Вопрос 3965:
28 т. Столько шума в печати и по радио об основах православной культуры. И что
из этого получилось или ждать ещё чего-то?
Ответ:
Ничего, кроме видимости. Ратуют за эти “основы” совсем уж бездуховные люди, для
которых всё в видимости, а в тайниках души – провал. Основ Христовой веры не
познали, а ищут всеохватности. Пс.10:3 – “Когда разрушены
основания, что сделает праведник?” Лук.6:49 – “А слушающий
и неисполняющий подобен человеку, построившему дом на земле без основания,
который, когда наперла на него вода, тотчас обрушился; и разрушение дома сего
было великое”.
“Скажу сразу – я не имею
ничего против ведения этого курса. Вообще, я считаю вполне естественным, если в
русских школах будут преподавать не то что какие-то невнятные «основы православной
культуры», но просто «Закон Божий» в том объёме, в котором он был до революции.
Конечно, ведение полноценного религиозного образования в российской школе –
вещь сложная. Россия для осуществления этого проекта требуется несколько иная.
Но это уже, как говорится, уже не моя проблема. Единственное, что меня в этом
деле беспокоит как еврея – чтобы еврейские дети не стали объектом православной
пропаганды, но, наоборот, получали бы элементарные знания об иудаизме, чтобы им
на уроке рассказывали про рабби Акиву и рабби Нахмана из Брацлава. Но всё это –
вопрос решаемый. Думаю, израильскому правительству и/или российским еврейским
организациям можно было бы легко договориться на этот счёт с российскими
властями и с Патриархией. Как известно, с курсом «Основы православной культуры»
связаны и многие другие проблемы, – СМИ о них писали достаточно. Но это уж дело
самих русских – пусть сами решают как из них выпутаться.
Конечно, было бы интересно понаблюдать, как
«Основы православной культуры» будут вводить, например, в школах российского
города Аргуна, где недавно, сообщила газета The New York Times, «в здании
правоохранительных органов» 23-летней местной девушке «сбрили волосы и брови и
выкрасили голову в зелёный цвет, цвет ислама», а на лбу «жирно нарисовали крест»
(сотрудники местной милиции заподозрили её в непозволительной связи с русским).
Интересные проблемы перед энтузиастами «религиозного просвещения» ставит и
недавнее заявление президента Татарстана Шаймиева относительно нового школьного
предмета: «В Татарстане этого не будет», – заявил татарский президент, не
объяснив – чем его субъект Федерации чисто юридически отличается от других
субъектов. Однако сказать, что данная тема меня сильно занимает – было бы
преувеличением. Так что я, честно говоря, совершенно не собирался встревать в
дискуссию по поводу введения в российских школах курса «Основы православной
культуры». Не собирался, пока не увидел статью Дмитрия Ольшанского. Точнее не
саму статью, а иллюстрацию к ней – обложку этого самого пресловутого курса. Увиденное
привлекло моё внимание. Но я не сразу понял – чем именно. Вроде всё обычно:
панорама православных церквей – совершенно естественный рисунок для книги
«Основы православной культуры». «Очень знакомая картинка», - подумал я. Что-то
она мне напоминала. Что-то такое, что диссонирует и с содержанием статьи
Ольшанского, приветствующего введение в школьную программу «Основ православной
культуры», и самими этими «основами». И вдруг я сообразил - крестов-то над
куполами нет! Какие-то размытые шпили и непонятное сияние. Такой рисунок вполне
мог украшать книжку на иврите для религиозных еврейских детей. Там тоже церкви
рисуют так, чтобы крестов не было видно, так как крест, с точки зрения
иудаизма, – идол, которому поклоняются. Зачем религиозным еврейским деткам
видеть лишний раз такое? Вырастут – увидят, если захотят. Вот и рисуют
израильские художники палки вместо крестиков. Совсем как на обложке одобренного
Московской Патриархией учебника, призванного ознакомить широкие массы русских
детей с православием. Я далёк от того, чтобы подозревать, что автор учебника
Алла Валентиновна Бородина - педагог, филолог, публицист, автор более тридцати
публикаций, член Союза писателей России, аудист Московского института открытого
образования г. Москвы и прочая, прочая - тайная иудейка или сторонница невесть
как дожившей до нашего времени ереси жидовствующих (она же
«московско-новгородская ересь»). Но эта визуальная «оговорка», как говорится,
явно «по Фрейду».
Сама по себе она достойна отдельного
материала… Энциклопедия определяет культуру так: «Культура – набор правил
(часто неформальных), стереотипов и норм поведения, результатов творчества,
свойственных некоторому обществу». Самое первое и исчерпывающее определение
этому термину (по мнению американских антропологов) дал английский этнограф
Эдуард Тэйлор (1832-1917). «Культура - комплекс, включающий знания, верования,
искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные
человеком как членом общества». В оригинале: «Culture is that
complex whole which includes knowledge, belief, art, morals, law, custom, and
any other capabilities and habits acquired by man as a member of society»
(«Primitive Culture», 1871). То есть в
современном обществе культура – один из многих способов социализации человека.
