Вопрос 2435: 11 т. Участвующие в экуменических сборищах
оправдывают своё присутствие свидетельством о
православии остальным участникам и их обращении. Так ли это и есть ли
положительные результаты этих встреч?
Ответ:
Если удаётся, то кто-то бы видел. Вот что отвечает о. Евгений Карягин из Москвы. т.(8-095) 254-15-90
«Таким образом, никаких
плодов многолетнее православное «свидетельство» в рамках экуменического
движения не принесло. Такое полное бесплодие «свидетельства» экуменистов, особенно в сравнении с многоплодной проповедью
святых Апостолов и всех истинных православных миссионеров, вынуждает сделать
два предположения: либо Дух Святой почему-то отступил от православных
«миссионеров» в ВСЦ, лишив их «свидетельство» всякой силы, либо утверждения их
о том, что они занимаются в ВСЦ «свидетельством о православии», не
соответствует истине. Уместно
здесь вспомнить доклад 1948 года Святителя Серафима (Соболева) «Надо ли Русской
Православной Церкви участвовать в экуменическом движении?» Рассматривая с
различных сторон экуменическое движение, святитель Серафим заключает: «Отсюда
понятно, кто стоит за экуменическим движением. За ним стоят исконные враги
Православной Церкви - масоны. А также ясно отсюда, к какому соединению в своих
истоках стремится это движение на своих экуменических конференциях. Их
устроители стремятся не к догматическому соединению всех так называемых
христианских церквей с Православными Церквами, а к смешению тех и других через
отступление православных от своей веры и к их экуменической дружбе с еретиками,
в особенности с протестантами. А это смешение равносильно уничтожению
Православия.
Не с инославными
Православная Церковь должна соединяться, что является делом неосуществимым,
утопическим и крайне для нее вредным и пагубным. Православные христиане должны
объединяться друг с другом по заповеди Христа в Его словах: «Не
о них же только (разумеется, апостолах) молю, но и о верующих в
Меня по слову их: да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и
они да будут в Нас едино» (Ин. 17:20-21)»
Не следует и таким
присутствием накладывать даже малейшего пятна на великую нашу Русскую Церковь,
ибо присутствие ее представителей в еретическом и масонском обществе, хотя бы в
качестве наблюдателей, будет в известной мере иметь характер общения с таким
обществом. Между тем и к нашей Русской Церкви вполне применимы слова Ап. Павла:
«…Христос возлюбил Церковь и предал Себя за неё, чтобы освятить её… чтобы
представить её Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или
чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» (Еф. 5:25-27)» (Там. же, с. 123).
Отец Серафим (Роуз) так писал об этом различии: «Подчеркнем, что
экуменизм становится ересью в том только случае, если он отрицает тождество
Православия и истинной Христовой Церкви. Кое-кто из православных лидеров экуменизма в самом деле пересёк эту границу; однако
большинство православных экуменистов бесспорно не
дошли до неё, а некоторые (как покойный о. Георгий Флоровский) то и дело
заявляли во всеуслышание, что Православие как раз и есть Единая и Святая
Церковь, чем немало досаждали протестантам.
И хотя вполне справедлива
критика даже таких участников экуменического движения, которое как минимум
приводит к заблуждениям и ошибкам в учении о Церкви, их ни в коей мере нельзя
называть «еретиками», как и нельзя утверждать, что
православные экуменисты в большинстве своем учат
ереси. Подобные преувеличения – лишь помеха в нашей нынешней войне за чистоту
Православной веры» (цит.: «Православная
жизнь», № 1, 1994, с. 6). Таким образом, участие православных в
экуменическом движении, особенно в практике совместных молитв и ритуалов с неправославными, есть беззаконие,
нечестие, бесчиние - но не ересь. Еретиками участники экуменического
движения становятся тогда, когда усваивают и «богословие» экуменизма. Например,
приведенное выше высказывание митрополита Кирилла (Гундяева),
что ВСЦ – это «колыбель будущей единой Церкви» можно понять, как исповедание
ереси экуменизма. Если это так, хотелось бы выяснить, пересмотрел ли митрополит
Кирилл свои взгляды, прежде чем вступать с ним в общение. Вообще же,
обвинять кого-либо в ереси можно только после тщательного исследования и
вопрошания данного лица, а отлучать от общения – лишь после бесплодного
увещания.
Потому так и соблазнительны совместные молитвы с неправославными, что они бросают страшную тень вероотступничества на их православных участников. Но, повторяю, это «всего лишь» беззаконие, а в ереси этих людей можно обвинить, только услышав их словесное исповедание. Поэтому не следует всех православных участников экуменического движения считать еретиками, и тем более, Московскую Патриархию, из-за её членства в ВСЦ – еретической Церковью. Следует признать, что экуменизм (в версии ВСЦ; как учение и как практика) однозначно отвергнут всей Русской Церковью». Не может обратить другого тот, кто сам не обращён. Кто участвует в этих сборищах, в шабашах и радениях, что видим и в записях на видеоплёнках, есть ничто иное, как дьяволиада и чертовщина азартных игроков в рясах. Лично мне до них нет никакого дела. Где они будут безумствовать: в Лозанне, в Москве или в Барнауле, это не даст никому ничего Евангельского. Могли съездить раза три и на этом закончить. Тит.3:10-11 – «Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосуждён».