Вопрос 1428: 5 т. Есть ли сегодня настоящее миссионерство где-либо? Меня интересует православное миссионерство, насколько оно эффективнее сектантского и католического и как этому научиться сегодня?
Ответ: МИССИЯ – ответственное задание, роль, поручение. МИССИОНЕР – духовное лицо, посылаемое церковью для распространения своей религии среди иноверцев; вообще человек, распространяющий среди других учение какой-нибудь религии, секты.
Вот что говорит о миссионерстве Библия. Мрк.16:15 – «И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари». Лк.4:18 – «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу». 1Кор.1:17 – «Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова». Рим.15:19-20 – «Силою знамений и чудес, силою Духа Божия, так что благовествование Христово распространено мною от Иерусалима и окрестности до Иллирика. Притом я старался благовествовать не там, где [уже] было известно имя Христово, дабы не созидать на чужом основании». Деян.8:4 – «Между тем рассеявшиеся ходили и благовествовали слово». 1Кор.9:22 – «Для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых». Мф.24:14 – «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец».
Апостол Павел едва заканчивал одно миссионерское путешествие, как уже командировка в другую страну. Рим.15:28 – «Исполнив это и верно доставив им сей плод [усердия], я отправлюсь через ваши [места] в Испанию». Чем он там занимался? Какие опасности ждали его в миссионерских трудах? Стремились ли они людей поставить в храмы или у крестов на горе? Или всё же несли весть о Распятом и Воскресшем? 1Кор.2:2 – «Ибо я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого».
Разве этих слов православные игумены и батюшки не читали? Почему же не делают сравнения с Писанием, чтобы во всем уподобляться Апостолам? Почему же так и бродят где-то по развалинам, где храм был, какая и какого века архитектура, где какая птичка цвенькнула на молитве рядом? Как малые юродивые дети ведут себя. И в вопросе миссионерства необходимо каждый шаг сверять с Писанием, чтобы и других этим путем спасительным вести. А если не по Писанию? Тогда по блевотине измышлений бродят, хотя бы наши самоиспеченные пирожки традиций и во рту прихоти таяли. 1Тим.4:16 – «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя». Можете читать годами сегодняшнюю периодику старообрядческую или новообрядческую патриаршую или зарубежную и ни шага, ни вздоха по миссионерству, чтобы точно по указаниям Духа Святого в Библии стремились поступать. Только бы им выдуманные маршруты к бывшей святыне, и там прикоснуться и впитать в себя. Здесь же в этом сквозит неприкрыто оязыченное, опоганенное лжеправославие. Ни порошинки нет по Писанию. Им бы только бы провозгласить кого-то, где теперь шатаются, как пьяные, святым пересвятым Пересветом, и «съесть» кусочек того мужества и вобрать это в себя. Язычество и шаманство под христианской оболочкой и в душистой приправе. Ис.19:14 – «Господь послал в него дух опьянения; и они ввели… в заблуждение во всех делах его, подобно тому, как пьяный бродит по блевотине своей».
Ничего не добавляя, воспроизведу из двух публикаций православных и из двух сектантских. И такое вот во всех их изданиях подобное напечатано. Перечитайте несколько раз все вышеуказанные места Священного Писания и сравните, у кого по Писанию, а у кого по традициям, по корням, по преданию и по привычке. Сначала два материала истинно православных.
«Село Восленка.
20 декабря 1999 г. по пути из с. Стародуб в Москву посетили с. Восленка Каширского р-на Московской обл. Местная жительница рассказала, что здесь была церковь во имя Святой Троицы. Ее закрыли в 1930 году, а сейчас на месте храма яма и поросший кустарник. Сохранился дом последнего настоятеля. Село Восленка живописно расположилось на берегах речки Восленка и протока Матвеевка в 29 верстах от Каширы. В этом селе храм существовал с XVI века. В 1910 году в селе открыли для крестьянских детей церковно-приходскую школу. Приход села состоял из нескольких деревень: Топканово, Маслово, Дубакино и Колзино.
В 2000 году на Рождество Христово впервые после долгих лет забвения молились под открытым небом на месте разрушенного Троицкого храма. Для небольшого noceлкa в несколько домов пришло много людей: человек 10-15. Отрадно, что людские души тянутся к Богу, соскучились по молитве. Во время молитвы была тишина, все внимательно слушали, не разговаривали и даже ветер стих. На 9-м часе запела птичка, а точнее пропела две-три нотки и всё – тихо. День был морозный, солнечный, но холода никто не чувствовал. От соборной молитвы и, очевидно, благодати, которая разлилась в этот Великий праздник, было тепло и радостно. После обедницы люди вспоминали, что храм был большой, пятиглавый, красивый. Вторая служба – это ночная Пасхальная. Народу собралось человек 25. Было праздничное настроение, люди стояли с зажженными свечами. Большая часть людей, хотя приезжают только на лето, всё равно хотели бы видеть возрождение храма, либо часовни: ведь корни их тут, в родном селе.
На Святую Троицу, престольный праздник, привезли Поклонный Крест и вычитали часы и обедницу, а потом читали Акафист Животворящей Троице. Людей пришло около 30-ти человек. На Успение Божией Матери мы молились у Поклонного Креста, который поставили сами жители в сени деревьев. Необыкновенное чувство благодати и радости!
Следующая поездка – на Введение во Храм Пресвятыя Богородицы. Народу заметно поубавилось, пришли несколько старушек с палочками. Но для нас и это радость, что они не забывают, приходят ко Кресту помолиться, кто как может. Молитва, теплые встречи с людьми и природа – всё это согревает души человеческие. Большая духовная радость от таких поездок, несмотря на трудности и искушения.
В селе Восленка Каширского уезда 29 октября 1904г. родилась
Прасковья Емельяновна,–схимонахиня Даниила, старейшая прихожанка Свято-Данилова
монастыря. Ее семья помогала даниловцам в трудные 20-е годы, а в 30-х годах у
них скрывался архиепископ Феодор, настоятель Данилова монастыря, а также
о.Серафим, о. Тихон, о. Стефан, о. Димитрий и о. Игнатий. В 1942 году
Прасковью Емельяновну арестовали и осудили на 5 лет, скончалась она в
95-летнем возрасте 25 октября 1999 года. Ее мать тоже была пострижена в
монахини с именем Мария. 24 ноября 2002г. иеромонах Амвросий, настоятель храма
в с. Стародуб, совершил освящение Поклонного Креста. Шарапанова Нина, член
общины». (Берсеневские страницы №5-2002. Издание приходской общины храма
святителя Николы на Берсеневке г.Москвы. 109072 М. Берсеневская набережная,
18-22, т.:959-08-62
«ПОЕЗДКА В КИРЖАЧ
30 августа группа прихожан с о.Кириллом побывала на древней Владимирской земле. По пути остановились в Анискине у церкви Рождества Божией Матери. В этом храме находится редчайшая икона XIV века – явление Божией Матери преподобному Сергию. Нужно отметить еще и замечательный иконостас в древнем русском стиле, и гостеприимство служащих в храме.
Запомнилась деревня Храпки, дом нашего прихожанина Игоря Ковалева, который батюшка освятил, и вечерня в деревне на месте разрушенной часовни в честь Покрова Божией Матери. Через много лет здесь зазвучала молитва под открытым небом. Какая-то птичка, не умолкая, пела всю службу! На «Господи воззвах...» воскурили ладан и дымом благоухания наполнилось место нашей покаянной молитвы ко Господу за наших предков, порушивших часовню. Необычайное чувство благодарности Господу испытывает сердце в этот момент за возможность помолиться на этом месте! Дача Игоря Ковалева – небольшой деревенский домик, обшитый внутри деревом, на полу везде ковры. Очень уютно, по-домашнему. Но самое большое укрепление – это радушие хозяйки Анны – его матери. После освящения сели за стол, уставленный яствами и украшенный нашими сестрами Иулией и Тамарой, трудившимися с раннего утра. Пришла соседка Игоря старушка Анна. Она принесла нам пироги, испеченные в русской печи. Пирожки таяли во рту. Рассказала нам простыми бесхитростными словами о жизни деревни на Владимирщине. О том, как брошена техника, поля не засеиваются, скотины осталось немного, мужики пьют, молодежь тоже спивается самогоном. Встали из-за стола, помолились и пошли в лес. Панорамы, замечательные виды, облака, небо далеко видно. Замечательный сосновый бор. Лес напоминает парк – мягкая стелющаяся трава, как большой зеленый ковер, нигде не видно сухого валежника. Чисто, тихо. Сели на бревнышко, почитали Священное Писание. Вечером нас ожидало приятное – русская баня. Утром рано проснулись – и по машинам. Поехали в Благовещенский Киржачский женский монастырь по приглашению настоятельницы матушки Марии. По дороге Исусова молитва за полунощницу. На службу попали к 6-му часу. Молча разошлись в разные стороны: сестры налево, братья направо. В конце литургии священник – о. Геннадий – произнес глубокую проповедь патриотического направления о детях. Мы были приятно удивлены, узнав из проповеди, что сегодня тезоименитство св. прав. Иоанна Кронштадтского (а мы в подарок матушке привезли его портрет). В монастыре нас хорошо встретили – везде были званые гости. По окончании Литургии пошли к обрыву берега реки Киржач, увидели чудесную панораму. Фотографировались. Настоятельница с большим вниманием встретила батюшку и нас. Приставила к нам послушницу – секретаря Иулию.