КУЛЬТУРЫ МОГУТ БЫТЬ РАЗНЫЕ – есть культура потребления есть культура чтения,
культура дефекации и мочеиспускания (с ними знакомятся в самом раннем детстве),
культура дорожного движения. И, как выяснилось, есть еще культура религиозная –
в данном случае православная (очевидно будет ещё иудейская, буддистская,
исламская – для соответствующего «контингента школьников»). Она – всего лишь
один из многих аспектов «нашей жизни». Причём далеко не самый важный, ибо
важность предмета для школьника определяется количеством потраченных на него
учебных часов и отношением к нему родителей. Между тем, религия же = вера в
Бога. Вещь это совершенно тотальная. Вера в Бога – это принятие на себя
соучастия в Его делах по управлению миром. Это есть главная и единственная суть
религии. За религию отдают жизнь – и/или берут чужую. Это даже не вопрос жизни
и смерти – это вопрос гораздо выше, чем жизнь и смерть. И находиться среди
прочих вопросов «культуры» он никак не может... Впрочем, тут я не прав – религия
в «современном» обществе давно уже находится в ряду прочих «проявлений
культуры». И оказывает на человека она совершенно соответствующее влияние – то
есть практически никакого.
Возможно, в этом нет трагедии – ведь жили же
люди «в современном мире» более-менее счастливо не один десяток лет (почти два
столетия, если быть точным). Так что пусть себе учебное и религиозное
начальство балуется новыми ставками, отпущенным на это дело финансированием и
прочими приятными моментами. Всё так. Вот только времена нынче меняются. И те
пробелы и уродства, что ранее - ещё пару десятилетий назад - были в
«антропологической ткани» человечества» незаметны – сейчас начинают выступать
наружу. И люди начинают падать в них - в эти пробелы. Современное общество
утратило тотальную идеологию - идеологию, которая могла бы объяснить человеку
ВСЁ: зачем он живёт, «кто виноват» в этом и «что делать». А ответы на эти
вопросы даёт именно религия.Традиционные религии Европы уже давно - с началом
Нового времени - согласились на скромную роль «феноменов культуры». Им на смену
пришли «религии идеологические» – коммунизм, сионизм, либерализм, нацизм,
гуманизм etc. Много их было в ушедшем веке. И вот их время вышло. Образовалась
зияющая пропасть. Что касается России – то современное официальное православие
эту пропасть заполнить явно не в состоянии. Оно её (пропасть) просто не видит
как факта бытия. Официальное православие, само хочет оставаться
«феноменом культуры» - испускать некое абстрактное гуманитарно-гуманистическое
сияние вокруг церковных куполов (как на нашем рисунке). Но «природа пустоты не
терпит». Есть в современном мире иные религиозные системы, принявшие вызов
времени. Скажем, на территории России наиболее актуальны харизматы-протестанты
и салафийский ислам. Именно они, наряду с несколькими экзотическими (пока)
сектами, будут вести в ближайшее десятилетие битву за души русских детей. И
никакого «гуманитарного сияния» в этой битве не предвидется. А Московская
патриархия - если продолжит в том же духе - может спокойно позванивать колоколами
где-нибудь в сторонке”. Основа всем основам – Христос. Потеряли Христа, а
ратуют за мираж. Ис.38:12 – “жилище моё снимается с места и
уносится от меня, как шалаш пастушеский; я должен отрезать подобно ткачу жизнь
мою; Он отрежет меня от основы; день и ночь я ждал, что Ты пошлёшь мне кончину”.
“Всё будет хорошо!” –
американец молвит,
Разбитые осколки собирая.
“Всё будет хорошо!” –
облизывались волки,
Вполне довольные роскошными
пирами.
Не надо лгать и напускать мороку,
Мозги туманить впавшему в недуг;
Не обольщаться, потеряв дорогу,
Что обязательно всё станет лучше вдруг.
“Всё будет хорошо!” –
воркует медсестра,
Кишки разорванного с сором
собирая.
Не доживёт бедняга до утра,
Без раскаяния вполне
лишится рая.
Всё хорошо лишь вместе со Христом,
Пусть не в обнимку и без панибратства,
Не надо обольщать и зря махать перстом,
Но просветить, не скрывши тёмной краски.
Всё будет хорошо, и
непременно всё,
Но не на этой кровяной
планете.
Христа прими, Он чудно
донесёт, –
Бежать к Нему сегодня ж
непременно.
“Всё будет хорошо!” – привычно ловит слух,
Хотя у Господа беда в духовном плане;
Такой разброд, что кажется нет двух,
Кто одинаково при заблужденье мямлит.
“Всё будет хорошо!” “Всё
будет хорошо!” –
С пелёнок заклинанье это в
соске.
И истирают совесть в
порошок, –
В блуде плывут сопливые
подростки.
Детей наказывать не смеют по закону,
Иначе суд родителей накажет.
Про притчи Соломона там не помнят, –
Тысячекратно мусульманства гаже.
“Всё будет хорошо?” Не надо
глупо врать!
Где муж не голова, а лишь
обтирка,
Не Дух Святой там
царствует, а враг.
“Всё хорошо!” – клепает под копирку. 06.07.08. ИгЛа