Вопрос 2079:
8 т. Прозрительность монахов приходит в момент пострижения или сей благодати они сподобляются уже в процессе подвижнической
жизни?
Ответ: Чужая душа – потёмки. Согласно житий это приходило, в основном, к ним после огромных трудов и
подвигов. Но это только исключительно
редко случалось. В большинстве своем они жили, не зная, что, где и как. Их
держали в жесточайшем послушании и ни шага в сторону. Мышление должно было быть
подавлено и вырезано. Главное - послушание настоятелю, авве,
старцу. Послушание самое несуразное, но
только бы оно было беспрекословное и полное, абсолютное и благодарное послушание. Нет той меры отшибленности
мозгов, которая выпестовывалась при этом безмозглом послушании. Нельзя было сравнивать данное
задание, указание, сходится ли оно с
Писанием. Это крамола выжигалась
епитимиями Пахомия,
страхами митрополита Ионы, карающего смертью за малейшее нарушение его воли. Если вам выставить в ряд
всё, что проистекало отсюда, от этого бездумного послушания, то тут уж не о
прозорливости говорить, а о том, чтобы совершенно не свихнуться. Их любой шулер, даже не демон, а просто
хитрый человеке обводил вокруг их монашеского пальца. Им никто не говорил этих слов: 2Кор.13:5 – «Испытывайте
самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте.
Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть». 1Тим.4:16 – «Вникай в себя и
в учение; занимайся сим постоянно: ибо,
так поступая, и себя спасёшь и слушающих тебя». Сир.37:8 – «Всякий
советник хвалит свой совет, но иной советует в свою пользу; от советника охраняй душу твою и наперед
узнай, что ему нужно; ибо, может быть, он будет советовать для самого
себя; может быть, он бросит на тебя
жребий и скажет тебе: «путь твой хорош»; а сам станет напротив тебя, чтобы
посмотреть, что случится с тобою».
Государственные и церковные перевороты зарождались в недрах
монашества очень часто. Принимали в этом участие и враги. Вот как это
происходило.
28 февраля, житие св.Протерия, стр. 490: «Пронырливый и лукавый Тимофей Элур, занимавшийся и волхвованием, следующим образом хитро обольстил египетских монахов, живших по монастырям или подвизавшихся в пустыне. В тёмную безлунную ночь Тимофей, одевшись в тёмную одежду, стал обходить кельи иноков, и каждого называл по имени. Когда иноки спрашивали его, кто он и чего ему нужно, он отвечал: «Я – один из Ангелов, послан от Бога, чтобы вы не имели общения с Протерием (патриархом) и не принимали бы постановлений Халкидонского собора. Епископом в Александрии вы должны поставить Тимофея Элура». Так хитрый льстец, при помощи демона, прельстил их. Иноки же, не поняв козней вражеских, приняли ложь за истину и рассказывали друг другу видение ангела, согласились... ослеплены были яростию против св. Протерия... Убили его... зубами впивались в его тело, и тело сожгли, а прах его развеяли по ветру».