Тихим повествовательным голосом с большой любовью к сему святому месту, матушке Марии, сестрам, которым пришлось положить немало трудов на восстановление храмов, начала свой рассказ Иулия. В истории жизни обители обнаружилось много общего с Берсеневкой – XIV век, захоронение останков братии монастыря с 8-конечным большим деревянным крестом, высокая колокольня, даже своды подвального помещения под храмом одинаковые, труды, тяга к духовной жизни, общность взглядов на иконопись, русское благочестие, на те или иные события, проблемы, отказ от ИНН.
Родственность душ чувствовалась во всем. Монастырь XIV века, его основал преп. Сергий Радонежский. Удивительно, что небольшой состав монахинь восстанавливает монастырь. Эта светлая благодать разливается на всех. Сколько же было трудов, слез и молитв! Монастырь представляет собой очень интересный архитектурный ансамбль. В храме «Всех святых Божиих» – XIX века – находился в советское время хлебозавод. Внутри очень сильно обезображен. Больше всего понравился храм Всемилостивого Спаса, где находятся мощи преп. Романа Киржачского, ученика преп. Сергия. После трапезы нас привели в этот храм приложиться к мощам преп. Романа. Мы пропели знаменным распевом величание и, подходя парами с земным поклоном, приложились к святым мощам. Затем нас повели на колокольню. Колокольня высокая – 56 метров. Наверху был сильный ветер. Посмотрели с высоты на панораму города. В Киржаче еще два храма есть. Недавно в монастыре обнаружили основание часовни и колодца, сооруженного преп. Сергием. На этом месте сейчас восстанавливают часовню и колодец. А храм преп. Сергия, который был наверху, – разрушен, на этом месте установлен поклонный крест и неугасимая лампадка. Большое впечатление произвел на нас иконостас в храме Благовещения.
Затем чай в гостьевой с матушкой, расставание. О. Кирилл дарит на прощание свою лестовку матушке Марии, а Антонина такую же лестовку – послушнице Иулии.
Прощаемся с монастырем. Сели в машины. Нас провожали двое –настоятельница монахиня Мария и послушница Иулия. У обеих в руках лестовки, такие же, как и те, по которым когда-то молились преп. Сергий и преп. Роман. (Они явились той невидимой нитью, которая соединила нас во времени Господнем с XIV веком!) Матушки стояли рядом на фоне высоких въездных ворот монастыря и ждали нашего отъезда. Не хотелось расставаться с ними. Помоги им Господи и Матерь Божия в их трудах и молитвенных подвигах. Слава Богу за всё». (Берсеневские страницы №10-2001 о. Кирилла Сахарова).
Нужно сравнивать с тем, что говорит Библия и насколько похоже то, что читаем у каждого, что они сами о себе пишут. Ведь это же не враги их про них наводят такую уничтожительную критику.
А теперь заглянем в сектантские журналы объемом по 50 стр., и такое из года в год у них печатают и на весь журнал и на каждый месяц. Читаешь и дух захватывает – как будто с Апостолом Павлом побываешь. Скажут сразу: «так они же еретики, сектанты»… Тогда тем величественнее всё это выглядит, что если сектанты так стремятся миссионерством заниматься, то с нас-то будет спрос построже, чем с них. И не будут ли они на Суде Божием судьями нам? Лк.11:31 – «Царица южная восстанет на суд с людьми рода сего и осудит их, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона».
«В опасностях на реках»
«Благовествуйте со дня на день спасение Его! Возвещайте в народах славу Его, во всех племенах чудеса Его!» – Пс. 95:2-3. Внимая Слову Господнему, снова и снова возвещается спасение народам, живущим на Таймырском полуострове, – сообщает благовестник, четыре года подвизающийся в этом северном крае.
Весной 1999 года из-за резкого таяния снегов уровень воды в реке Енисее поднялся на 23 метра! Паводок был грозный. Людей выселяли. В поселке Левинские Пески дома скрылись под водой по крышу. Сотрудники из Министерства по чрезвычайным ситуациям собирали пострадавших с крыш домов на вертолетах.
Радостно было услышать, что уверовавшая женщина, узнав о приближающемся паводке, прежде всего вынесла и спрятала Библию. Ее жилище пострадало меньше всего. А в дом торговца спиртным льдина ударила так, что расколола дом, и вода унесла его, как щепку. За две недели до бедствия группа тружеников благовествовала спасение в Левинских Песках, стараясь каждому донести весть, что Господь не хочет смерти грешников.
Поселок Караул тоже пострадал от наводнения. В нем живет недавно уверовавший брат (у него нет ни рук, ни ног – отморозил). Отчаявшись, он решил покончить с жизнью (отравился). Но жители отправили его в Дудинскую больницу, а там каждый понедельник проводится евангелизационное служение. Он был прилежным слушателем и обратился к Господу. Стихийное бедствие приблизилось к его дому (дом ближе всех расположен к реке), но Господь защитил Свое дитя: лёд остановился в 50 сантиметрах от крыльца его дома! Вода не подняла даже пол! Этим чудом Господь укрепил веру брата, и осенью 1999 года он принял крещение.
Мы благовествуем без перерыва весь год, несмотря на непогоду и бездорожье. Лето 1999 года было благословенным. Свидетельствуя о Господе, мы (четверо братьев) побывали в 20 поселках (в прежние годы посещали только 8-9). На одно- и двухмоторной лодках мы прошли вдоль рек от Норильска до Хатанги. Это 1100 километров в один конец. Из них два километра и 200 метров тянули груженые лодки (в одной 500 кг. топлива и литература, в другой 900 кг. груза) волоком по суше 18 часов без отдыха и сна. Донимали комары.
Отправляясь на служение, мы понимали, что благовестие будет сложным. Мы не раз проходили эти места, знаем своенравный характер рек и озер, знаем, что такое технические неполадки в дороге и другие непредвиденные трудности. Братья и сестры нашей церкви постились о нас, сменяя друг друга, 45 дней, потому что тоже понимали, что евангелизационное служение немыслимо без усердных молитв и постов.
Войдя в озеро Пясино, мы удивились его спокойствию, что бывает весьма редко. «Значит, впереди нас ждет что-то опасное», – подумали мы. И не ошиблись: лёд еще не сошел (4 июля)! Трудно поверить, но еще трудней преодолеть ледяное поле. Лед толстый, ломать тяжело. Полтора километра пробирались сквозь льды. Вода, конечно, холодная. Костюмы мокрые тепло, разумеется, не держат. Ждали несколько дней, пока сойдет лёд, а когда тронулись в путь, попали в сильный шторм. Страшно бушевало «житейское» море, внутри всё замирало. Лодки не могли подняться на волну. Много встречалось водяных ям, но никто из нашей группы не знал, как их обходить. Мы старались держаться вместе, но не получалось. Налетевшая огромная волна разлучила нас, и мы потеряли друг друга из виду.
Пробовали пристать к берегу, чтобы отдохнуть от шторма, но накатная волна была невероятно сильна, и мы оставили эту попытку, боясь, что лодку разобьет о крутой берег.
Тревожились: где же наши братья? Наконец заметили: их лодка то вынырнет, то исчезнет в волнах. Оказалось, что на их лодке залило двигатель, а шторм разыгрался страшной силы.
Захлестнуло водой и у нас один двигатель. Не знали, что предпринять: спасать бедствующих братьев или самим спасаться? Спасать! – такое было побуждение в духе. Развернулись и пошли к ним навстречу. Несколько раз бросали им веревку, чтобы зацепить и тащить на буксире. Но тут залило водой наш второй двигатель. Весла на лодке разбило в щепу, грести нечем, да и бесполезно в такую стихию. Мы понимали, что враг душ человеческих желает погубить нас в буйных волнах, но милость Божья превыше его происков: нас прибило к берегу. Наша лодка была залита водой больше чем наполовину. Если бы не Господь, еще немного – и она затонула бы.
5 часов утра. Мы выходили на берег по холодной воде выше пояса. До рыбацкой точки – километров шесть. Бросить лодки нельзя – разобьют волны, а вытащить на берег – нет сил. Почти два часа мы тащили их вдоль берега. От холода сводило судорогой ноги. В душу вкрадывалось отчаяние... И тут мы заметили в стороне маленький приток. Вода в нем спокойная. Штиль. Зашли туда, как в тихую гавань. Откачали из лодок воду. Завели двигатели и обессилевшие приплыли на рыбацкую точку.
Первой встретила нас женщина с ружьем: поди знай, кто в такую рань плавает...
«А-а! Это свои! – узнала она. – Проходите, проходите! Я вам баню истопила!»
Удивительное дело. Разве она знала, что мы прибудем?! Баня! – это то, что нам было нужно! Продрогшие, промокшие, растроганные такой неожиданной заботой, мы отогрелись, поблагодарили Бога, побеседовали и, подкрепившись, тронулись в путь.
Дорога была сложной, реку продолжало штормить, а в шторм, как известно, топлива расходуется в полтора раза больше. Прибыв в поселок Усть-Авам, мы узнали, что бочка бензина в поселке стоит полторы тысячи рублей. Если не купить, то проехать с благовестием дальше не сможем, а деньги на исходе. Господь побудил взять бензин в долг у капитана катера. Он согласился, чтобы мы с ним рассчитались, когда приедем домой. Мы поблагодарили Бога, что запаслись топливом на дальнейший путь.
В Усть-Аваме живут в основном нганасаны. Слушать Слово Божье они не расположены, на богослужения не приходят. Поэтому мы ходили по квартирам, общались с людьми лично. Благовествуя в поселках, мы всегда пребываем в посте. Зашли с братом в дом на окраине поселка. Женщина сразу стала накрывать стол.
– Мы кушать не будем. Постимся.
– А мы будем! – поставив на стол спиртное, властно сказала хозяйка. Потом, спохватившись, добавила: – Перво-наперво мы должны покормить печку!
