Вопрос 1326: 4 т. Человек ходит на охоту, убивает нечистых животных: зайцев и т.д., так можно ли охотиться?
Ответ: То что для нас является домашним животноводством, для первых людей входило в охоту, потому что вполне вероятно, что домашних животных у Адама в первые дни не было. После согрешения человека вся тварь восстала против него, как источника смерти, и человек стал приручать животных, хотя по своей силе он намного слабее многих из них. Но Бог вложил в них страх. Быт.1:28 – «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле». Быт.10:9 – «Он был сильный зверолов пред Господом [Богом], потому и говорится: сильный зверолов, как Нимрод, пред Господом [Богом]». Быт.25:27 – «Дети выросли, и стал Исав человеком искусным в звероловстве, человеком полей; а Иаков человеком кротким, живущим в шатрах».
Охота – очень выгодное занятие. Не надо принимать роды и нянчить маленькое животное, ни поить, ни кормить, ни строить стойла, загоны, хлевы – один выстрел, и это же самое уже твое, без всякого труда. Вся трудность заключается в том, чтобы ставшие дикими животные обнаружили себя и подпустили к себе близко. В житиях святых постоянно подчеркивается близость животных к людям и их бесстрашие перед святыми. Буйволица сама приходила, чтобы ее подоили, оленуха каждый год приходила и отдавала своего детеныша, лев работает, как вьючное животное, а медведь принимает пищу из руки. Значит тварь сохранила в себе памятование о райском блаженстве человека, когда человек еще не стал для нее палачом, и она его не боялась. Если тварь теряет это чувство и приближается к грешному человеку, не чувствуя его греха, он убивает ее, как охотник. Человеку это не ставится в вину, потому что после потопа, в силу ослабления жизненных сил организма, Бог позволил убивать животных и их мясо употреблять в пищу. Разницы нет – чистое это животное или нечистое, человек смотрит только на выгоду. На охоте совершаются преступления, убийства друг друга, а также откровения Божии, как у Плакиды Евстафия. Священнослужителям запрещается охотиться и убивать животных. Логично было бы запретить им и употреблять в пищу мясо их. Иер.16:16 – «Вот, Я пошлю множество рыболовов, говорит Господь, и будут ловить их; а потом пошлю множество охотников, и они погонят их со всякой горы, и со всякого холма, и из ущелий скал».
Не знаю, почему – недвижная природа
Мне кажется подчас так явственно живой,
Как будто дышит всё – от облачного свода
До травки полевой.
В раскатах вешних бурь мне слышатся угрозы,
В прибое мощных волн – напевы Божества,
И в эхо – чей-то стон, и в шелесте березы –
Влюбленные слова.
И мнится, небеса, созвездия и скалы
Мечтательно грустят и молятся, как я.
И грезят ландышей склоненные бокалы
О тайнах бытия.
1888, Константин Николаевич Льдов (1862 – 1935?)