Вопрос 608: 2 т. Рядом с нами на даче – сосед безбожник и хулитель, но у него всё растет хорошо и даже лучше нашего. И отец наш рассказывал, как они трудились надрывались, и какие хорошие урожая были у них. Они всегда Богу молились и дома, и на пашне. Но вот их раскулачили. Образовались колхозы, основанные на награбленном, на костях верующих и зажиточных. Никто лба не перекрестит, а урожаи у них стали еще лучше. Почему так происходит? Как будто Бог за них?
Ответ: Один из зажиточных в романе Шолохова «Поднятая
целина» выражает эту мысль так: «Скажи ты на милость, что бы они ни посадили,
будь эта власть трижды проклята, всё растет. Пашаничку нашу продают за границу и
катаются на антамабилях со стрижеными бабами.
Почему?»
Пс.72:1-22 – «Как благ Бог к Израилю, к
чистым сердцем! А я – едва не пошатнулись ноги мои, едва не поскользнулись
стопы мои, – я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых, ибо им нет
страданий до смерти их, и крепки силы их; на работе человеческой нет их, и с
прочими людьми не подвергаются ударам. Оттого гордость, как ожерелье, обложила
их, и дерзость, как наряд, одевает их; выкатились от жира глаза их, бродят
помыслы в сердце; над всем издеваются, злобно разглашают клевету, говорят
свысока; поднимают к небесам уста свои, и язык их расхаживает по земле. Потому
туда же обращается народ Его, и пьют воду полною чашею, и говорят: «как узнает
Бог? и есть ли ведение у Вышнего?» И вот, эти нечестивые благоденствуют в веке
сем, умножают богатство. [И я сказал:] так не напрасно
ли я очищал сердце мое и омывал в невинности руки мои, и подвергал себя ранам
всякий день и обличениям всякое утро? Но если бы я сказал: «буду рассуждать
так», – то я виновен был бы пред родом сынов Твоих. И
думал я, как бы уразуметь это, но это трудно было в глазах моих, доколе не
вошел я во святилище Божие и не уразумел конца их.
Так! на скользких путях поставил Ты их и низвергаешь их в пропасти. Как
нечаянно пришли они в разорение, исчезли, погибли от ужасов! Как сновидение по пробуждении, так Ты, Господи, пробудив их, уничтожишь мечты
их. Когда кипело сердце мое, и терзалась внутренность моя, тогда я был невежда
и не разумел; как скот был я пред Тобою». Чтобы уразуметь кажущуюся
несправедливость, псалмопевец должен был пойти в храм Божий и вникнуть в
историю своего государства, приводя на память путь святых мужей. Рассуждать
иначе, завидовать безумным, как он называет их – значит быть виновным не только
против Бога, но «перед родом сынов Твоих» – перед
всеми угодившими Богу. Этой несправедливостью со стороны Бога по отношению к
неверующим был подавлен разум многострадального Иова, и он бросает Богу упрек
за упреком в этой несправделивости. Иов.21:7-16
– «Почему беззаконные живут, достигают старости, да и силами крепки? Дети
их с ними перед лицем их, и внуки их перед глазами
их. Домы их безопасны от страха, и нет жезла Божия на
них. Вол их оплодотворяет и не извергает, корова их зачинает и не выкидывает.
Как стадо, выпускают они малюток своих, и дети их прыгают. Восклицают под голос
тимпана и цитры и веселятся при звуках свирели; проводят дни свои в счастьи и мгновенно нисходят в преисподнюю. А между тем они
говорят Богу: отойди от нас, не хотим мы знать путей Твоих!
Что Вседержитель, чтобы нам служить Ему? и что пользы прибегать к Нему? Видишь,
счастье их не от их рук. – Совет нечестивых будь далек
от меня!»
Ян Амос
Коменский, называемый отцом мировой педагогики делает подробный анализ об этих
нечестивых, мучения которых иногда начинаются уже на этой земле, как у Ирода и
Иуды, а у иных только за жизненной гранью, как у богача в притче о Лазаре. Бог
милосерд, Он ждет грешников, зовет их, ублажает урожаями земли. Деян.14:16-17
– «Который в прошедших родах попустил всем народам ходить своими путями,
хотя и не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями, подавая нам с неба
дожди и времена плодоносные и исполняя пищею и веселием сердца наши». Мф.5:45 – «Да
будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу
Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и
неправедных». Эта явная, вопиющая несправедливость со стороны Бога
рассматривается Иоанном Златоустом как наилучшее
доказательство того, что будет праведный суд Божий. И вот почему. Бог есть
справедливость, и у Него нет неправды, Он каждому воздает точно по его делам. 2Кор.5:10
– «Ибо всем нам должно явиться пред судилище
Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в
теле, доброе или худое». Но вот мы видим, что праведник умирает в
страданиях и великих недостатках, не имея хлеба насущного, а грешник упивается,
пиршествую каждый день блистательно (Лк.16:26). Если всё рассматривать
только в пределах до смертной черты, то справедливости на земле нет, это
подтвердит каждый. Повторим еще раз, что Бог есть справедливость, и это Его
свойство неизменно. Этот мир сотворен Им, и во вселенском масштабе всё
закончится знаком равенства, т.е. справедливости. Так
когда же она восторжествует? Ясно, что только в загробном мире, а это значит –
на Страшном Суде. Пс.36:1 – «Не ревнуй злодеям, не завидуй
делающим беззаконие».
Два родных брата – и всё у них одинаково, даже количество детей, но один верит в Бога, а другой не верит. Верующий брат каждое воскресенье ездит в храм Божий за шестьдесят километров, а воду в арыки пускают именно в этот день. Не нужно догадываться, какой будет урожай у каждого из них к осени. Безбожник посмеялся: «Доездился к своему Богу по воскресеньям, подсчитай, сколько ты потерял». – «Я знаю и вижу это, но кроме того я также знаю, что Бог будет подсчитывать в ином воскресении и иной урожай». Их дети дружат между собой. Сделав металлические крючки они подцепились к грузовой машине, но на повороте их выбросило под встречный транспорт, и вот теперь подсчитайте и посмотрите разницу между ними. Верующему это сообщили, как только он возвратился из церкви. Он сразу же пошел в морг, посмотрел и тут же помолился Богу о упокоении души отрока. Скорбящее сердце его не сказало ничего худого: «Бог дал, и Бог взял». В доме же неверующего был траур, и хозяина едва спасли от самоубийства. Он страшно постарел и запил, и всё время роптал на Бога, в Которого не верил. «Мой Алешка получал призы на математических олимпиадах, он подавал такие надежды. Ну почему он, а не у соседа пьяницы – этот воришка конопатый Ванька?» Прит.24:19 – «Не негодуй на злодеев и не завидуй нечестивым».