Понятно, что женщина шаманила. – Вылейте лучше на улицу, – доброжелательно посоветовал я, не желая, чтобы совершалось это идолослужение.
– О, правильно! Сейчас два часа дня, как раз нужно тундру покормить! – деловито засуетилась женщина.
Насколько осторожно нужно вести себя благовестникам: знать, когда и что можно сказать. Для них поклонение тундре, оказывается, лучше, чем печке...
Прошли по домам в поселке, приглашая на богослужение, но пришли только дети, подростки и молодежь, а также те жители, которые каялись в предыдущие годы нашего благовестия. Нужно жить среди этих людей и, возможно, не один год, пока в их душах созреет истинное Богоискание и, внимая Слову Божьему, наставлениям, они утвердятся в вере.
Далее благовествовали в поселках Хатангского района, где люди оставлены на выживание. Рыба там никому не нужна, а другие продукты приобрести сложно.
«Почему в Волочанку ваши проповедники переехали жить, а к нам нет? Потому что там жизнь лучше?!» – спрашивали нас жители с некоторым упреком.
«В Сындасско хуже, чем у вас, но проповедник там живет...»
«Да, живет! Но мы хотим, чтоб и у нас жили...»
Как расположены люди слушать Слово Божье в этом поселке! А мы можем посетить их раз в год, потому что таких поселков у нас 30!
Следуя дальше, мы впервые посетили удивительный поселок Хета, два жителя которого ограбили банк. Для себя они ничего не оставили, а все деньги раздали людям. Началось расследование: все знают, кто ограбил, но никто не выдает. Заступаются: «Они нас от голодной смерти спасли!» Воров поймали, но не судили.
Жители с большой жаждой слушали спасительное слово. Дети переписывали и разучивали гимны и пели на богослужениях, молились. Родители приносили и приводили детей для того, чтобы помолились над ними, и Бог благословил их. Когда мы уезжали, они утром пришли провожать и на прощание спели христианский псалом. Жизнь в поселке больше чем трудная. Сгорела дизельная электростанция. В домах – холод, а семьи – многодетные. Жители просили приезжать с проповедью Евангелия еще.
В поселках, расположенных вдоль рек, дома стараются строить на возвышении, чтобы не достиг паводок. Подниматься 15–20 метров по крутому берегу с тяжелым грузом весьма обременительно. Мы брали с собой необходимое, а остальной груз оставляли в лесу.
Возвращаясь с благовестия возле поселка Катырык, мы зашли в лес за своим багажом, а наши вещи оказались раздавлеными, разбросанными, разорванными. Пластмассовая 5-литровая канистра с бензином смята, бензин вытек. Ящик с запчастями разбросан. По-видимому, побывала здесь росомаха или похозяйничал бурый медведь. Мы поблагодарили Бога, что пришли в лес позднее хищников. Можно представить, что произошло, если бы мы встретились с ними лично...
В поселке Усть-Порт мэр выгонял и вообще не давал проповедовать, но мы продолжали служение. Перед уездом в поселке загорелся Дом культуры и квартира, где мы остановились. Квартиру затушили ведром воды, а Дом культуры общими усилиями потушить не смогли.
С помощью Господа, при молитвенном содействии детей Божьих наших общин и всего братства, мы, при наших малых силах, смогли, как я уже говорил, побывать с проповедью Евангелия в 20 поселках, за что весьма благодарны Господу.
В общинах нашего братства на Таймыре 84 члена церкви, 10 из них приняли крещение в 1999 году.
О. ЛЮБИЧ («Вестник Истины». Духовно-назидательный журнал Союза церквей ЕХБ №2-2000 стр.32-40)
«Воистину есть Бог!
После благословенного общения благовестников в г. Дедовске (14–15 января 2000 года) мне предложили посетить церкви и группы детей Божьих в отдаленных селениях Эвенкии. С братом, который ехал в Туру к семье, к месту своего служения, и с двумя молодыми братьями, направляющимися для длительного труда на ниве Господней в этих местах, мы ехали поездом сначала до Красноярска. В тишине, в совместных молитвах и беседах о Слове Божьем быстро пролетело трое суток. Господь подготавливал нас к предстоящим испытаниям и трудностям.
Радостной, но очень короткой была встреча со служителем Красноярской церкви. Побывали на богослужении. Участвовали в служении словом. Нам необходимо было приобрести билеты на самолет в Туру. Но все билеты были проданы на 15 дней вперед, а самолет совершает рейс только два раза в неделю. Господь положил на сердце побыть в посте и молитве об этой нужде. Провели день в смирении перед Богом и, получив подкрепление, в уповании начали действовать: просили администрацию авиакомпании дать дополнительный рейс на Туру. Сначала нас и слушать не хотели. Мы продолжали молиться и дошли до заместителя генерального директора. «Мы верующие люди, – объяснили ему, – и молились Богу, чтобы дали дополнительный рейс».
«Рейс назначить не могу, потому что в Туре нет топлива на обратный полет», – беспомощно развел он руками. Желая убедить нас, что мы просим невозможного, он набрал номер телефона Туринского авиапредприятия. На звонок ответили сразу. «Можете ли вы заправить самолет дополнительного рейса?» – осведомился он. И, не веря своим ушам, получил положительный ответ. Удивленный и радостный, он поспешно объявил о подготовке дополнительного рейса. Мы подарили ему Евангелие, поблагодарили за заботу и пошли в кассу покупать билеты на полученный от Господа рейс. Для пассажиров, находящихся в аэропорту, это было хорошим свидетельством о силе Божьей.
В Туре нас встречали братья. Холод, мороз. Деревья, покрытые огромным слоем колючего инея, стоят как неживые.
Очень радостно разделять общение с теми, в ком пламенеет Дух Божий, чье сердце горит любовью к погибающим, кто готов и в тяжелых северных условиях трудиться на ниве Господней!
Спустя четыре дня мы поехали на машине в поселок Тутончаны (460 км от Туры) посетить живущего там брата с семьей и, по возможности, рассказать о Боге тем, которых Господь пошлет нам навстречу. Сообщение с поселком зимой только по воздуху, летом – по реке. В связи с нехваткой топлива, вертолеты летают очень редко. Туринская церковь продолжительное время молилась Господу, чтобы в это селение пробили по реке дорогу (зимник). Господь ответил на их просьбу.
По такой дороге мы и отправились на машине УАЗ. За ночь преодолели около 300 км. Когда стало рассветать, впереди увидели поднимающийся туман. Местные братья определили, что подъезжаем к наледи, которая образуется в местах слияния рек в одно русло. Обычно основное русло реки замерзает раньше, а вода впадающей реки растекается сверху по уже образовавшемуся льду. И если течение впадающей реки сильное, то образуются полыньи с очень тонким ледяным покровом. Даже в самые сильные морозы в таких местах вода не замерзает вовсе. Вот перед таким препятствием мы и оказались. Пришлось оставлять нагретую мотором машину и ломом проверять толщину льда.
Сильный мороз. Ветер гонит по наледи острые, как стеклышки, снежинки. Стоять на месте опасно: в машине могут перемерзнуть мосты, даже работающий двигатель на глазах теряет температуру. В машине все покрылось инеем, стало невыносимо холодно. Мы постоянно находились в движении и держали двигатель под нагрузкой. Объехать полынью на УАЗике не было никакой возможности: вокруг – снег высотой более метра.
Потихоньку пробиваясь по наледи, мы шли на явный риск. Постоянно молились Господу, чтобы помог и сохранил. Вдруг раздался треск, и машина двумя колесами провалилась под лед, но не очень глубоко. Попытались выбраться. По пояс проваливаясь в снег, рубили ветки на берегу и подкладывали под колеса. Толкали что есть сил, но все было безуспешно. Находиться на морозном ветру становилось трудней. Зимнюю обувь промочили насквозь. У одного брата побелел нос. Отослали его в машину, и снова молились, обращаясь к Богу всемогущему. Сделали еще одну попытку, и наша машина выехала на поверхность льда.
Никто не хотел допускать мысль вернуться назад. Пытаясь нащупать дорогу, осторожно ездили в разных направлениях. Вдруг снова раздался треск, и машина погрузилась в воду всеми колесами. Здесь уже веток не подложишь и не станешь в воду при таком свирепом морозе. В сердце и на устах мольба: «Господи, помоги!» Движением автомобиля вперед–назад стали разбивать лед и расширять полынью. Были моменты, когда казалось, что мотор вот-вот заглохнет и мы уже не сможем выбраться. Но Господь явил чудо: после очередного раскачивания по полынье машина с разгону выскочила на лед четырьмя колесами! Было такое впечатление, как будто кто-то снизу подбросил ее почти на полметра! Поблагодарили Господа за милость.
Чем дальше мы продвигались по наледи, тем тоньше становился лед. В одном месте лед затрещал у меня под ногами, и я, не успев даже испугаться, оказался по пояс в ледяной воде. Братья поспешили на помощь, но я выбрался сам и спрятался от мороза и ветра в машине. Снял промокшую одежду и надел ту, что оставалась в запасе. Преодолеть полынью не оставалось никакой надежды. Выбравшись машиной на более твердый пятачок льда, мы стали кружиться на одном месте, ожидая помощи от Господа. День уже клонился к вечеру. Отправляясь в путь, мы читали из Писания, как Господь понудил учеников Своих отправиться на лодке на другую сторону (Марк. 6:45). Мы поняли, что Христос, вопреки желанию учеников, заставил их отправиться в море, чтобы явить чудеса и научить доверять Ему. Господь и нас иногда побуждает идти туда, где можно рассчитывать только на Его помощь, чтобы прославилось Его великое имя.
