Вопрос 1868: 7 т. М.В. Ломоносов говорит, что в мире есть две книги, и обе они прославляют Творца. Одна – Библия, открывает закон Божий, и чего Бог хочет от нас. Другая – природа, и в ней мы видим премудрость Божию. Святые отцы что-нибудь такое же говорят?
Ответ: И Библия, и мужи веры всегда обращались к природе, и природа была
им покорна и они от нее не отворачивались, хотя и такие встречались. Пс.18:2
– «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь».
Василий Вел. – 1
янв. «Объясняет ли он историю миротворения, – он поставляет себе целью, во-первых, показать,
что «мир есть училище Боговедения» (беседа 1-я на Шестоднев), и через то возбудить в своих слушателях
благоговение к премудрости и благости Творца, раскрывающимся в Его творениях,
малых и великих, прекрасных, разнообразных, бесчисленных. Во
вторых, он хочет показать, как природа всегда учит человека доброму
нравственному житию. Образ жизни, свойства, привычки четвероногих животных,
птиц, рыб, пресмыкающихся, всё, – даже былие однодневное,
– подает ему случай к извлечению назидательных уроков для господина земли –
человека. Объясняет ли он книгу Псалмов, которая, по его выражению, совмещает в
себе всё, что есть полезного в других: и пророчества, и историю, и назидание, –
он преимущественно прилагает изречение Псалмопевца к жизни, к деятельности
христианина».
Павел Комельск.
– 10 янв. «К отшельнической келлии преподобного пустынника во множестве слетались
лесные птицы; сюда же приходили и дикие кровожадные звери, которые становились
кроткими по молитвам святого и исполняли всё, что приказывал им блаженный
отец».
Афанасий Афонский – 5 июля С того времени преподобный Афанасий получил дар умиления и
плакал, когда желал. …Когда по своему обыкновению он трудился с другими
работниками на морской пристани, случайно упало ему на ноги огромное дерево и
переломило суставы и голени, так что святой лежал на одре болезни в течение
трех лет. Впрочем он и во время болезни не желал
оставаться в бездействии, но писал книги, в сорок дней оканчивая патерик. И
лёжа, он вооружался против невидимого супостата и,
одерживая победу, отражал его козни. Тогда враг, не имея успеха в Лавре,
отправился и возбудил старых простецов иноков, проживавших по прочим святогорским монастырям и проводивших жизнь отшельническую;
он внушал им следующие неодобрительные мысли о действиях преподобного: «Зачем
Афанасий причиняет насилие святой горе и разоряет древние законы? Он воздвигнул
многоценные здания, устроил новые пристани, выкопал новые водоемы, накупил
волов, засеял поля, развел виноградники, словом – сделал гору мирским
посёлком».
Посоветовавшись между
собою, эти старцы отправились в Константинополь к императору
Иоанну, преемнику умершего Никифора; наговаривая на Афанасия, они
упрашивали императора прогнать его с Афонской горы»
Ор – 7 авг. «Свою подвижническую
жизнь преподобный Ор начал в дальней пустыне, где прожил много лет в
совершенном одиночестве, соблюдая строжайший пост. Затем, по повелению Божию,
он переселился отсюда и устроил близ одного города монастырь; чтобы братия не
имели нужды ходить далеко за дровами, он своими руками насадил около него рощу;
до его прихода здесь не было ни одного дерева. Так заботился преподобный
не только о душевном спасении братии, но и о необходимом для телесной жизни,
стараясь, чтобы иноки ни в чем не имели недостатка. Когда же сам он жил в
дальней пустыне, то питался там лишь зеленью и кореньями, казавшимися ему очень
вкусной пищей; воду он пил лишь в том случае, когда находил ее;… Так, однажды,
некоторый странствующий инок, страдавший пороком лжи, идя к
преподобному, спрятал свои одежды. Явившись к нему полунагим, он просил у него
одежды. Преподобный Ор тотчас же пред всеми обличил его во лжи, вынеся
спрятанную одежду».