стр. 274, 417, 350, 358 – 366. «Новая скрижаль».