Продолжали молиться, прося Господа вывести из трудных обстоятельств. Неожиданно вдалеке засветились огни большой машины. Не доезжая до начала наледи, она свернула в сторону и по снежным заносам пыталась объехать опасный участок. Снег был глубок, и машина повернула в нашу сторону. Проехав с километр, на всем ходу машина провалилась в полынью, откуда без посторонней помощи ей не выбраться. Мы продолжали кружиться на одном месте, ожидая, когда Господь явит нам Свою помощь.
Внезапно спустило переднее колесо. Пришлось, невзирая на холод, ремонтировать. Резина не выдерживает мороза, и баллоны разрываются изнутри. Пришлось вставить камеру в «рубашку» и таким образом забортировать колесо. Только закончили эту работу, видим, еще два «Урала» едут в нашем направлении. Свернув по следу первой машины, оказавшейся в ледяном плену, они занялись ее освобождением. Мы, хотя и с трудностями, но решили по их колее приблизиться к ним. И здесь Господь явил Свое чудо. Выезжали из наледей без предварительной разведки. Лед трещал, но мы выехали. Поблагодарили за благополучный исход и помолились за людей в машине, попавших в полынью. С большим трудом они вытащили ее и стали пробиваться через снег в объезд наледи.
Мы попросили взять нас на буксир. Они смотрели на нас, как на безумцев, но все же не отказали провести через трудный участок. Первая машина пробивала колею в снегу, а вторая на толстом стальном тросе тащила нас почти волоком по глубокой колее. Выбравшись на хорошую дорогу, мы поблагодарили Господа и водителей. Они предупредили, что впереди есть еще участок с наледями. Но, ободренные помощью Господа, мы без сомнения отправились дальше. Были еще нелегкие участки, но их преодолели без особых трудностей.
К Тутончанам подъехали ночью. Сто километров за целый день! Не зря братья говорят, что северный отсчет времени другой. Радостной была встреча с братом, трудящимся здесь, и его семьей.
Для жителей поселка появление УАЗика стало невероятным событием. Один из них сказал: «Воистину есть Бог! На таких машинах никто сюда еще не приезжал!»
День провели в общении и беседах, а вечером состоялось евангелизационное собрание. Во второй день на собрание пришло много подростков. Провели с ними беседу об избрании жизненного пути: как хорошо, когда в начале жизни человек делает правильный выбор и твердо встает на истинный путь служения Богу!
На следующий день помолились и выехали в Туру. «Уралы» пробили вокруг наледей хорошую объездную колею, и мы проехали эту часть трудной дороги без посторонней помощи.
По пути заехали в поселок Учами. Хотя была ночь, мы встретили нескольких жителей и засвидетельствовали им о Боге, подарили Слово Божье. В Туру вернулись к вечеру следующего дня. Благодарили Бога, свидетельствовали поместной церкви о всех Его милостях.
С проповедью Евангелия посетили поселок Нидым (25 км от Туры). Разделились по два человека и обходили дома, приглашая людей на богослужение. Кто соглашался, кто отказывался. Люди порабощены пьянством, развратом и другими пороками.
Собрание назначили в местной больнице. Поскольку электричество в поселке дают по часам, богослужение пришлось проводить при свечке. Пришли в основном дети и несколько взрослых. Дети, начиная с пятилетнего возраста, ругаются скверными словами. Успокоить их было невозможно: прыгают, бегают, кричат. Одни выходят, другие заходят. Не слушают. Пришел пьяный эвенк. Одет в спортивный костюм, а на улице -40° С. Кричал, ругался, хлопал дверью, учинил драку. Когда его избили неверующие, он схватил кушетку, стоявшую в коридоре, и начал бить по стенам.
Возвращались в Туру с печалью. Одно успокаивало, что и это свидетельство не напрасно, что и за таких людей Христос пострадал и также желает их спасти.
Второе посещение этого поселка было успешным. Люди пришли трезвые, слушали Слово Божье, задавали вопросы. Господь отвечал на наши молитвы, хотя сатана строил свои козни: когда закончилось служение и мы вышли на улицу, то увидели, что с машины, на которой мы приехали, оторваны номера спереди и сзади, разбиты зеркало заднего вида и фонарь.
По дороге спустило колесо, а запасного не было. Пришлось ехать на спущенном. Потом оторвался карданный вал. Неподалеку от Туры пропал свет в машине. В общем, кое-как добрались до места и два дня ремонтировали машину.
6 марта поехали в поселок Кислокан (300 жителей), куда примерно полгода назад переехал для служения брат с семьей. Местные жители, эвенки, подозрительно и недоверчиво отнеслись к ним. Сначала о них ходили различные слухи. Господь помог устроиться на работу брату – сварщиком в совхоз, а жене – в школу учителем географии. С первых дней пребывания в селении они открыто возвещают о Боге. Проводят служения у себя дома. По милости Божьей две души обратились к Господу с покаянием. Постоянно посещают богослужения взрослые и дети.
Мы познакомились с пожилой эвенкой, которая живет одна в дремучей тайге. Чум ее стоит на другой стороне реки, примерно в трех километрах от поселка. «Вы не боитесь диких зверей: медведей, волков?» – спросили мы. «Когда мне страшно, я молюсь Богу», – ответила старушка. Сердце этой 80-летней эвенки потянулось к теплу Божьей любви, которую она почувствовала, встречаясь с детьми Божьими. На каждое собрание она без опоздания приходит пешком. С большим вниманием слушает Слово Божье, любит простое христианское пение. Очень хочется, чтобы и для нее, не умеющей ни читать, ни писать, открылась спасающая истина Божья.
В Кислокане мы провели два евангелизационных служения. Господь благословил нас. И снова по зимней дороге с немалыми трудностями возвратились в Туру.
15 марта, побуждаемые Господом, отправились в поселок Ванавару. Выехали из Туры вечером на машине УАЗ по зимнику. Дороги, пробитые по рекам, из-за раннего потепления очень опасны, но мы надеялись на Господа. Путь пролегал через поселок Кислокан, к которому мы добрались к утру по льду замерзшей реки.
Следующий участок пути был более трудным. Дорога с зимника сворачивала на берег и шла по профилю, пробитому среди тайги. Мы то взбирались на гору, то спускались в лощины. Деревья, сплошным забором выстроившись по обе стороны, делали дорогу узкой, а видимость ограниченной. Зимний пейзаж однообразен и суров. В машине нас четверо. Господь объединил нас в желании нести погибающим благую весть. В дороге особенно часто мы пели гимн: «Пустыней греховной земной...» Дорога пустынная. На протяжении двухсот километров не встретили ни одной машины.
Подъехали к реке. Лёд на ней проломлен какой-то тяжелой машиной. Объехать нельзя – кругом снег выше метра и – сплошная тайга. Нужно въезжать в воду, на поверхности которой плавают большие куски льда. Боимся, что нашу машину затопит. Помолились Богу и пошли мерить глубину. Примерно сантиметров 60–70. Осторожно начали спускаться. Внутренне продолжали просить Господа о помощи. Несколько метров преодолели, но гонимый бампером лед нагромождался перед машиной и не давал двигаться вперед. Ничего не оставалось делать, как лезть в воду и освобождать путь от льда. Четыре раза разбирали ледяные завалы. Конечно, ноги промочили. Мороз. Поблагодарили Бога, что преодолели препятствие. Как могли, просушили обувь, отогрелись и продолжили начатый путь.
К вечеру дорога привела нас в поселок Стрелка-Чуня, где благовествовали друзья из Ванавары. Встреча с братьями и сестрами была радостной. Мы присоединились к их служению в этот и в следующий день. Присутствовали в основном дети и подростки. Господь отметил это служение печатью Своего благословения: застенчивая девочка-эвенка лет 13–14 подошла к сестре и попросила уделить ей время для беседы. Сестра, увидев ее переживание, предложила помолиться Богу. Преклонив колени, девочка попросила у Бога прощение за свои грехи. Не пожелала уйти без прощения и заведующая медпунктом, где проводилось служение.
Поздно вечером мы совершили вечерю Господню: какое счастье сознавать чудное соединение с нашим Спасителем и со всеми спасенными! Утром следующего дня отправились, теперь уже на двух УАЗиках, в Ванавару. По Божьей милости и при содействии Его благодеющей руки 18 марта в ранний утренний час мы приехали на место. В отличие от других мест сразу заметно, что поселок благоустроен.
Остановились в доме брата, где проводятся богослужения. Для Ванаварской церкви приезд братьев – событие: каждый вечер проходили служения.
Церковь нашего братства в п. Тура несет ответственность за дело Божье в факториях, где есть верующие. Сейчас в Эвенкии 55 членов церкви. Летом 1999 года 5 человек приняли крещение, из них 4 сестры – эвенки. В поселках трудятся 6 семей, переехавших из Центральной России. Сообщение между поселками очень плохое. В Туре постоянно проводится благовестие в тубдиспансере, в общежитии училища. Один день в неделю работает выносная христианская библиотека.
В жизни братьев и сестер немало бытовых трудностей. Всего на 2–4 часа в сутки подается электроэнергия (в некоторые дома вообще не подают). Печей в домах нет, газа тоже. Радостно наблюдать, что дети Божьи переносят эти трудности без уныния и отчаяния, и в таких суровых условиях усердно трудятся на ниве Божьей».
Я. СКОРНЯКОВ
«Свердловская область
Бог называет нас Своими детьми и по свидетельству Апостола Павла «...воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе» (Еф. 2:6) Но пока Ангел не вострубил, мы призваны совершать дело Божье на земле, возвещая Его Слово. Возвещать и радоваться, что имена наши написаны на небесах, имена недостойных грешников, некогда негодных, а теперь спасенных – это великое чудо Божье! Эта истина становится особенно близкой во время евангелизационных собраний. Общаясь с неверующими, нам дороже становятся духовные ценности и отвратительней мирские заботы.
