Вопрос 3785:
26 т. Как наше поколение могло уверовать в Бога и знать, что есть Бог, если в
школьной программе ни слова про Него. И в библиотеках
были запрятаны книги о Вседержителе.
Ответ:
Книга природы была для всех открыта. Но и в школьных учебниках было кое-что.
Как сейчас помню, когда разучивали стихотворение Некрасова «Размышления у
парадного подъезда», то слова «Повторяя, «Суди его, Бог..» я
сразу же высветил и тут же сказал, что крестьяне были верующими. И мне было
сладостно повторять эти строки даже в степи и разводить руками в стороны, как
мне казалось, делали те крестьяне у подъезда. А уж когда стихотворение
Лермонтова в школе учили, что «есть Божий Суд, наперсники разврата», тут моя
душа буквально возликовала и я повторял постоянно:
«Есть Божий Суд». И когда уже уверовал, то эти строки я постоянно повторял на
любой публике, в вагонах и перед начальством. Они же мне твердили, что это так,
аллегорически Лермонтов сказал, а имел ввиду суд народного гнева, справедливость революции. На что я
сразу же парировал: «Да кто же может знать мысли и дела наперёд, кроме Бога
Всеведущего?» Лермонтов в моём сознании всегда считался верующим за одни эти
слова. Многое я нашёл в «Войне и мире» Толстого, у Никитина, Достоевского,
Пушкина и других. Вы окончательно неправы в этом суждении и оправдании себя. О
Боге было слышно и в зарубежной классике, даже у Диккенса, у Бичер Стоун в «Хижине дяди Тома». А уж про картинные
галереи, такие, как Эрмитаж и Третьяковка, что говорить, там
на религиозные темы очень даже достаточно было, чтобы уверовать. Иов.4:15
– «И дух прошёл надо мною; дыбом стали волосы на мне». Деян.17:28
– «ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших
стихотворцев говорили: «мы Его и род»». Тит.1:12 – «Из них же самих один
стихотворец сказал: «Критяне всегда лжецы, злые звери, утробы ленивые»».
Я представляю
страх и обалденье,
когда попало в Третье отделенье «На смерть Поэта»...
Представляю я, как начали
все эти гады бегать,
на вицмундиры
осыпая перхоть,
в носы табак
спасительный суя.
И шеф жандармов — главный идеолог,
ругая подчинённых идиотов,
надел очки... Дойдя до строк: «Но есть,
есть Божий Суд, наперсники разврата...» —
он, вздрогнув, огляделся воровато
и побоялся ещё раз прочесть...
Уже давно докладец был состряпан,
и на Кавказ М. Лермонтов
запрятан,
но Бенкендорф
с тех пор утратил сон.
Во время всей бодяги царедворской —
приёмов, заседаний,
церемоний:
«Есть Божий Суд...» — в
смятенье слышал он.
«Есть Божий Суд...» — метель ревела в окна.
«Есть Божий Суд...» — весной стонала Волга
в раздольях исстрадавшихся степных.
«Есть Божий Суд...» — кандальники бренчали.
«Есть Божий Суд...» — безмолвствуя, кричали
глаза скидавших шапки крепостных.
И шеф, трясясь от страха
водянисто,
украдкой превратился в атеиста.
Шеф посещал молебны, как
всегда,
с приятцей
размышляя в кабинете,
что все же Бога нет на этом
свете,
а значит, нет и Божьего
Суда.
Но вечно надо всеми подлецами —
жандармами, придворными льстецами,—
как будто их грядущая судьба,
звучит с неумолимостью набата:
«Есть Божий Суд, наперсники разврата...
Есть Божий Суд... Есть грозный Судия...»
И если даже нет на свете
Бога,
не потирайте руки слишком
бодро:
вас вицмундиры ваши не
спасут,—
придёт за всё когда-нибудь
расплата.
Есть Божий Суд, наперсники
разврата,
и суд поэта — это Божий суд! Евг. Евтушенко