Вопрос 2063:
8 т. На какие категории можно разделить решительно порывавших с прежним образом
мысли и бытия и ушедших в монастырь?
Ответ: От огорчения и разочарования в мирской жизни – этих не будем и
брать во внимание. Как и тех, кого насильно кто-то постриг или от нужды, чтобы
не пропасть с голоду.
Разговор об искренних. Здесь вы задаете два
вопроса: порывали потому, что узнавали временность и преходящее значение вещей
видимых. Хотели избегнуть наказания за
гробом и быть в раю. Это похвально и
спасительно для начальных. Но дальше сразу же пред ними открывалось два пути:
идти за Христом по слову Его неизменному вовеки, или тут же рухнуть в яму
самости и вымыслов человеческих. Если бы над входом в каждый, даже самый махонький монастырь вводными словами
были слова псалмопевца Давида: Пс.118:113 – «Вымыслы человеческие ненавижу, а закон Твой люблю». И если бы кто-то по честному, без самости
монашеской, решил эти слова исполнить, то он должен бы сначала научить человека
закону Божию, изучить Новый Завет и там особо подчеркнуть, что зарывший талант
будет связан и без милосердия выброшен из любого монастыря прямо в ад, в
геенну, в тартар. Мф.25:30 – «а негодного раба выбросьте во тьму
внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши
слышать, да слышит!» Тогда все монастыри стали бы переквалифицироваться
на другую ноту: стали бы учить закону Божию, а не своим заповедям человеческим, которых они придумали
тысячи и тысячи. Ис.28:13 – «И
стало у них словом Господа: заповедь на заповедь, заповедь на заповедь, правило
на правило, правило на правило, тут немного, там немного, — так что они пойдут,
и упадут навзничь, и разобьются, и попадут в сеть и будут уловлены». Самая большая опасность поджидала людей там,
где уже знали что-то о том извращённом «царстве» которое построили иноки и
монахи высшей категории.
Само по себе монашество, когда человек не связан
с семьей, остался один – это можно и нужно только приветствовать. 1Кор.7:32,34
– «А я хочу, чтобы вы были без
забот. Неженатый заботится о Господнем,
как угодить Господу; незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу,
чтобы быть святою и телом и духом; а
замужняя заботится о мирском, как угодить мужу».Тогда человек всею
своею юностью, силой может послужить делу спасения ближних, как Тимофей, Марк – спутники
Апостола Павла. Но когда стали по человеческой выдумке принимать обеты молчания
и бегства от мира в горы и в норы, жить не по слуху, а по нюху, тогда разверзлась бездонная пропасть, куда рухнули
самые деятельные, самые чистые натуры. На
совести этого сверхвредного явления – монашества, в каком виде мы его видим в
житиях и в жизни, что христианство изначально должно было уступить место
мусульманству и революциям.
Это всё на совести монашествующих мертвецов
и диких изуверов. Это я говорю на основании слова Божия и на основании
сравнения житий со словом Божиим, вечным и неизменным, по которому и судимы
будем все до единого - и люди и монахи неравноангельского своего жития. Иоан.12:48
– «Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово,
которое Я говорил, оно будет судить его в последний день».
Ни одного шага по слову Божию нет у некоторых
так называемых святых. Они яростно противились этим увещаниям Божиим, где
говорится идти в мир и проповедывать чудную весть о Жертве Сына Божия, о Его
пролитой за наши грехи Крови. Мрк.16:15 – «И сказал им: идите по
всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари». 1Цар.15:23
– «Ибо непокорность есть такой же грех, что волшебство, и противление то
же, что идолопоклонство; за то, что ты отверг слово Господа, и Он
отверг тебя».
Монастыри – это бездонная пропасть и ловушки
душ, это гибель миллионов деятельных и исключительно волевых избранников в их начальном пути. Например, можем себе представить такую
картину, что если бы Апостол Павел вернулся из своего путешествия, а потом бы
заперся в Аравию на весь остаток жизни, то можем не сомневаться, что у него
хватило бы и мужества поститься не
хуже Антония, и стоять на камне
по-Серафимовски, зарыться в нору, как
Феодор Сикеот, выстроить столп и томиться на нем, как Симеон, а потом
прибавить, что вся вселенная стекалась к
этому столпу.
