Вопрос 893: 2 т. Ваше объявление о Потеряевке к желающим поселиться в ней печатали все центральные газеты («Аргументы и факты», «Комсомольская правда», «Труд», «Российская газета», многие журналы), говорилось по центральному радио и телевидению. Не боитесь, что будут прибывать нежелательные для вас люди, воры, проходимцы, пьяницы? Из тех, кто откликнулся, кто самый дорогой для вас?
Ответ: Первые полтора года с осени 1991 я получил 1500 писем
и на все ответил. 90% примерно, отсеялись, т.к. не соответствовали моральным
требованиям: не лгать, не пить, не курить, не материться, не воровать.
Остальные должны были своими силами с нуля построить дом, хозяйственные
постройки, завести скотину, технику. Из них 99% не имеют средств. Приехали
только два человека, позже один уехал. Те же, кто поселился позже – бывшие наши
знакомые. 19 мая 2002 г. через Барнаул из Колпашево Томской области на жительство
в Потеряевку проехали Потеряевы, потомки основателей этого поселения. Вот как
пишет об этом «Вечерний Барнаул» за 24 мая 2002 г., № 74:
«Новости. Родина. В
Потеряевку вернулись Потеряевы. Домой из ссылки через 72 года.
Самая известная в крае, бывшая
заброшенная деревня – Потеряевка, сколько о ней писано-переписано! …В мае 1998
года Евдокия Титовна с сыном посетила родные места. Как говорит Игнатий Лапкин,
она настолько добрая бабушка, ей 84 года, но в ней такой неистребимый дух
живучести и трудолюбия, что она и нашим молодым поможет. Её спрашивают: «Теть
Дусь, а бывает, что ты устаешь?» – «Бывает. Тогда я сажусь и вяжу носки».
Только об одном она тогда жалела, что верхом на коне не прокатилась. А так, как
маленькая девчонка, – и на качелях, и в лагере с детишками – везде побывала.
Прошло четыре года. За это время Потеряевы
решились-таки перебраться в родную деревню. И в воскресенье 19 мая четверо
переселенцев прибыли в Барнаул. Это Евдокия Титовна, ее сын Геннадий Иванович
(почти слепой), ее внук – племянник Геннадия Ивановича – Евгений (почти не
слышит), и даже парализованного Ивана Нифантьевича Потеряева с собой привезли,
которому уже 86 лет. Его буквально несли на руках. По словам Игнатия Лапкина, в
Потеряевке переселенцам уже приготовлен дом, их будут кормить, а в субботу им
как раз и огород вспахали.
«Это конечно не очень значительное событие, но
и не рядовое, чтобы люди в таком возрасте ринулись на пустырь. Это божественная
тяга к Родине. И их приезд для нас как знамение. Иван Нифантьевич – это наше
благословение». Виктор Зубенко».
Не задолго до приезда в
последнем письме Геннадию Ивановичу на запрос о возможности приехать я писал:
«Дорогой Геннадий Иванович!
Получил от Вас Ваше письмо от 30.03.02. Ваши вопросы ко мне о планах советских
олигархов по вопросу земельного кодекса не могу знать; они пока еще ко мне на
этой неделе не заезжали. О боливийских староверах не могу ничего сказать. Знаю
таких хорошо, ибо сам происхождение имею из кержаков. Упрямы и непокоривы, и
трудолюбивы. Честны и преданы заблуждениям своих предков до потери
здравомыслия. Библия для них не существует, ибо она обличает их на каждом шагу.
Вера абсолютно не Евангельская. Упорны в своих заблуждениях до смертной
ненависти к другим. И списываться с ними нет никакой надобности. Наши староверы
рядом, испробуй их. Тогда и тех на дух не пожелаешь уже никогда. Про Лыковых, и
про смерть отца их Карпа писали. Он был один при смерти и ни о каких видениях и
ангелах сошедших с иконы не было тогда ничего сказано. Но находящиеся с ним кошки
обгрызли его руки, – о том писали. На ваши письма мы отвечали. Вернее, первый
всегда писал я, и если вы ответили, то мне и отвечать не надо, так как я
получил ответ. О бороде Вашей не заботьтесь, она ни супруге и никому не будет
мешать. Она только придает благообразие мужчине.
