Вопрос 2136: 8 т. Вы говорите, что патриарх ради спасения
своей души должен принести покаяние за «сергианство» и за участие в экуменизме и потом уйти в затвор. Есть ли примеры таким
мужественным поступкам?
Ответ: В житиях есть этому подходящие примеры. И очень привлекательные
для честных людей. 2Пар.26:19 – «И
разгневался Озия, — а в руке у него кадильница для каждения; и когда
разгневался он на священников, проказа явилась на челе его, пред лицем
священников, в доме Господнем, у алтаря кадильного. И взглянул на него Азария первосвященник и
все священники; и вот у него проказа на челе его. И понуждали его выйти оттуда,
да и сам он спешил удалиться, так как поразил его Господь. И был царь Озия
прокаженным до дня смерти своей, и жил в отдельном доме и отлучен был от
дома Господня».
Павел – 30 авг. «По сей
причине Павел был весьма опечален; видя, что на успех надеяться трудно, он
решил оставить престол патриаршества своего, на коем он пробыл не более четырех
лет: заболев, он тайно ушёл из дома патриаршеского в монастырь святого Флора,
где принял на себя святую схиму. Скоро всюду узнали о сем, и все были в великом
удивлении. Царица Ирина весьма опечалилась по сему случаю, узнав, что патриарх
поступил так, никому ничего не сказав. Ирина пришла к нему с сыном, царем
Константином, и спросила его: «Отче? Что ты сделал и по какой причине ты
поступил так?»
Павел же отвечал на это: «Сей святой образ
схимнический побудила принять меня болезнь и ожидание близкой смерти, но более
всего побудили меня оставить престол патриаршеский церковные смуты и раздоры,
ибо Церковь страдает, будучи возмущаема ересью иконоборческою; по причине
долгого нечестивого мудрствования еретиков, Церковь получила сильную рану, и я,
окаянный, трижды уже одобрял ту ересь рукою моею и моею подписью; я не только
не избежал сетей зловерия, но я погряз в них и языком, и рукою моею, о
чём ныне весьма скорблю; но всего более уязвляет и отягощает мою душу то, что я
вижу, как все страны, подчиненные вашей власти, храня твердо православное
исповедание веры, пребывая в православном учении и веселясь, чуждаются церкви
нашей и гонят нас, как чуждых овец, от себя, как стада Христова. По сей причине
я не желаю быть пастырем еретическому собранию и предпочитаю лучше быть во
гробе, нежели подлежать анафеме от святой четверицы престолов апостольских. Но
так как Бог дал в руки ваши власть скипетра, дабы вы имели царское попечение о
христианском стаде, рассеянном по поднебесной, то обратите свое внимание на
скорбь Матери вашей, Церкви, и не допустите ей пребывать более в неутешной печали,
но всячески позаботьтесь о том, чтобы она опять приняла прежнее свое
благолепие. Не дозволяйте более мерзкой ереси, подобно некоей свинье, вышедшей
с поля, опустошать и разорять виноград Христов в ваше благоверное царствование;
не дозволяйте ереси осквернять виноград Христов нечестивым мудрствованием. Вы
имеете искусного делателя, который может возделать грозд истинного исповедания,
выработав его в божественном точиле единой Церкви. Сей делатель наполнит чашу
премудрости и приготовит для народа благочестивого питие православного
мудрования»… Вельможи сказали ему: «Для чего же ты при поставлении в патриархи
дал письменное одобрение иконоборчеству?»
Отвечал Павел: «Так как я дал тогда подпись, то теперь я каюсь в сем и
боюсь наказания от Бога за то, что молчал тогда страха ради и не говорил вам
истины. Ныне же я каюсь и говорю, что вы не можете надеяться на спасение, если
пребудете в том еретическом мудрствовании».
Спустя несколько дней после сего патриарх
почил с миром. С того времени граждане в Константинополе начали свободно и
безбоязненно беседовать и препираться с еретиками о святых иконах».
Ливерий папа - 27 авг. «Но потом Ливерии принёс глубокое раскаяние в своем поступке (выразившемся в подписании определения III Сирмийского полуарианского собора), по примеру святого апостола Петра, который искренним раскаянием загладил своё отречение от Господа».