Вопрос 2425:
11т. В чьём лице было самое сильное
противление дерзкому поступку узурпатора Сергия?
Ответ:
Таких было много, даже более половины всех архиереев. Вот выступления только
двух архиереев-мучеников; но Сергий безжалостно расправлялся со своими противниками,
как говорит история.
Св. Новомученик Митрополит
Петроградский Иосиф (Петровых): “...Теперь уже приходится
удивляться и равнодушию и слепоте тех других, которые ещё полагают, что
попустители и творцы этого безобразия творят дело Божие, “спасают” Церковь,
управляют ею, а не грубо оскорбляют её, издеваются над нею, вписывают себя в
число её врагов, себя откладывают от неё, а не они откалывают тех, которые не
могут терпеть далее этой вакханалии, грубого насилия и безобразно-кощунственной
политики. Мы не даём Церкви в жертву и расправу предателям и гнусным
политиканам и агентам безбожия и разрушения. И этим протестом не сами
откалываемся от неё, а их откалываем от себя и дерзновенно говорим: не только
не выходили, не выходим и никогда не выйдем из недр истинной Православной
Церкви, а врагами ее, предателями и убийцами считаем тех, кто не с нами и не за
нас, а против нас. Не мы “уходим в раскол”, не подчиняясь митрополиту Сергию, а
вы, ему послушные, идёте за ним в пропасть церковного осуждения. Я отнюдь не
раскольник и зову не к расколу, а к очищению Церкви от сеющих истинный раскол и
вызывающих его. ... В строении жизни церковной участники — не одни только
верхушки, а всё тело церковное, и раскольник тот, кто присваивает себе
права, превышающие его полномочия и от имени Церкви дерзает говорить то, чего
не разделяют остальные его собратия”.
“Защитники Сергия говорят,
что каноны позволяют отлагаться от епископа: против этого возражают, что деяния
только за ересь, осужденную собором митрополита Сергия достаточно
подводятся и под это условие, если иметь в виду столь явное нарушение им
свободы и достоинства Церкви, Единой, Святой, Соборной и Апостольской. А сверх
того, каноны ведь многое не могли предусматривать. И можно ли спорить о том,
что хуже и вреднее всякой ереси, когда вонзают нож в самое сердце Церкви, — её
свободу и достоинство. Что вреднее: еретик или убийца ? ”
“Она, «декларация’’, скажем
словами св. Илария Пиктавийского, обращенными к арианину Констанцию, —
“подкрадывается тихо под нашим именем, умерщвляет ласково, совершает нечестие
под видом набожности, уничтожает Христову веру, будучи ложной проповедницей
Христа. Она все бедствия гонения располагает так, что и в грехе уничтожает
помилование и в исповедании мученичество... научает исповедывать без веры...”
Но если нет прямого канона, — есть святое Евангелие — основа всех канонов”.
Архиеп. Андрей Ухтомский
Уфимский: «А что касается обновленцев и митрополита
Сергия, то они вполне поклонились тому зверю, о котором говорит святая книга
Откровение Иоанна Богослова... Несомненно, что архиереи, кто подчинился митр.
Сергию — все отреклись от народа церковного и служат безбожникам и только
развращают верующий народ». Все последователи лживого митр. Сергия — сами
преисполнены лжи и лукавства и отпали от правды Христовой — отпали от Христовой
Церкви. Святая Соборная Апостольская Церковь — где-то в другом месте, а не
около митр. Сергия и не около “его Синода”. Они сумели святое смешать,
осквернить и разложить духовно. Здесь заложена гибель всей Православной
Церкви». 3Иоан.1:9 – «Я писал церкви; но любящий первенствовать у
них Диотреф не принимает нас». Рим.16:18 – «Ибо такие люди
служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и
красноречием обольщают сердца простодушных». Мф.24:9 – «Тогда
будут предавать вас на мучения и убивать
вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Моё». Иоан.16:2 – «Изгонят вас из синагог; даже
наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит
Богу».
(Посвящается памяти Иоанна Шанхайского
Максимовича)
Года прошли. Пора
перелистать
Листы календаря у памяти
тревожной,
Пора подумать, выстрадать,
узнать,
Что было сделано и что ещё
возможно.
Создать, чтоб в достоянье возвести
Тот горький день тревоги и потери,
Когда земные оборвав пути,
Утрата постучалась в наши двери.
Как близко к сердцу горе
подошло,
Когда мы память вечную
пропели…
И бился голубь крыльями в
стекло
Его, навеки опустевшей
кельи.
Вы помните, как люди
шли и шли,
У гроба кланялись земным поклоном,
И тишина, поднявшись от земли,
Звучала скорбным колокольным звоном.
Казалось. с нами он. Не
будет никогда
Вот этих дней печалили
разлуки.
И были тёплыми, как прежде,
как всегда,
Его навеки сложенные руки.
Не знаю, многие ли поняли в тот час,
Какой тернистый путь, по Божьему веленью.
Пришлось ему пройти, скорбя,
молясь за нас,
Снося обиды, злобу, оскорбленья.
Дрожат лампады ласковым
огнём…
Мир и покой в его последней
келье
И мы идём туда и вечером и
днём,
Чтоб рассказать прожитые
недели.
И дни тревожные земных
забот и бед,
Поведать горести, надежды и сомненья.
Молитв его просить… и получить ответ
В каком-то радостном духовом озаренье. О. Скопиченко