Вопрос 1095: 3 т. Спаситесь сами, и вокруг вас спасутся тысячи. Где это написано в Библии, и как это выполнить?
Ответ: В Библии этого нет, но есть похожее изречение, приписываемое Серафиму Саровскому: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи». Если Серафим действительно так говорил, то нужно констатировать, что он очень ошибся, выдумал искусственно это изречение, соригинальничал на простодушных крестьян. Христианская история не знает ни одного претворения в жизнь такого постулата. Но это изречение тысячекратно муссируется православными попами, которые всей своей жизнью подтверждают, что сами они лодыри и бездельники, и не любят Слово Божие. Они вкладывают в это изречение следующий смысл: «Замолчи, заткнись, а делай лучше так, как Серафим сказал. Вы гордые, не смиренные, в вас нет духа мирного. Всё бы вы наших батюшек обличали, баптисты». Дух мирный был у Иоанна Богослова, но вот они натолкнулись со своим учеником Прохором на ведьму Роману и несколько лет пробыли у нее в плену. Почему она не спаслась? Не тысячи, а хотя бы одна? Апостол Павел ко многим приходил с духом кротости. 1Кор.4:21 – «Чего вы хотите? с жезлом придти к вам, или с любовью и духом кротости?» У него был дух мирен. Пс.119:7 – «Я мирен: но только заговорю, они – к войне». Но его искали убить не только церковные киллеры. Деян.23:12-13 – «С наступлением дня некоторые Иудеи сделали умысел, и заклялись не есть и не пить, доколе не убьют Павла. Было же более сорока сделавших такое заклятие». Апостол Павел вынужден был однажды подвести итог: много ли возле него спасаются. 2Тим.1:15 – «Ты знаешь, что все Асийские оставили меня; в числе их Фигелл и Ермоген». 2Тим.4:10 – «Ибо Димас оставил меня, возлюбив нынешний век, и пошел в Фессалонику, Крискент в Галатию, Тит в Далматию; один Лука со мною».
2Тим.4:16 – «При первом моем ответе никого не было со мною, но все меня оставили. Да не вменится им!» Прочтите внимательно его послание к галатам, где он вынужден говорить о своем превосходстве над своими врагами. Обратившиеся через него презирали его, уничижали. И если они, его поносителя, его духовные чада, были в таком нравственном разложении, то о каком спасении их можно было говорить? 2Кор.12:13 – «Ибо чего у вас недостает перед прочими церквами, разве только того, что сам я не был вам в тягость? Простите мне такую вину». 1Кор.15:10 – «Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною». 2Кор.11:23 – «Христовы служители? в безумии говорю: я больше. Я гораздо более был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти».
Разве не был Иоанн Златоуст кротким, и дух его не был мирным? Припомните Афанасия Александрийского, Феодора Студита, Максима Исповедника, Никиту Исповедника, митрополита Филиппа. Они были покинуты всеми, при них оставались только единицы.
Но вот теперь за этот период времени, который прошел после их ухода в вечность, взирая на их подвиг, вдохновляясь их трудами, спаслись не тысячи, а, быть может, миллионы. Дух пророка Илии, Иеремии и блаженного Иеронима кто назовет мирным? Они провели всю жизнь на духовном фронте, испепеляя всё вокруг себя, так что даже глубоко верующие епископы и священники отворачивались от Иеронима за его обличительные письма против священства. Нужно быть личностью, не горбатиться ни перед кем, кроме как перед Богом. «Так сказал Бог, и я не могу иначе!» Не нужно думать ни о последствиях, что против тебя будут злиться, а только об одном – быть под водительством Духа Святого и нигде не нарушить слово Иисуса, и Бог силен спасти и тебя, и тех, кто будет рядом с тобой. 1Тим.4:16 – «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя».
…Да, плач о том, что увядает
Наш ум в бездействии пустом,
Что правда светлая страдает,
Разврат увенчан торжеством.
Что мы постыдно позабыли
Прекрасный мир живых идей
И что позором заклеймили
Себя как граждан и людей, –
Что нет в нас сил для возрожденья,
Что мы бесчувственно влачим
Оковы зла и униженья
И разорвать их не хотим.
Об этом плач! И, может статься,
Заставишь ты кого-нибудь
В своем бессилии сознаться
И строго на себя
взглянуть.
И.С. Никитин