В июле этого года прошло благовестив по Нижнесергинскому району. Совершать его помогали дети Божьи из Михайловской общины. Охватили два города Нижние Серги и Михайловск, а также близлежащие поселки и деревни. Расклеивали объявления, но заметили, их мало кто читает или вовсе срывают. До усталости ходили по домам, квартирам, приглашая на евангелизационные собрания. Слово воспринималось с большим интересом В трех местах после благовестия будут проходить постоянные служения по изучению Слова Божьего. Не обошлось и без противодействия, были встречи с представителями власти, но Бог дал мудрость и силу свыше. Слава Ему! Провели около 20 богослужений.
Очень часто слушатели задавали вопрос: «Вы действительно такие в жизни, как говорите, или вас попросили за деньги к нам приехать?» Сегодня люди слушают слова, а смотрят на жизнь проповедников, так ли они живут, как учат? И когда убедятся, что их не обманывают, начинают верить слову свидетельства.
В этом году в Свердловской области прошли детские христианские лагеря отдельно для мальчиков и девочек, что принесло благословенные результаты. С трудностями идет строительство молитвенного дома в Екатеринбурге, но и здесь все упование – на Господа и Его помощь. В работе с молодежью Господь дарует добрые плоды: постоянными стали ночные молитвенные бдения. Это положительно сказывается на духовном состоянии как молодых христиан, так и всей церкви.
Алтайский край
Время, неумолимо отсчитывая минуты и часы, несет нас к завершению земной истории. Для любящих Господа становится всё яснее, что близок всему конец. Всё отчетливей видны признаки последнего времени. Одним из них является то, что люди не принимают здравого учения и по своим прихотям избирают себе учителей, кооторые льстят их слуху (2 Тим. 4:3). Почему люди отвращают слух от истины? Лучший ответ дает Библия: потому что «...они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи» (2 Фес. 2:10-11). В том, что народ верит басням, виновен не Бог. Кто отвергает предложенную ему с любовью истину, тот ставит себя в весьма опасное положение: он остается вне истины и погружается в царство лжи. Бессмертная душа такого человека обречена на бесплодные поиски смысла жизни, на блуждание по бесконечным перепутьям лживой философии. Она становится легкой добычей разного рода «учителей», слепых путеводителей, озабоченных только приобретением последователей. Они сами идут дорогой в погибель и увлекают за собой неутвержденные души.
Такие мысли были у членов группы благовестия, совершавших служение минувшим летом 2000 года в селе Асямовке Бурлинского района Алтайского края. Шесть дней (с 4 по 9 июля) стояла там евангелизационная палатка, однако послушать проповедь о Спасителе мира – Иисусе Христе – приходило человек 15–20. Слушали настороженно, с какой-то опаской, на вопросы отвечали односложно, – трудно было найти с ними хоть какой-то контакт. Дети вели себя более свободно: охотно брали книги в христианской библиотеке, слушали библейские истории и рассказы о жизни верующих, участвовали в детских служениях.
Удивителен наш Господь! Его долготерпение и любовь к людям никогда не перестанут изумлять и радовать. Как долго Он трудится над строптивыми грешниками! Люди сопротивляются, отворачиваются от Бога и даже бегут от Него, а Он нежно зовет вновь и вновь. Как хотелось, чтобы грешники не пренебрегли Божьей любовью. Одна женщина уже каялась, когда было благовестив в Бурле, но потом вернулась к прежней греховной жизни и уехала в другое село. Но здесь она снова встретилась с благовествующими. Они побеседовали с ней, и в последующие вечера она приходила в палатку со своими детьми. Велика милость Господа! Он не отворачивается сразу от тех, кто отвернулся от Него. Запомнилась и другая встреча: пожилой человек в аварии разбил машину, покалечился. Через время у него сгорел дом. От потрясений заболела и умерла жена. Остановись, человек! Пересмотри свою жизнь и в смирении склонись перед Искупителем! После первой беседы он поинтересовался, как начать новую жизнь. Но... не покаялся. «Я добиваюсь выезда в Германию. Надеюсь, там меня подлечат...» Нет, покой страдающей душе не найти ни в Европе, ни в Америке. Он обретается на Голгофе! И кто отворачивается от голгофского Страдальца, тот начинает верить басням, – это непреложный духовный закон.
Дважды в палатку приходила директор местной школы. Она преподает валеологию. Ее воспитанники удивляют всех в районе необыкновенной закалкой, умением ходить по битому стеклу и другими чудесами. «Вы не пришли бы в школу рассказать о Боге, а то священник отказался?» – попросила она проповедников. Благовествующие предупредили ее об опасности колдовских методов обучения. На следующий день она пришла до начала служения и откровенно призналась, что, уча других, сама нуждается в том, чтобы кто-либо указал ей правильную дорогу и что нет покоя ее сердцу. «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Матф. 11:28), – читали ей и другим слушателям проповедники Слово Божье, полное силы и утешения. Директор школы сидела впереди, слушала. Потом пересела ближе к выходу и через время вышла из палатки и больше не приходила.
По окончании благовестия каждое воскресенье в Асямовке проводится служение для желающих слушать Слово Божье.
В последнее время, как уже упоминалось выше, люди всё больше отвращают свой слух от истины и верят лжи. Это налагает на верующих большую ответственность: говорить о Господе и не умолкать и жить так, чтобы для спасения людей было сделано всё зависящее от нас.
Красноярский край
«Впрочем близок всему конец. Итак будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах», – призывает Апостол Петр (1 Петр. 4:7). Близок конец жизни на земле, а значит недалек тот час, когда завершится время благодати и окончится проповедь Евангелия. Поэтому детям Божьим нужно поспешать благовествовать, «...доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать» (Иоан. 9:4). «Ибо, кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда придет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Марк. 8:38). Кто не успел ревностно подвизаться в деле проповеди Евангелия, чрезмерно отвлекался на земные дела, тому придется отвечать перед Господином жатвы за то, что не исполнил Его поручения.
Группа тружеников, прибыв на двух машинах в поселок Вершина Теи (6 тыс. жителей), встретилась с журналисткой, работницей телевидения. «Вы такое благое дело делаете! Я помогу озвучить ваше мероприятие! Вас же что-то побуждало сюда приехать?»
«Господь побуждал». «А почему вы выбрали Вершину Теи?»
«Потому что здесь никогда не проповедовалось Евангелие».
«Вот об этом скажите в микрофон», – настойчиво предлагала женщина. «Телевидение – это грязный источник. Вы высветите проповедников в таком свете, как вам выгодно», – отказались благовествующие.
В поселок по своим делам прибыл работник районной прокуратуры. В беседе с братьями он пояснил: «Там, где вы остановились, натягивайте палатку и проводите свои богослужения. В этом нет нарушений закона. Уберите с проезжей части машины и всё! Земля муниципальная. Она принадлежит всему этому району. Любой его житель вправе расстелить здесь одеяло и загорать, и никто не имеет права его потревожить. Разумеется, если он будет прилично себя вести».
Несмотря на возражения работников милиции, братья установили палатку и провели первое служение. Затем в переполненной палатке проходили богослужения для детей.
Вечером приходили жители. Вопросы звучали не только мирные. «Скажите, где справедливость? Где Бог?! – негодуя, кричала женщина. – В один миг молния убила моих четырех братьев!» Когда люди озлоблены, трудно склонить их к смирению перед Богом, к осознанию грешной бессмысленной жизни.
Молодежь в поселке весьма растленна, но есть среди них и чуткие души. Две девушки, взволнованные и растроганные услышанным на богослужении, молча подарили проповедникам по цветку душистых флокс. Понятно, что этим жестом они выразили свою благодарность. Повсеместно служению благовестия немалую помеху создавали пьяные. В группе благовествующих был брат, которого Бог наделил способностью влиять на нетрезвых. Спокойно кивнет, чтобы они шли к выходу, и те послушно выходят. Такой страж оказывает необходимую помощь в служении. Но употребившие спиртное все же создавали немалую напряженность и днем и ночью.
Однако, благодарение Христу, Слово Его касалось измученных сердец. «Как растрогала меня проповедь! Я ощущал внутреннее побуждение, но что-то удержало, и я не смог выйти вперед», – откровенно признался средних лет мужчина.
Другой – вышел каяться первым. «Господь Иисус, прости меня», – сказал он и вернулся на место, взял какую-то книгу и странный предмет. Все это принес и положил на стол, за которым сидели проповедники. Книга оказалась оккультной, а предмет – безобразный на вид корень неизвестного дерева, по-видимому, тоже был оккультный. Покаявшись, человек добровольно освободился от них.
«Как хорошо, что вы приехали! У меня погиб муж, я спиваюсь. Прахом пошло мое высшее образование. Три раза меня вытаскивали из петли. Сын алкоголик. Я хочу изменить свою жизнь, помогите!» – изливала душу потерявшая всякую надежду женщина.
«Можно с вами поговорить, – несмело спросил мужчина поздним вечером. – Помогите, подскажите что делать: жена пьет, без конца занимает деньги. Я работаю только на ее долги. Она разгульная, к детям меня не допускает (плачет). Я не могу без детей... Думаю о самоубийстве...»
Кто услышит крик этих крайне угнетенных душ?! Кто поймет их мучения? Кто укажет им на источник утешения? Как нужны здесь вестники Божьи! Как прекрасно будет их служение вконец отчаявшимся людям, обманутым сатаной! Как велика награда Божья тем, кто явит верность и усердие в малом: Он над многим поставит их!
