Вопрос 3821:
26 т. Вы сделали разбор трудов более 200 поэтов, а это, как говорите, более 20
тысяч стихов и поэм. Можно ли сказать, что они поняли, что такое жизнь? И своё
разумении донесли ли до народа и народ воспринял ли это?
Ответ:
Я занимался с избранными трудами поэтов, а не с полным их собранием, которого
нигде не смог достать. Может быть, там есть у них и ещё что-то, что как-то
изменило бы моё мнение о них. Но из прочитанного совершенно точно видно, что ни
у одного из них не было духовного рождения от Слова Божия. Всё-то они стонут,
скорбят о прошедшем, хотят продраться к лучшему. Но радости спасённой во Христе
души нет.
Меняя каждый миг
свой образ прихотливый,
Капризна, как дитя, и
призрачна, как дым,
Кипит повсюду жизнь в
тревоге суетливой,
Великое смешав с ничтожным
и смешным.
Какой нестройный гул и как пестра картина!
Здесь – поцелуй любви, а там – удар ножом;
Здесь нагло прозвенел бубенчик арлекина,
А там идёт пророк, согбенный под крестом.
Где солнце – там и тень!
Где слезы и молитвы –
Там и голодный стон
мятежной нищеты;
Вчера здесь был разгар
кровопролитной битвы,
А завтра – расцветут
душистые цветы.
Вот чудный перл в грязи, растоптанный толпою,
А вот душистый плод, подточенный червём;
Сейчас ты был герой, гордящийся собою,
Теперь ты – бледный трус, подавленный стыдом!
Вот жизнь, вот этот сфинкс!
Закон её – мгновенье,
И нет среди людей такого
мудреца,
Кто б мог сказать толпе – куда её движенье,
Кто мог бы уловить черты её лица.
То вся она – печаль, то вся она – приманка,
То всё в ней – блеск и свет, то всё – позор и тьма;
Жизнь – это серафим и пьяная вакханка,
Жизнь – это океан и тесная тюрьма! 1886. Надсон
Фил.1:21 – «Ибо для
меня жизнь - Христос, и смерть – приобретение». Кол.3:4 – «Когда же
явится Христос, жизнь ваша,
тогда и вы явитесь с Ним во славе».
О суете много говорили
поэты. Но что они подразумевали под этим словом? Если бы знали, то выход был бы
в тот же день.
Мне в душу, полную
ничтожной суеты,
Как бурный вихорь, страсть
ворвалася нежданно,
С налета смяла в ней нарядные
цветы
И разметала сад, тщеславием
убранный.
Условий мелкий сор крутящимся столбом
Из мысли унесла живительная сила
И током тёплых слёз, как благостным дождём,
Опустошенную мне душу оросила.
И над обломками безмолвен я
стою,
И, трепетом ещё неведомым
обьятый,
Воскреснувшего дня пью
свежую струю
И грома дальнего внимаю
перекаты... 1852. А.К.Толстой
Еккл.1:14 – «Видел я
все дела, какие делаются под солнцем, и вот, всё - суета и томление духа!»
Еккл.2:26 – «Ибо человеку, который добр пред лицом Его, Он даёт мудрость и
знание и радость; а грешнику даёт заботу собирать и копить, чтобы [после]
отдать доброму пред лицом Божиим. И это - суета и томление духа!»
Блажен, кто имел Библию и в
этой книге черпал силу.
Не лёгкий жребий, не
отрадный, Был вынут для тебя
судьбой,
И рано с жизнью беспощадной
Вступила ты в неравный бой.
Ты билась с мужеством немногих, И в этом роковом бою
Из испытаний самых строгих Всю душу вынесла свою.
Нет, жизнь тебя не
победила, И ты в отчаянной борьбе
Ни разу, друг, не изменила
Ни правде сердца, ни себе.
Но скудны все земные силы: Рассвирепеет жизни зло –
И нам, как на краю могилы, Вдруг станет страшно тяжело.
Вот в эти-то часы с любовью
О книге сей ты вспомяни –
И всей душой, как к
изголовью, К ней припади и отдохни.
1861. Ф.И.Тютчев
Иоан.15:3 – «Вы уже очищены через слово, которое Я
проповедал вам». 1Тим.4:16 – «Вникай в себя и в учение;
занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасёшь и слушающих тебя».
Так, в жизни есть
мгновения – Их трудно передать,
Они самозабвения Земного благодать.
Шумят верхи древесные
Высоко надо мной,
И
птицы лишь небесные Беседуют со мной.
Всё пошлое и ложное Ушло так далеко,
Всё мило-невозможное Так близко и легко.
И любо мне, и сладко мне,
И мир в моей груди,
Дремотою обвеян я – О
время, погоди!
1855 Ф.И.Тютчев
Пс.61:2 – «Только в
Боге успокаивается душа моя: от Него спасение моё». Пс.15:6 – «Межи мои
прошли по прекрасным [местам], и наследие моё приятно для меня».
У нас в храмах так много
того, что отвлекает душу от молитвы. Но об этом сказать нельзя – посчитают
ересью. А когда это лишнее, не относящееся ко спасению тащили в храм, вводили в
богослужение, тогда это не посчитали за лишнее.
Я лютеран люблю
богослуженье,
Обряд их строгий, важный и
простой –
Сих голых стен, сей храмины
пустой
Понятно мне высокое ученье.
Не видите ль? Собравшися в дорогу,
В последний раз вам вера предстоит:
Ещё она не перешла порогу,
Но дом её уж пуст и гол стоит, –
Ещё она не перешла порогу,
Ещё за ней не затворилась
дверь...
Но час настал, пробил...
Молитесь Богу,
В последний раз вы молитесь
теперь. 1834. Тютчев
Ос.6:10 – «В доме Израиля Я вижу ужасное; там
блудодеяние у Ефрема, осквернился Израиль». Иоан.2:15 – «И,
сделав бич из верёвок, выгнал из храма всех, [также] и овец и волов; и деньги у
меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул». Мрк.11:16 – «и
не позволял, чтобы кто пронёс через храм какую-либо вещь».
Убиты медью
вечерней И сломаны венчики
слов.
И тело требует терний, И
вера — безумных цветов.
Упасть на древние плиты И к страстному Богу воззвать,
И знать, что молитвой слиты Все чувства в одну благодать!
Растёт прилив славословий —
И вновь, в ожиданьи конца,
Вином божественной крови
Его — тяжелеют сердца;
И храм, как корабль огромный, Несётся в пучине веков.
И парус духа бездомный Все ветры изведать готов.
1910. Осип Мандельштам
3Цар.8:11,29 – «и не могли священники стоять на служении, по причине облака, ибо слава Господня наполнила храм Господень. Да будут очи Твои отверсты на храм сей день и ночь, на сие место, о котором Ты сказал: «Моё имя будет там»; услышь молитву, которою будет молиться раб Твой».