Вопрос 3345:
19 т. М. Сергий впереди себя имел огромный опыт церковного служения мирским
властям. И патриарх Тихон хотел легализовать церковь через уступки. Но несогласные с ними обличали ли в этом Сергия?
Ответ:
Всегда были и будут мыслящие не по общей линии.
«Чтобы увлечь в свои сети побольше доверчивых простецов, м. Сергий в самом начале
декларации ссылается на почившего Патриарха Тихона, заветной мыслью которого
будто бы было стремление поставить Православную Церковь в правильные отношения
к советскому правительству и тем дать Церкви возможность вполне законного и
мирного существования.
Что же, вполне возможно,
что Патриарх Тихон не чужд был столь героических, столь грандиозных и
невыполнимых начинаний. Но если Патриарх Тихон думал дать
Церкви Христовой на территории СССР, в эпоху диктатуры пролетариата, строящего
новое социалистические безрелигиозное общество,
возможность законного и мирного осуществления своих вековечных неземных задач,
то это лишний раз доказывает, что человеку даже и на высших ступенях
иерархической лестницы свойственно ошибаться. И Патриарх Тихон в этом
случае несомненно ошибался, а за ним ошибается и
митрополит Сергий. Благодарение Господу Богу нашему, Православной Церкви чужда
мысль о непогрешимости патриархов, местоблюстителей и их заместителей.
Нисколько не смущаясь, члены Синода Патриаршего с митрополитом Сергием во главе
предлагают в своей декларации всем несогласным с выдвинутой ими
церковно-политической программой устраниться от дел церковных и таким
образом Русскую Православную Церковь объявляют и превращают в партийную
организацию.
Предъявляя эмиграции странное требование дать ему, м. Сергию,
письменное обязательство в полной лояльности к советскому правительству,
Митрополит Сергий тем самым, Бога не боясь и людей не стыдясь, объявляет свою,
так называемую, Патриархию подотделом политического управления, а не стражем
веры, Православия и благочестия. М. Серий клевещет на своих
братий и отцов, в изгнании сущих, и во всеуслышание перед верующими и
неверующими – громогласно возвещает, что те, коих до издания декларации он сам
и верующий народ считали исповедниками Православия и поборниками Правды
Христовой, теперь представляют собою обычных контр-революционеров, или, по
выражению м. Сергия, «людей иного настроения». Очевидно, м. Сергий не
отдает себе отчёта в результатах своего доноса на Православную
иерархию и духовенство… М. Сергий с весны 1927 г. действует не по
благословению Божию, а по допущению Божию. Во-вторых, всякое дело узнаётся
по его плодам и результатам. А плоды Сергиевской деятельности
вот каковы: образование новой церковной группировки,
новый раскол, дробление Единого Тела Христова и неизбежная при этом церковная
смута: Мф.7:16 – «По плодам их узнаете их». Так, например,
м. Сергий в своём воззвании уверяет чад Православной Церкви в том, что радости
и скорби, удачи и неудачи социалистического пролетариата и Церкви Христовой
совпадают.
Дальше, кажется, идти некуда. Построение
социалистического общества по проекту Ленинского социализма предваряется
обязательным истреблением в человеческом обществе всякой религии и наипаче
христианской. И не является ли упорная попытка, не взирая на печальные примеры
недалекого прошлого (история с обновленчеством и возникновением ВВЦС),
легализовать Православие в пределах СССР, при данной церковно-исторической
обстановке, плодом некой болезненной одержимости у лиц невнимательных к Слову
Божию, истории Церкви и знамениям времени? Если в данное
время и можно говорить о легальной Православной Церкви в стране диктатуры
пролетариата, то лишь только в ироническом, либо в саркастическом смысле.
Если можно говорить в нашу эпоху о легальной Православной Церкви в СССР, то
лишь в том случае, если слово «легальный» считать производным от глагола
«лягать». Итак, легализация Царствия Божия в царстве диктатуры пролетариата,
строящего новое социалистическое безбожное государство, представляет собою
чистейший абсурд. Говорить о легальной Православной Церкви в пределах СССР-это
то же, что говорить о круглом квадрате, или горячем льде, или холодном огне». Прем.Сол.11:21 – «Да и без этого они могли погибнуть
от одного дуновения, преследуемые правосудием и рассеваемые духом силы Твоей;
но Ты все расположил мерою, числом и весом». Ис.43:24 – «Ты
не покупал Мне благовонной трости за серебро и туком жертв твоих
не насыщал Меня; но ты грехами твоими затруднял Меня, беззакониями твоими
отягощал Меня». Откр.2:10 – «Не бойся ничего, что тебе
надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать
из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять.
Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни».
Сто восемнадцатый
псалом не выброшен на слом,
Ещё послужит многим
сёстрам, братьям;
Он про устав, Завет,
Божественный Закон,
С повторами сто крат
варьирует обратно.
Кто благовестие и Библию не знал или забыл,
Ему псалом в укор – сплошное обличенье.
Сметают староверы с
него усердно пыль,
И
воском капают за умерших плачевно.
Когда и где псалму тому
начало:
«Блажен
и непорочен на пути Господнем».
Писался при луне, в пещере
ли холодными ночами,
Быть может, с вдохновением,
в одном исподнем?
Перед глазами длинной, скорбной вереницей
Сползали нарушители небесных откровений.
К ним сожалением я так и не проникся, –
В прибое времени их безымянность-пена.
Они слова Владыки зло
пренебрегали,
Надменье колосилось при насыщенье полном.
Хвалились толстосумы, вся грудь почти в регалиях,
Но как после цунами
разгладили всё волны.
Давид не мог и не посмел забыть
Всю дерзость хульников закона
Иеговы;
В развалинах домом, на головнях избы
Им ныть, но и оттуда их, разнесчастных, гонят.
Казались, нет конца
длиннющему псалму,
Рука не успевала писать
хвалу для Слова.
Я до сих пор, читая, не
пойму,
За сколько времени псалом
тот был готовым.
Мне благо, мне успех в благословеньях чудных,
За то, что возлюбил устав, Закон, Завет,
В них радуюсь я в праздник и, конечно, в будни,
Над новыми стихами ещё всю жизнь корпеть.
Но вот и подошёл к концу
псалма-гиганта,
Себя увидел крохотной, потерянной
овцой.
Взыщи меня, о Господи, как паразита-гада,
Я червь – не человек… С Тобой же я – святой. 27.12.06. ИгЛа