Километрах в 40 от Вершины Теи расположен поселок Бискамжа, где благовествующие встретили совершенно иную обстановку: никто не чинил препятствий. Палатку установить – пожалуйста! Электричество подключить – нет проблем. Созданы все условия, а люди не идут слушать Евангелие. Скорбью наполнилось сердце благовествующих. Никто не был рад этому мёртвому спокойствию. «Пусть бы нас теснили со всех сторон, только бы люди приходили в палатку!» – искренне молились труженики. На второй и третий день благовестия «лёд тронулся», люди заинтересовались проповедуемым словом. Но тот, кто ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить, проявил всю свою ненависть. На заключительном служении во время призыва к покаянию в палатку вошел пьяный полураздетый человек. «Здравствуйте! Я целый километр шел к вам!» – с кулаками приступил он к проповеднику. «Я жену бил, она ушла. Я друзей бью, они от меня отказались! Я злой! Я бы и тебя сейчас избил...» Шумит, а четверо слушателей вышли с покаянием, – какая помеха врага душ человеческих!
В общем жители Бискамжи так и остаются глухими сердцем. Те немногие, кто устремляются к истине, переписываются с верующими города Абакана.
Поселок Бирикчуль, протяженностью 11 километров, расположен в ущелье между гор. Братья проехали по нему с громкоговорителем, всех приглашая послушать Слово Божье. На детское служение с удовольствием пришли 50 детей, а взрослых вечером пришло мало. Видимо, когда с людьми беседуют непосредственно, приглашают их лично, – отношения складываются доверительней, доброжелательней. Пригласили на собрание старичка, а он: «Вы к старушке моей пройдите, с ней поговорите». Пошли. Она парализована. Предложили ей трактат. Взяла. Стали беседовать. Она словно опомнилась: «Так вы верующие?!» – «Да». – «А я думала, вы агитируете за кого голосовать! Тогда возьмите, – возвращает трактат. – Он мне не нужен...»
В поселке Шалоболино живут брат и сестра – члены церкви в Курагино. Группа тружеников (11 братьев и 6 сестер), проезжая по селу, обращалась через громкоговоритель: «Уважаемые жители села! Вас посетила группа верующих, которые желают провести у вас богослужение. Оно будет проходить в центре села (в такое-то время). Библия говорит, что мы живем в последнее время, когда будет проповедано Евангелие по всему лицу земли. Сегодня Слово Божье достигло вашего далекого села. Приходите послушать самую важную весть. Наступит время, когда люди будут ходить от моря до моря в поисках Слова Господнего и не найдут. Сегодня это слово еще проповедуется...»
В палатке на вечернем служении разместилось около 70 человек. Многие стояли на улице, а к концу собрания людей подошло еще больше.
В село Щетинкино пришлось 40 километров ехать по бездорожью, где проходят только огромные БелАЗы (они из карьера возят щебень), а машина, на которой ехали благовествующие, небольшая, ниже колеса БелАЗа. Доехали до спуска в карьер, а дальше – таежная дорога. «Даже не пытайтесь, – отговаривали бывалые шофера, – не проедете!» Что делать? Не возвращаться же! И братья поехали. До Щетинкино оставалось 12 км, когда машину засосало в глубокую рытвину с илом на дне. Два с половиной часа ее откапывали, толкали – бесполезно. Далеко в тайге послышался гул, а потом появился КрАЗ. Разминуться невозможно. Несколькими крепкими рывками он вытянул машину, но метрах в 30 их ожидала такая же западня.
«Проведите нашу машину еще и через этот опасный участок», – попросили братья. «Что это у вас за туризм по грязи и ямам?» – поинтересовался шофер. «Мы – верующие и едем в село рассказать людям о Боге. Проедем мы дальше?»
«Для этого дела вы проедете! – ободрил шофер. Вы совершили ошибку, объезжая выбоину по краю, – доброжелательно разъяснял он. – Везде, где есть подобные места, проезжайте прямо по центру и не застрянете!»
Как оказалось, дно иных ям было устлано большими камнями. Машины скрежещут, мнут о них днище. У второй нашей машины разорвало о камни чехол, вымыло смазку, пришлось брать ее на буксир. При въезде на мост, составленный из двух кузовов БелАЗа, была высокая (см. 50) колея из глины. Если войти в нее, застрянешь. Брат-шофер направил машину рядом с колеей, и она пошла под откос, а внизу – ручей. Чтобы предотвратить падение, машину остановили, – и ни назад, ни вперед. Братья не отчаялись. Переоделись, стали искать бревна, шпалы, чтобы поддомкратить машину. И тут подъехали мотоциклисты: «Здесь нельзя было ехать! – объясняют. – Нужно было рядом с мостом...» Попробовали проехать – глубоко и страшно: машина дизельная, нельзя, чтобы в воздухоочиститель попала вода. Два часа мучились, пытаясь поднять машину. Припекло солнце, мошкара ест и оводы на лету впиваются. Чем жарче становилось, тем немилосерднее они жалили. Попросили проезжающего мотоциклиста помочь. «Не раньше часа!» – буркнул он и умчался. И действительно, через время появился мощный, как танк, трактор. Зацепил машину и выдернул. Провел через следующие ямы, разгрейдеровал дорогу по мосту.
Дальше благовествующие с трудом поднялись в гору, на которой ливнем вымыло камни. По этой дороге можно было только идти пешком или на машинах с высокими колесами. Но братья все же пробирались. Оставалось несколько километров – и снова мост, на сей раз – деревянный и весь в громадных дырах. Снова «латали» дыры бревнами и с опаской проезжали. Въехали в деревню своим ходом. Но как встречали жители! В ней 362 человека. Моментально сбежались самые любопытные. «К нам проезжают только «Уралы» и ГАЗы! А вы на легковых – вот диво!»
– Где центр села? – спросили первую встречную женщину, в руках у которой была стопка журналов «Сторожевая башня» (издание религиозного течения свидетелей Иеговы).
– А вы для чего к нам приехали?
– Проповедовать Слово Божье. Что вы читаете, если не секрет?
– Для вас это не интересно.
– А всё же? Вы не могли бы отдать их нам?
– Нет-нет.
Установили палатку на ровной площадке недалеко от школы. Прикрепили тексты Священного Писания и решили отдыхать, так как до предела устали. В три часа ночи: свист, крик – пьяные парень с девушкой пытались ворваться в палатку. Переговорили с ними, пригласили на богослужение и легли спать.
В селе тяжелая атмосфера, как будто все демоны сосредоточились над ним, чтобы ни в коем случае не дать прозвучать здесь слову спасения. Больницы в селе нет. Бедность, продукты не завозят, хотя спиртное всегда есть. Трудно встретить трезвого человека, – сплошное растление, в которое вовлечены и подростки, и дети.
Проповедникам открыто угрожали: «Ждите ночью, мы вам зададим!» Напряжение испытали невероятное. «Братья, нам уходить некуда, уехать мы не можем – машина неисправна. Нам нужно, положившись на Господа, оставаться», – ободряли труженики друг друга. Оставили на ночь дежурных и спали. Хулиганы подходили, видели бодрствующих и не трогали.
Рано утром торопливым шагом пришел взволнованный заместитель главы администрации.
«Живы? Ночь прошла спокойно?»
«Слава Богу, все хорошо».
По селу пустили слух, что проповедники похищают детей. Но служения проходили, дети оставались довольны, приносили домой духовную литературу. Одна 9-летняя девочка подошла к палатке. Руки прячет за спиной. «Можно вам цветы подарить? – и несмело протянула букетик полевых цветов. – Нам сказали, что вы воруете детей... Мы так боялись...»
«Я был у вас, слушал – за душу берет», – содрогаясь от искренних слёз, признавался трезвый на сей раз мужчина. (Он отсидел в тюрьме 21 год.) Поблагодарил, взял Евангелие. На прощанье обошел кругом палатку и жалкий побрел домой. Что его ждет? – Очередная рюмка – и снова пьяный угар, драки и – бездонное отчаяние. Кто скажет ему слова святого утешения?
Несколько раз утром и вечером проходил мимо палатки другой подавленный угрюмый мужчина. Разговаривать не хотел. В последний день всё же осмелился: «Помогите мне, душа у меня болит. Служил в Афганистане... Я негодный человек... Я очень плохой человек...» Он вел себя в селе вполне прилично, никто о нем ничего плохого не говорил, а в душе он чувствовал тяжелые осуждения совести. «Мы уезжаем, но помолиться о тебе можем». Благовествующие окружили его и сердечно помолились Богу, чтобы услышал стон его души.
«Сердце сжималось от внутренней боли, от сострадания к людям, томящимся под бременем греха, – вспоминали благовествующие. – Жители выходили из домов, махали руками на прощанье. Проезжая мимо станции, мы увидели дежурную, которая, никого не стесняясь, любезно махала нам рукой. «Мы будем вам писать письма! Приезжайте!»
Тяжело было расставаться...»
Три последних дня евангелизации свидетели Христовы провели в селе Чибижек. После предыдущих дней трудно было сказать, где напряженней всего оказалась обстановка. Палатку установили у школы, но, как выяснилось, рядом находилась дискотека. Несколько выставленных скамеек привлекли внимание пьяных парней. Узнав, кто приехал и зачем, они разъярились. «Знаешь, меня совесть вообще не судит. Я убивал людей, мне прощения нет. Я ночью всё переверну у вас и разгромлю!» – угрожал один из них.
