Вопрос 2080:
8 т. Были ли среди ли монахов реформаторы или они безоговорочно принимали устав
своей обители и не пытались пересмотреть
уклад своей жизни?
Ответ: Это не практиковалось никогда. Устав, по их убеждению, всегда был не человеческое изобретение, но он или Ангелом был принесён с неба на
дощечке, где было точно регламентировано по сколько
спать; и чтобы горизонтально не ложиться
монахам и какую шапочку детскую на
голове носить. Современные харизматы, пятидесятники
имеют своих предтеч в монастырях – здесь всё прикрывалось откровением и
видением, потому было всё бесспорно, неотразимо и вечно. Но иногда были патриоты, желающие
улучшить подвиг, сделать его более стерильным. Они не на работу шли, а на сокращение
расходов и вымаливали, чтобы Господь как-то их кормил без добывания трудом в
поте лица хлеба. Эту заповедь они знать не хотели. Быт.3:19 - «в
поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой
ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься».
Александр Неусып. – 3 июля. «Видя, что во всех киновиях
братия имеют излишнее попечение о пище и одежде, он вспоминал об евангельских
Христовых словах, которые возбраняют излишнюю заботу о пище, питии и одежде, и
даже не велят заботиться и о завтрашнем дне. Он был твёрдо и непоколебимо
уверен, что благопромыслитель Господь, питающий птиц
и одевающий траву сельную, тем более не оставит без Своего попечения работающих Ему людей, что силен Он и
пропитать, и одеть их, искали бы они прежде Царствия Божия и правды Его.
Одушевленный такими помышлениями, преподобный Александр, взяв имевшееся у него
Евангелие, пришёл с ним к авве Илии и сказал
ему: «Отче, всё ли истинно, что написано
в Евангелии?»
Услышав такой вопрос,
преподобный Илия удивился и в смущении подумал, что вопрошавший его прельщен
каким-нибудь неверием от диавола. Не отвечая ничего
на вопрос, он сел и склонил главу свою, а в это время пришли к нему братия.
«Братия, – сказал им
преподобный Илия, – помолимся о брате нашем Александре, увязшем во вражеские
сети». И, встав, сотворил молитву со слезами, а потом, обратившись к
Александру, сказал ему: «Откуда пришёл к тебе такой сомнительный помысл, что ты не веришь написанному в святом
Евангелии?» «Не не
верую я, отче, – ответил ему Александр, – а только спрашиваю, всё ли истинно
написанное в святом Евангелии?»
«Воистину, всё истинно, – отвечали ему все братия, – и никакого в этом
не может быть сомнения». Тогда сказал им Александр: «Если всё истинно
написанное, то почему же мы не исполняем оного?» «Невозможно немощному человеку
исполнить всего», – ответили ему братия. После такого ответа Александр,
воспламенившись своим духом и за ничто
почитая прежнее житие своё, проведенное не в совершенном исполнении
евангельских слов, вознамерился уйти в пустыню, чтобы там удобнее пожить по
евангельскому слову».