Вашим родным можете
сказать, что никого мы по принуждению в Церковь еще не тянули и не будем
тянуть. Но на поселение даём разрешение только верующим: кто подтвердит, что он
не лжет, не курит, не пьёт, не ворует, не матерится. Если ваши родственники не
соответствуют этим требованиям, то мы никогда не дадим им разрешения поселиться
в Потеряевке и будем их этому желанию противиться. Они должны будут сначала
хорошо ознакомиться с нашим уставом и потом написать заявление на поселение, и
общее собрание деревни будет решать, дать ли разрешение. Мы туда никого не
затягиваем, – сохрани от того Бог. Но если будут просто Вам помогать строиться,
то можно. Но чтобы курящих никогда не видели в деревне. Так, где-то тайно
в кустах. И чтобы дым даже на деревню не тянул. Теплые вещи с собой берите.
Матрасы и одеяла и подушки дам на время, сколько лето потребует.
Я уже писал Вам, что Вы для
меня желанный гость и если вздумаете поселиться в Потеряевке, вашей прародине,
мы будем рады. Я говорю о себе и наших близких, но не о всех в деревне. Их
мнение мне и не известно до конца. Люди есть люди, и они разные. Что сказал о.
Иоаким, что Вам трудно будет построиться, то это же из любви к Вам, чтобы вы не
сделали шаг необдуманный. Про саманный домик я говорил, что обложили его
красным кирпичом. Там теперь вполне сносно можно и прозимовать, не говоря о
лете. Сделали подвал бетонный. Если вы будете строиться, то вам дам картошки
сколько нужно. Землей нашей у саманного на этот год можете воспользоваться. А
на следующий год уже будете на своем огороде сеять, садить. На саманном жить –
одно удовольствие вам будет. Сени сделал там хорошие, туалет есть, вода рядом,
огород упирается прямо в пруд……Земля и на косогоре, и за тополевой рощей, на солнцепеке.
Там особенно хороши будут и помидоры, и арбузы. В бане можно и у нас в лагере
помыться. Но для этого нужны будут справки о чистоте тела. Вода колодезная
рядом есть. На «саманном» есть и маленькая русская печь и можете хлеб печь.
Муки тут достать можно. Простому смертному для счастья что еще нужно? Главное
знать, что ты не воровал, на душе у тебя спокойно, и родные с тобой рядом.
Дрова можно заготовить рядом в садах или привезти из Шарчино, купить там...
Завести корову и можно сарай построить. Доброму хозяину не нужно всего этого и
говорить, он сам до всего дойдет. Ждем в гости, любезные наши друзья. Вы еще
будете проситься к нам потом, когда поймете, как тут хорошо и привольно. Осенью
грибы, ягоды будут. Сади сады. А земля такая рассыпчатая... Семена с собой
берите. Перечитайте деревенский устав еще и еще раз, чтобы его никак не
нарушать приезжим и тамошним. По весне долго не задерживайтесь, уже надо к делу
приступать поскорее. Если бы даже и не было ничего, то можно и из самана
построить, хоромы будь здоров какие, и потом кирпичом обложить. Так у нас
несколько домов построено в Потеряевке. Инструмент разный, лопаты, пилы
двуручные у нас есть, одолжим сколько нужно. Столярный инструмент сразу же
брать с собой. Чтобы двери и рамы уже не покупать вам.
В путь добрый. Здесь
телефоны наши такие: 35-32-42 и 24-38-46; 23-19-48; 22-69-62; Ехать из Барнаула
до разъезда «Подстепновский». 16.04.02. Игнатий Лапкин.
Господь Иисус Христос да
благословит вас всех на переезд в Потеряевку».
В общей сложности случайных людей в Потеряевке было не более десяти человек. Как правило освободившиеся зеки, потерянные наркоманы. Их накормили, и «с миром Божьим по домам». Великий Бог хранит нас, и наши покровители Анфим Никомидийский и Климент Анкирский с пророком Илией, и все святые – наши защитники. Потеряевы для меня исключительно дороги, а Евдокия Титовна – подруга моей матери – как моя родная мать, так бы и не отходил от нее.