Наступала ночь, укрыться негде. Уставшие труженики нуждались как никогда в духовной поддержке и невольно спрашивали друг друга: молится ли кто-то сейчас о них? Помолились, предали всё в руки Божьи, поставили сторожей и легли спать. Ночь прошла спокойно, но не потому, что угрозы оказались пустые: Бог защитил Своих детей. Оказывается, 17 подростков сговорились причинить зло прибывшим (их подстрекал 18-й, который убивал людей). Для этого они еще сильней разгорячились спиртным, но один из уголовников (он держал в страхе всё село) отговорил их, а потом парней разморило и они уснули кто где. Наутро пришли в себя: «Хорошо, что ты не допустил нас сделать зло этим людям...» – благодарили они своего собутыльника. Но здесь проявилась явная защита Господа.
Жители села не знают покоя ни днем, ни ночью от пьяных подростков. Они бьют окна, грабят, уводят молодых девушек, кто сопротивляется, могут ранить или убить.
На этом мрачном фоне разгульной жизни отрадную картину представляли только дети, которых учителя приводили на богослужение. Впервые в жизни они слышали истинное слово о Боге-Творце, о Сыне Божьем – Иисусе Христе. С каким удовольствием разучивали христианские гимны! Да и учителя не переставали восхищаться доступностью изложения евангельских истин и их глубоким содержанием. На заключительном богослужении звучал призыв к покаянию. Трое грешников осознали, что нуждаются в прощении, умилились сердцем, слушая спасительную весть. Хочется верить, что это – действительный плод покаяния.
Слыша молитвы кающихся односельчан, трезвые парни и девушки были растроганы, не хотели расставаться с проповедниками. Просили адрес молитвенного дома в Абакане.
Молодые люди, не говоря уже о среднем возрасте и о престарелых, – утомлены и удручены бесцельной пьяной жизнью, а выхода не видят и некому им указать на Христа, прощающего грешников и наполняющего жизнь достойным смыслом. Люди устали от внутренних терзаний, от душевной тоски по лучшей жизни. Не над такими ли изнуренными и рассеянными овцами сжалился в свое время Христос? Не таких ли повелел искать по дорогам и изгородям? Сколько их, увечных, хромых и слепых, прозябают вдали от Отчего дома! Их велено искать, увещевать, убеждать прийти, то есть употреблять усилия, чтобы вести ко Христу (Лук. 14:23). Не оправдана ни одна из причин промедления исполнить поручение Христа! Кто услышит стон погибающих? Кто позовет их на пир вечной радости? Пойдем спасать заблудших! Пойдем к ним с доброй вестью Небесного Отца: «Идите, ибо уже все готово» (Лук. 14:17)! «Пойди скорее…» Лук.14:21.
На Севере до середины августа длится полярный день: ночью светло так же, как и днем. За короткое полярное лето цветы, бывает, вырастают в человеческий рост. Днем может стоять жара до 30° С, а ночью температура опускается почти до нуля градусов. Иногда даже в июле могут быть заморозки, снег.
В этом году на Обской губе лёд сошел только 25 июня. 3 июля мы, четверо братьев из Надымской церкви, отправились с благовестием по поселкам вдоль рек Надымского района. Катер и лодка, с прикрепленной надписью «Благая весть», были нагружены духовной литературой, топливом, продуктами и необходимыми вещами (всего около двух тонн).
С первой же стоянки (в 150 км от Надыма) капитана катера (неверующего человека) отозвали на работу. Дальнейший путь мы совершали сами, всецело уповая на помощь и защиту Господа. Катер обслуживали тоже сами, прося у Бога совета и мудрости. И Бог удивительным образом помогал нам.
Проходя по рекам, останавливались у каждого чума и домика, но на прежних стоянках не находили жильцов. Спрашивали у рыбаков, но и те не знали. Раньше коренные жители группировались в поселки, а теперь стали уходить глубже в тундру, избегая общения друг с другом. Мы молились, чтобы разыскать их стойбища, и Бог направлял наш путь туда, куда нужно. С удивительной точностью мы находили их на новых местах.
Посетили 60-летнего ненца, с которым знакомы уже лет семь. В осеннее наводнение унесло его теплый чум из оленьих шкур, и ему пришлось зимовать в брезентовом, а мороз достигал иногда до -58° С! Живет он один. Единственным утешением ему служит детская Библия, которую он читает. Он рассказал, что его сын, когда приезжает ставить сети для рыбы, в ожидании улова сидит в палатке и читает Новый Завет. «Господи! помоги им познать Тебя как Спасителя!» – молились мы.
На одной из рек мы нашли сразу три чума! В них жили родственники. Они были трезвы и с радостью приняли нас.
«Ищите и найдете...» – эти слова Христа стали особенно близки нашему сердцу. Мы радовались, когда находили то один, то другой чум, чтобы засвидетельствовать о Господе новым людям.
Особенно приятно проповедовать о Христе детям. Бескорыстные детские сердца с радостью принимают Слово Божье. Среди ненецких детей много сирот, родители которых или погибли, или утонули. Кое-кого из сирот приютили родственники. Мы молимся о них постоянно, потому что некому о них ходатайствовать перед Богом. Дети, получая от нас христианские книги, несли их в чумы и заинтересовывали взрослых.
Намереваясь плыть дальше, мы попали в маленькую реку. Издали увидев моторную лодку, мы подумали, что люди отдыхают или ловят рыбу, но, подойдя поближе, заметили, что находящиеся в ней взволнованы и просят нас остановиться. Оказывается, они заблудились и долгое время не могли найти нужную дорогу. Со слезами радости они приняли Слово Божье, христианские трактаты. Мы нарисовали им план пути и посоветовали: «Если вы всё-таки не найдете дорогу, молитесь живому Богу, Он вам поможет!»
Они сердечно благодарили нас. А мы, попрощавшись, благодарили Бога за то, что могли засвидетельствовать о Господе попавшим в беду людям. Мы не намеревались плыть по этой речке и поняли, что Сам Бог направил нас к заблудившимся.
Затем посетили пожилую уверовавшую ненку, которая не понимает по-русски. В скромном ее жилище не нашлось даже табуретки, чтобы присесть. Брат читал Слово Божье, а брат-ненец переводил. В начале лицо сестры было печальным, но, услышав слово «Христос», она просияла и стала радостно повторять: «Христос! Христос!» Помолившись об этой одинокой сестре, мы предали ее в руки Божьи, чтобы Он сохранил ее в уповании до конца и она не изнемогла в вере.
Подойдя к одному из заброшенных поселков, мы увидели стоящий на мели катер с нефтеналивной баржей. Капитан попросил стащить судно в воду. Мы совершенно не знали, как это делать, но, надеясь на милость Божью, согласились помочь и с большим трудом сняли его с мели. Благодарный капитан пригласил нас в каюту и рассказал о пережитом:
«В Обской губе я попал в такой шторм, какого мне не доводилось еще видеть. Отказал двигатель, и катер стал неуправляем. Посылал сигналы бедствия, но проходящий теплоход, спасая жизнь своих пассажиров, отказался помочь. Тогда я начал не просто молиться, а кричать к Богу, и Бог послал небольшое судно, которое вывело нас из стихии...»
Мы подарили ему Слово Божье и много беседовали, радуясь тому, что он знает скорого Помощника в бедах.
Встретившись с капитаном другого катера, мы, желая засвидетельствовать ему о Христе, спросили: «Как вы относитесь к Богу?» «Когда мой катер сел на мель, я молился Богу. Никто мне не мог помочь, я был совершенно один. Три раза я выходил на палубу, становился на колени и просил: «Боже, пошли ветер, чтобы пришла вода!» Через трое суток подул сильный ветер, пришла вода и я отправился в дальнейший путь».
Для нас было большой радостью слышать, что люди, кажется совершенно незнающие Бога, в трудных обстоятельствах взывают к Нему и Он слышит их. Мы же снова и снова благодарили Бога за встречу с людьми, за возможность объяснить им путь Господень и подарить Слово Божье.
На пути и у нас было много опасностей. Приходилось плыть ночью по узкой реке в густом тумане. Включили все огни, но видимости – никакой. Чтобы не столкнуться со встречными лодками, двигались медленно, постоянно подавая звуковой сигнал. Сами напряженно всматривались в белое молоко тумана.
«Мне кажется, что впереди стрела крана!» – забеспокоился брат.
«Откуда на этой маленькой реке может оказаться грузовой кран?!»
Сбавили ход, приблизились: действительно, большой корабль с краном! Он привез в поселок дрова, а причалить к берегу, чтобы разгрузиться – невозможно. Мы благодарили Бога, что не столкнулись с ним. Около 7 часов мы плыли в сплошном тумане, почти на-ощупь. Молились Богу, и Он провел нас безопасным путем.
Двое суток днем и ночью над местом нашей стоянки сияла, переливаясь неповторимыми красками, радуга. От одного берега на другой был словно перекинут мост, который живо напоминал нам о непреложном Божьем обетовании, данном впервые Ною: «Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением завета между Мною и между землею» (Быт. 9:13). И для нас радуга была свидетельством того, что Бог с нами! Это ободряло нас в служении благовествования в этом суровом северном крае.
Каждый день мы поименно молились о тех, с кем Бог даровал нам встречу, чтобы они, приняв от нас в подарок Слово Господне, читали его и приближались к Богу.
Были и те, которые не брали христианские книги и отказывались слушать о Господе. Мы молились и о них, чтобы Бог нашел дорогу к их сердцу.
За время благовестия в тундре мы встречались с рыбаками и оленеводами: ненцами, коми, изредка хантами. Коми ведут оседлый образ жизни, с удовольствием слушают о Боге, но остаются приверженцами мертвой религиозности.
В этой евангелизационной поездке мы заметили, что знакомые нам ненцы охотней принимали свидетельство о Христе от новых людей (с нами в этот раз был брат-ненец, которого они видели впервые).