Но тогда не было бы ни посланий этого
проповедника, ни Нового завета. А вот рассмотрим пример житийный:
равноапостольные Кирилл и Мефодий, (и правильно так бы их называть, если бы они
до конца шли за Апостолами). «Ничего
никому не сказав, он отправился в Золотой Рог и там скрылся в одном
монастыре. Долго искали Константина и только через 6 месяцев нашли его.
Занять прежнюю должность они не могли уговорить его» (11 мая). На дело
благовестия вызволил их из келий император, а не сами они пошли.
«Тогда царь Михаил по совету
святейшего патриарха Игнатия, бывшего после святого Мефодия, решил отправить к
Козарам блаженного Константина, которого призвали с Олимпийской горы». Апостола Павла Дух Святой легко мог стронуть
в путь, а этих братьев нужно было только мирской властью расшевеливать, так как
они были уже поражены бациллой
монастырского утешения и радости поднимать иноческие труды.
«Царь Михаил собрал собор, на которой был
позван философ Константин. Ему царь объявил желание Славян». Голос Божий, Дух Божий еще не облёк их силой и в
них не горел огонь любви к человечеству, они были просто хорошие монахи. Лук.24:47,49
– «и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех
народах, начиная с Иерусалима… И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе
Иерусалиме, доколе не облечетесь силою
свыше». Иер.20:9 – «И подумал я: «не буду я напоминать о
Нем и не буду более говорить во имя Его»; но было в сердце моем, как бы горящий огонь, заключенный
в костях моих, и я истомился, удерживая его, и не мог». Их будет оживлять император. Он послал, и
после того, как братья выполнили наказ царя, отбыли в свою апостольскую
командировку, вернулись, и тут же снова нырнули в свои горные норки-келлии. «Мефодий же сделался игуменом Полихрониева
монастыря, а Константин поселился при церкви святых Апостолов».
Что
это? Монашество, иноческие подвиги, их
бисер девства - это как поветрие, как неизбывная непогода, наследственная немощь и болезнь самостью. В
каждом монахе до верху и до завязки натрамбована самость. Они своею
праведностью протестуют против дарового спасения. Они все, до Василия Великого, кто шёл в монастыри -
противники этой Божьей даровой милости. Рим.10:2-4 – «Ибо свидетельствую им, что имеют
ревность по Боге, но не по рассуждению.
Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную
праведность, они не покорились праведности Божией». Рим.3:24
– «получая оправдание даром,
по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе». Мрк.16:15 – «И сказал им: идите по всему
миру и проповедуйте Евангелие всей твари».
И основанием у каждого лежит не места Писания,
а мысли свои или чужие. Вот ребёнок
что-то придумал, и из-за этого всю жизнь
он будет мучиться в монастыре и других туда же в эту муку тащить. Ибо он думает, что истинно безупречное и беспроигрышное только в монастыре. Только в
иночестве, а ещё лучше в схиме. Эти
обеты, связывающие человека смертельными узами, не дающими и носа высунуть за
стены его монастырька – лишили его своей личности. Их там всех давили
непрестанно под самое дикое послушание, покруче любой тоталитарной секты;
каждый настоятель мог свой устав писать
и потом выкомуривать над подчиненными.
Сколько раз встречаешь, что иноки молодые договариваются между собой бежать из
монастыря. И сколько таких случаев неописано, ибо это не выгодно было описывать
монаху-жизнеописателю. Тут уже так отрихтовано, что редко-редко где промелькнёт
живое лицо. Все на одно - понурое и пониклое до земли.
Прочите житие
Феодора Освященного – это общий стандарт, и он похваляется, одобряется и
поныне. Подряд нарушаются и заповеди Божии и каноны церковные, и совесть чужая. Главное, чтобы он сохранил
девство и иноческие обеты. А дальше - море самости.
