Вопрос 3079:
16 т. Как объясняют патриаршие экуменисты своё моление с еретиками? У них же есть каноны церковные, почему же они их
нарушают?
Ответ:
Прочтите их ответ, а потом у вас будет иное мнение о смысле канонов, быть
может.
Интервью епископа Венского
и Австрийского Илариона, МП. «Относительно «молитв с еретиками» существуют
древние канонические правила, которые никто не отменял. Но при толковании этих
правил нужно, мне кажется, внимательно изучать контекст, в котором они
появились. Кто были те «еретики», о которых говорилось в этих правилах? Ариане,
отрицавшие Божество Иисуса Христа, «пневматомахи», отрицавшие Божество Святого
Духа, евтихиане, отрицавшие человеческое естество Христа, и т.д. Ни католики,
ни протестанты не отрицают Святую Троицу, не отрицают Божество Христа или Его
человеческое естество. Поэтому их нельзя приравнивать к тем еретикам, о которых
идет речь в канонических правилах Древней Церкви.
Да и в ту эпоху, когда эти правила
создавались, они не соблюдались во всей строгости. Известно, например, что
Василий Великий, будучи архиепископом Кесарии Каппадокийской, имел в своем
подчинении пятьдесят хорепископов, из которых
большинство было арианами. Почти никто из подчиненных ему клириков не
исповедовал Божество Святого Духа (да и он сам, чтобы не смущать свою паству, избегал открыто говорить о Божестве Святого Духа). Василий
знал о настроениях своих клириков, однако продолжал сослужить с ними. И от присоединяющихся к Церкви бывших ариан он не требовал, чтобы
они исповедовали Божество Святого Духа: «Достаточно для них, чтобы они
исповедовали Никейскую веру, а остальное они поймут по
долговременном общении с нами». Так и сегодня следование Никейскому (точнее,
Никео-Цареградскому) Символу веры могло бы восприниматься как критерий
возможности совместной молитвы с представителем той или иной христианской
общины.
Кроме того, когда в каноническом правиле
говорится о недопустимости молитвы с еретиками, речь идет, как мне думается,
все-таки о молитве литургического характера, а не о молитве на «бытовом»
уровне. Неужели вы не можете, пригласив в дом инославного христианина,
прочитать вместе с ним «Отче наш» перед едой? Или на межхристианской
конференции – неужели нельзя перед началом заседания прочитать молитву «Царю Небесный»? Или, если вы, будучи православным человеком,
заходите в инославный храм, даже во время богослужения, неужели вы не можете
вознести в нем молитву Богу? Молиться в лесу можно, молиться в автобусе
(наполненном, может быть, атеистами или иноверцами) можно, а молиться в
христианском храме, пусть и не православном, нельзя? Честно говоря, не вижу в
этом особой логики». Ис.65:25 – «Волк и ягнёнок будут пастись
вместе, и лев, как вол, будет есть солому, а для змея
прах будет пищею: они не будут причинять зла и вреда на всей святой горе
Моей, говорит Господь». 1Кор.5:11 – «Но я писал вам не
сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или
идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не
есть вместе». 2Иоан.1:10 – «Кто приходит к вам и не
приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его».
В Библии нет таких слов, чтобы Бог запрещал молиться с кем-то конкретно, не в
храме, а в быту, если тот молится правильными словами. Иер.11:14 – «Ты
же не проси за этот народ и не возноси за них молитвы и прошений; ибо Я не
услышу, когда они будут взывать ко Мне в бедствии своём».
Нас пугают
еврейским фашизмом,
Конечно, непросто во всём
разобраться.
Через перестройку поставили
клизму
И помогли дочиста опростаться.
И сколько бы нам ни трубили о том,
Как худо, как стыдно и больно для русских,
Как слышатся вопли, задавленных стон,
Воистину станет и тяжко, и грустно.
Но разве с гарантией каждый
родился,
Что будет в достатке, не в
рабстве сгибаться?
И где эталон или даже пусть
признак –
Когда и при чём ощущается
счастье?
Пусть станешь царём, полновластным тираном,
И что пожелает душа – всё к услугам,
Из тысяч клевретов бессменно охрана,
И руки целуют, пихая друг друга.
Так что ж из того? Жить не
вечно под солнцем,
Внезапная смерть, всё
оставишь другим.
Никто о готовности даже не
спросит,
Зашевелятся повсюду враги.
«Евреи нас грабят, и жрёт жидовьё!»…
Допустим, их сбросили, всех перебили.
Но если в грехах мы сгниваем живьём,
К себе привлекли всестороннюю гибель.
Пока со
Христом, с Иисусом-евреем
Не станем друзьями,
рабами Его,
Ничто не поможет, лишь
станем мы злее,
И неисчислимее беды кругом.
На место евреев китайцы придут,
Чеченская мафия, сонмы нерусских.
Не выйти слепцам за очерченный круг,
В котором от страха стократно
сопьются.
Страшись же греха, никого
не вини,
Евангельской верой укройся
от злобы,
Молитвой и счастьем
наполнятся дни,
И ночи молитвой наполнить попробуй. 03.04.06. ИгЛа