Вот так, по одному человеку, по два, а кое-где и больше, живут в отдаленных тундровых поселках и одиноких чумах ненцы, которые полюбили Иисуса, понуждались в спасении. О них нужно не только молиться, но и постоянно посещать их, оказывая духовную и материальную помощь, так как они живут впроголодь, питаясь одной рыбой. Вяленую несоленую рыбу они едят вместо хлеба.
Служение Богу – это всегда жертва. Уезжая на благовестив, один из наших братьев оставил дома жену с двумя детьми, один из которых нуждался в госпитализации, а второго не с кем оставить. Заменить брата было некому. Помолившись, он утвердился в том, что дело благовестия оставлять нельзя и отправился в путь. А когда вернулся, жена светилась радостной улыбкой: «В первую же ночь после твоего уезда дети крепко спали, а наутро началось выздоровление».
Иоанна Крестителя, когда он совершал служение, спросили: «Кто же ты?.. Что ты скажешь о себе самом? Он сказал: я глас вопиющего в пустыне...» (Иоан. 1:22-23).
Сегодня этот вопрос стоит перед каждым христианином: что мы скажем о себе, о своем служении? Что сделали для Христа, для спасения грешников? Когда каждый член церкви исполняет то, для чего призван Богом, тогда возрастает церковь, умножаются ряды братства и Евангелие Христово проповедуется по всей земле.
«Пойди скорее по улицам и переулкам города, и приведи... нищих, увечных, хромых и слепых» (Лк. 14:21). О если бы каждый христианин в послушании исполнил это повеление Евангелия, чтобы охотно подтвердить: «Господин! исполнено, как приказал ты...»
Исполнить волю Божью...
Прошло немного времени с тех пор, как мы уехали из родной церкви, но успели уже соскучиться или, вернее сказать, умножилась любовь к братьям, о которых каждый день вспоминаем и вместе с Давидом говорим: «К святым, которые на земле, и к дивным Твоим – к ним все желание мое» (Пс. 15:3).
У нас на Чукотке, в п. Маркове (он основан в 1946 г.), пока всё тихо и спокойно. Особых трудностей нет, таких как в Туркмении или в других местах, где наших братьев за имя Господа арестовывают, обыскивают и штрафуют. Но духовная борьба за души не прекращается. Я прописан здесь, но беспокоился: пропишут ли жену с детьми? Прилетев в Анадырь, мы увидели чудную руку Божью: нам выписали пропуск на два года. Вместе с церковью в Анадыре благодарили Господа за это. Со всей семьей пробыли у них почти месяц. Радовались с народом Божьим: делился словом, жена играла, детишки пели, много стихов рассказывали. Вместе нам было хорошо, но нужно было добираться в Марково. На помощь призвали Господа и братьев, которые пришли пешком через замерзший лиман и помогли.
В Маркове два месяца стояли морозы до -46° С. Дома – нормально, но когда проходит служение библиотеки, хотя и одеваешься потеплее, за 2 часа всё равно остываешь. С библиотекой стоим возле хлебного магазина. Это самое посещаемое место: все нуждаются в хлебе насущном. Но удивительное дело: хлеб жизни – Слово Божье, которое бесплатно предлагается, – брать не хотят: боятся друг друга, сковывает ложный стыд. Люди ожесточены, говорить о Боге с ними трудно. Богатые отказываются: «Зачем мне Бог? У меня всего хватает!» А бедные ропщут: «Зачем мне Бог? Мне кушать нечего». Тем не менее, есть искренние души, с которыми беседуем.
Денег рабочим почти не выдают. Хлеб дают по спискам. В месяц можно покупать на 300 рублей. Кто съел этот хлеб за неделю, остальное время должен жить как придется. У многих и хлеба нет (он стоит 19 руб. килограмм), живут в глубочайшей нужде.
В магазине всё дорого, но не потому, что кто-то взвинчивает цены, просто перевозка дорогая.
Конечно, условия жизни нелегкие, но самое удивительное, что люди, лишенные самого необходимого, к Богу относятся очень плохо. Цепи неверия настолько их сковали, что они совершенно безразличны к своему будущему в потустороннем мире. Им лишь бы здесь как-нибудь «дотянуть до могилы», как говорят некоторые.
В квартирах не прохладно, а холодно. Не завезли топлива для котельной и поэтому его экономят. Топят только для того, чтобы не разморозились трубы. Батареи в квартире холодные. И только когда мороз достигает -40° С, батареи становятся чуть теплее. Детишки в доме ходят одетые и в валенках.
Электричество дают каждый день с 18.00 до 23.00. За это слава Богу. Раньше люди вообще не имели понятия об электрическом свете. Пищу готовим на электроплитках, а чай кипятим в электрочайниках. Жители устанавливают в квартирах печки, трубу выводят на улицу через форточку. Думаю сделать небольшую печку, чтобы подогревать еду днем.
На богослужении все сидят одетые. Однако, несмотря на холод, никто не болеет, и верим, что не заболеет, а если что и допустит Господь, то ко благу. Материальные трудности не тревожат ничуть. Неудержимо одно желание: исполнить волю Божью и совершить дело, на которое послал Господь через церковь. Пусть в квартире не будет света, лишь бы во многих сердцах грешников засиял свет спасения, чтобы они обратились от тьмы к свету, от власти сатаны к Богу. На улице холодно, в квартире холодно, а в душах людей еще холодней. Скоро солнышко теплом согреет Чукотку, но как согреть души людей? Как просить Господа, чтобы Он растопил лёд неверия в равнодушных сердцах?..
Приглашаем на богослужение: «Приходите, пожалуйста, побеседуем, помолимся», но людям некогда. Заботятся о быте, чтобы накормить и согреть тело, этот прах земной.
Но, слава Богу, сегодня помимо нашей семьи, есть в Маркове еще три души, искренне любящих Господа и переживших рождение свыше. Самый первый живой камешек – 17-летняя девушка. Она еще учится в школе и переносит много насмешек и поруганий не только от одноклассников, но и от преподавателей. Ее мама сначала противилась истине и старалась причинить ей боль, но Господь совершил чудо: она покаялась! Теперь они вместе радуются и молятся, чтобы их родные и односельчане могли обратиться от мёртвых идолов к живому Богу. Они, как самарянка, свидетельствуют о Господе всем близким и знакомым.
Господь оказал милость и 58-летнему мужчине, который всю жизнь мучился в этой грешной жизни, искал истину и, слава Богу, нашел спасение! Он часто в собрании молится: «Господи! Я всю жизнь искал Тебя. Наконец, приехали верующие, рассказали о Боге, и мне так хорошо на сердце! Как я хочу, чтобы и мои односельчане уверовали, став на истинный путь». Есть еще души, находящиеся недалеко от Царства Божьего, но земная суета пока держит их.
Прежде чем сюда пришло истинное благовестие, харизматы посеяли заблуждение. Как сорняк растет очень быстро, так молниеносно распространяется и ересь. Жаль души, попавшие под обольщение. Их умы ослепил сатана, и они не принимают истинного благовествования. Местные харизматы ничем не отличаются от мира сего. Их служитель – работник клуба – на праздниках пляшет на сцене так, что даже неверующие возмущаются: «Какой же он верующий?!» Апостол Петр говорит, что через них путь истины будет в поношении (2 Петр. 2:1-2). При встрече с ними приходится разъяснять им здравое учение. Приглашаем на служение, но мне кажется, что легче обратиться к Богу неверующему человеку, чем попавшим в заблуждение.
Большая ответственность лежит на тех, кто поехал жить и трудиться в отдаленные места среди незнающих Бога. Жители наблюдают за каждым нашим шагом. Одно неосторожное слово или дело – завтра весь поселок будет знать, да еще в искаженной форме. Поэтому нужно быть предельно осторожным во всем.
Пассажирский самолет летает в Марково раз в две недели. Но иногда из-за непогоды бывают задержки. Сложнее обстоит дело с поселками, которые вокруг нас. Туда трудно добраться, так как рейсовых вертолетов нет, только санитарные по причине несчастных случаев. Расстояние до ближайших поселков 100–200 км, как будто и недалеко, но всё равно пешком не пойдешь. Тем не менее, невзирая ни на что, нужно с Божьей помощью и туда когда-нибудь плыть, или ехать, или лететь, чтобы и там проповедовать.
Передайте от нас привет всей церкви. Благодарим за молитвенную и материальную поддержку. Примите также привет от уверовавших друзей поселка Маркова. Молитесь о нас, чтобы еще многие могли уверовать». («Вестник истины» №4-2000 стр. 29-37) С. Дуденков
И вот как описывается «миссионерская» работа католических иезуитов. Когда индейцы уже были крещены насильно, то было замечено, что они в лесу снова молились своим богам. Был дан приказ уничтожить всех, как совратившихся в ересь.
«В Бразилии уничтожительная война против индейцев в провинции
Минасе продолжалась до новейшего времени. Еще ныне существуют люди, для которых
охота за индейцами составляет величайшее наслаждение, и которые дрессируют для
этого собак. Трофеями своего подвига принес триста ушей бесчеловечно
умерщвленных индейцев в местечке Санто-Матеус, на юге от Мукури. В 1848 году в
Марианне, в восьми лигах от Сано-Жозе-де-Порто-Алегре, почти совершенно уничтожено
племя шипорока». «Вокруг света» 1867 г.
Когда Наполеон, сосланный на остров св. Елены, доказывал величие Христа своему генералу, который пребывал с ним, в чем разница поклонения, какое воздают Христу и императору, то добавил: «Если Вы этого не поняли, то я жалею, что поставил Вас генералом». Так и мне хочется сказать в конце этого материала, что если вы не поняли, в чем суть миссионерства, и где оно есть, а где и не слыхали о нем, когда это прочитали, то я жалею, что потратил столько времени и бумаги на вас.