Феодор Освящ. – 16 мая. «Феодор был сын богатых и знатных родителей. На
двенадцатом году от рождения он ежедневно ходил в школу, по желанию отца. Он
был более всех детей любим матерью за свой ум и благочестие. Однажды в праздник
Богоявления его родители приготовили прекрасные кушанья, поставили разные вина,
во всех комнатах разостлали ковры. Юный Феодор, увидав торжественную обстановку
дома и роскошной стол, пришёл в сильное смущение от одной мысли. Он сказал
себе: «Если ты будешь есть эти кушанья, то Бог не дарует тебе благ
будущей жизни». Крайне взволнованный этою мыслию, мальчик уходит в уединенное
место, становится на колени и со слезами молится Спасителю.
«Я не хочу,—говорил он,—этой тленной пищи, которая
ведет к гибели; но я желаю Тебя Единого с теми благами, которые Ты назначил
верным в другом мире». Он долго со слезами повторял эти слова. В это
время мать ищет его по всему дому. Ожидали Феодора к столу и никто не начинал
есть. Найдя его и заметивши на лице его слёзы, мать с нежною любовью говорит
ему: «Ты плакал, сын мой! где ты был? мы тебя искали». Феодор ответил, что с
ним ничего не случилось. Мать зовёт его обедать, прибавляя, что, если он не
станет есть, то и никто не сядет за стол. Феодор решительно отказался от
вкушения праздничной пищи. Он еще некоторое время жил в доме родителей,
предаваясь посту, молитве и плачу. От этих слёз у юного Феодора даже заболели
глаза. Он в это время продолжал ходить в школу. Но вот приходит конец этого
года. Недалеко от селения, где жили родители Феодора, был один монастырь. Здесь
каждой брат жил отдельно от других, в своей келлии. Феодор явился сюда и стал
жить отшельником…. Пахомий в глубине души радовался этим слезам юноши,
поощрял его стремление к приобретению истинного ведения. При встречах он не раз
говорил Феодору: «Старайся приобрести истинное ведение».
Однажды ночью он призвал
Феодора, когда ярко светила луна. От этого чудного неба с его светилами обращая
мысль юноши к невидимому Творцу всяческих, авва Пахомий сказал Феодору: «Бойся Его во все дни твоей жизни; знай, что
именно Он сотворил нас со всеми творениями, и что мы в Его руке. Когда ты
будешь иметь страх Божий и думать, что Бот видит тебя в каждое мгновение,
смотри, не согрешай против Него, и таким образом тебе будет послана от Него
верная помощь. Воздавай Ему славу каждый день».
Обильные слёзы подтверждали
искренность их беседы. Молитвою они закончили обмен мыслей о Боге и об
угождении Ему».
Иоанн Психаит – 26 мая.
«Святой отец наш Иоанн, с юных лет возлюбив Христа, по характеру своему стал подобен святым пророкам
Илии и Иоанну. Оставив мир, он отправился в Психаитскую лавру».
Онуфрий Вел. – 12 июня. «Во дни своего детства я, как новоначальный,
был наставляем там святыми отцами усердной вере и любви к Господу, а также
поучался и уставам иноческого жития. Я слышал, как они беседовали о святом
пророке Божием Илии, именно, что он, укрепляемый Богом, жил, постясь, в
пустыне, слышал также и о святом Предтече Господни Иоанне, которому не был
подобен никогда ни один человек, относительно его жизни в пустыне, до дня явления
своего Израилю. Слышав всё это, я спросил святых отцов: «Что же: значит, те,
кто подвизаются в пустыне, больше вас в очах Божиих?»
Они же отвечали мне: «Да, чадо, они больше нас; ибо мы видим
ежедневно друг друга, совершаем соборно церковное пение с радостью; если
захотим есть, то имеем уже готовый хлеб, точно также, если захотим пить, имеем
готовую воду; если случится кому-либо из нас заболеть, то таковый получает
утешение от братии, ибо мы живём сообща, друг другу помогаем и служим ради
любви Божией; живущие же в пустыне лишены всего этого. Если с кем-либо из
пустынножителей случится какая-либо неприятность, кто его утешит? в болезни кто
ему поможет и послужит? если на него нападёт сила сатанинская, где он найдёт
человека, который ободрит его ум и преподаст ему наставление, так как он один?
