Вопрос 1832: 7 т. Так неужели же на Русь и не пришли проповедники, а только монахи пришли и засели по пещерам?
Ответ: Если Вы читаете Библию, то сравните вот с этим важным житием
основателя монашеской жизни на Руси. Он ходит по окрестностям Киева и
проповедует, может быть?
Как бы не так! Он ищет, где зарыться в землю.
И снова с гор Афона его голос свыше посылает, а он так ничего и не понял и снова
за лопату и за труд иноческий. Слово
Божие не нужно им было. Нам принесли на Русь благословение не Христа и не
Апостолов, а святой горы Афон и черноризцев заслали, а тут и наши местные стали
впадать в монашество. Так и сидим в пещерном веке. Мрк.16:15 – «И
сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари».
Антоний печерский – 10 июля.
«Призвав его к себе, игумен сказал: «Антоний! Иди обратно в русскую землю, –
пусть и там живущие через тебя преуспевают и утверждаются в вере христианской;
да будет с тобою благословение святой горы!»
Приняв
это благословение, как за исходящее из уст Божиих,
преподобный Антоний отправился в землю русскую. Придя в город Киев, он раздумывал, – где бы
ему поселиться, и стал обходить монастыри, которые начали основываться
иноками-греками, пришедшими с митрополитом Михаилом для крещения Руси; впрочем,
эти обители не содержали чина и устава совершенного общежития. По смотрению
Божию, ни одна из обителей не была угодна преподобному Антонию для жительства.
Поэтому он начал ходить по окрестностям Киева, – по лесам и горам, и так
достиг даже Берестова. Найдя здесь пещеру,
когда-то вырытую варягами, преподобный Антоний, сотворив молитву, поселился в
ней, проводя жизнь в великом воздержании.
… Преподобный же Антоний в
это время находился на святой горе, в монастыре своего пострижения, и опять
игумену было откровение от Бога: «Пошли, – сказал Господь, – Антония снова в
землю русскую, ибо он Мне нужен там».
Игумен, призвав преподобного открыл ему: «Антоний! По воле Божией иди опять
в землю русскую и да будет с тобою благословение святой горы!»
Вместе с этим игумен
предсказал преподобному, что в земле русской он явится
отцом многих черноризцев; благословив затем Антония, игумен
отпустил его с напутствием: «Иди с миром!»
С этим благословением
преподобный Антоний опять пришел в Киев. Взойдя на холм, где Иларион ископал помянутую небольшую пещеру,
преподобный Антоний возлюбил это место.
… пребывая
день и ночь в молитвенном бдении и усердно руками своими копая большую
пещеру.
… В это именно время пришел
к преподобному Антонию и преподобный Феодосий, будучи
двадцатилетним юношей: преподобный Антоний велел постричь Феодосия блаженному
Никону, – иерею и опытному черноризцу.
… сам великий князь Изяслав, узнав о пострижении сына боярского и своего
любимого евнуха, тоже сильно разгневался на стадо, собранное во имя Христово
преподобным Антонием; он повелел схватить блаженного Никона, постригавшего
иноков, питая к нему за это особенное нерасположение; он приказывал Никону
убеждать Варлаама и Ефрема снова жить в мире, угрожая
ему заточением с его наставником Антонием и всеми находившимися в пещере; самую
же пещеру князь намеревался раскопать.
Столь великий гнев князя, возбуждаемый кознями «князя тьмы», понудил преподобного Антония с оставшеюся братией удалиться из пещеры в другую страну…. Господь услышал молитву преподобного: не только разогнанные овцы снова возвратились с миром к своему пастырю, но к нему в пещеру приходило множество и других, умоляя избавить их от тьмы пути, ведущего к погибели, – и обратить к свету пути спасительного….. И собралось около преподобного братии двенадцать человек; общими усилиями была выкопана большая пещера, а в ней устроены церковь и келлии, которые существуют и доселе».