если не будет у него пищи, где он достанет ее без труда; точно также, если и
возжаждет, то не найдёт воды поблизости. Там, чадо, несравненно больший труд,
нежели у нас, живущих сообща; предпринимающие пустынную жизнь, начинают служить
Богу с большим усердием, налагают на себя более строгий пост, подвергают себя
голоду, жажде, зною полуденному; великодушно претерпевают холод ночной, крепко
сопротивляются козням, наносимым невидимым врагом, всячески стараются победить
его, с усердием стараются пройти тесный и прискорбный путь, ведущий в Царствие
небесное. По этой причине Бог посылает к ним святых Ангелов, которые приносят
им пищу, изводят воду из камня и укрепляют их настолько, что относительно них
сбываются слова пророка Исаии, говорящего: Исаия 40:31 – «а
надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы, потекут — и
не устанут, пойдут — и не утомятся». Если же кто из них и не
сподобляется лицезрения ангельского, то во всяком случае не лишается невидимого
присутствия Ангелов Божиих, которые охраняют такового»
Анин – 18 марта. «Когда преподобному исполнилось пятнадцать
лет, родители его умерли. Вскоре после этого святой решил оставить суетное
мирское житие, для чего и поселился в одном из монастырей, где принял
пострижение в монашество.
Ревнуя о безмолвном
подвижническом житии, святой Анин вскоре оставил монастырь и ушел в одну
далекую пустыню».
Сергий Радон. - 25 сент.
«Зная, что воздержанием лучше всего побеждаются страсти, юный отрок
наложил на себя строгий пост: по средам и пятницам он ничего не вкушал, а в
прочие дни питался только хлебом и водою. Так возненавидел он свою плоть,
чтобы спасти свою душу.
…Варфоломей, коему было
тогда около 15 лет от роду, также последовал за своими родителями в Радонеж.
Братья его к тому времени уже женились. Когда юноше исполнилось 20 лет, он стал
просить своих родителей, чтобы они благословили его постричься в иноки:
уже давно стремился он посвятить себя Господу. Хотя родители его и ставили выше
всего иноческую жизнь, однако просили сына подождать некоторое время.
«Чадо, – говорили они ему, – ты знаешь, что мы стары; уже недалёк конец жизни
нашей, и нет кроме тебя никого, кто бы послужил нам на старости; потерпи еще
немного времени, предай нас погребению, и тогда уже никто не возбранит тебе
исполнить своё заветное желание».
Варфоломей, как покорный
и любящий сын, повиновался воле своих родителей и усердно старался
успокоить их старость, чтобы заслужить их молитвы и благословения. Незадолго до
кончины Кирилл и Мария приняли иночество в Покровском-Хотьковом
монастыре, отстоявшем верстах в трех от Радонежа. Сюда также пришёл овдовевший
около того времени старший брат Варфоломея – Стефан и вступил в число иноков.
Немного спустя родители святого юноши, один вскоре после другого, с миром
преставились ко Господу и были погребены в сем монастыре».
Солнце скрылось;
дымятся долины;
Медленно сходят к ночлегу
стада;
Чуть шевелятся лесные
вершины,
Чуть шевелится вода.
Ветер приносит прохладу ночную;
Тихою славой горят небеса…
Братья, оставим работу денную,
В песни сольём голоса…
Ночь на востоке с вечерней
звездою;
Тихо сияет струей золотою
Западный край.
Господи, путь наш меж
камней и терний,
Путь наш во мраке… Ты, Свет
Невечерний,
Нас осияй!
В мгле полунощной, в полуденном зное,
В скорби и радости, в сладком покое,
В тяжкой борьбе –
Всюду сияние Солнца святого,
Божия мудрость и сила и слово,
Слава тебе!
А.С. Хомяков, 1853