Вопрос 1969: 7 т. Почему дело проповеди не поставлено на первое место? Многим ли было понятно, что без проповеди нет жизни?
Ответ: К великому сожалению и всеобщей беде, это было понятно очень и
очень немногим. Рим.10:14,17 – «Но как призывать Того, в Кого не
уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без
проповедующего? И как проповедывать, если не будут посланы? как написано: как
прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое! Итак вера от
слышания, а слышание от слова Божия».
Иоанн Златоуст – 13
нояб. «По прошествии двух лет,
истомлённый многотрудными подвигами и страдая от холода, Иоанн заболел, так что
не мог уже заботиться о себе. Поэтому он вынужден был покинуть пустыню и
возвратиться в Антиохию. Сие случилось по Божию смотрению и промышлению о
Церкви, дабы таковой светильник не был сокрыт в пустыне, как бы под спудом,
но светил всем. Господь попустил Иоанну впасть в недуг, выводя его
таким путем от пребывания со зверями к сожительству с людьми, дабы он был
полезен не только для себя, но и для других…
Свои
проповеди святой Иоанн Златоустый
часто говорил изустно, чему весьма удивлялись все жители Антиохии, восхваляя
блаженного, так как до
сего времени никто не проповедывал Слово Божие без книги или без тетради:
первым таким проповедником был среди них Иоанн. Его поучения были исполнены
такой силы, что все слушавшие не могли вдоволь насладиться ими. Вот почему
многие скорописцы записывали на хартиях проповеди Иоанна и, переписывая,
передавали их другим. Его поучения читались за трапезами и на площадях, и
слушатели поучались изустно словам его, как Псалтири. Иоанн был таким
сладкоглаголивым оратором и любезным для всех учителем, что в городе не было ни
одного, кто не желал бы слушать его бесед, и когда узнавали, что Иоанн желает
беседовать, все с радостью стекались в церковь. Городские правители и судьи
оставляли свои занятия, купцы свою торговлю, ремесленники свои дела, и
поспешно шли слушать учение Иоанна, заботясь о том, чтобы не пропустить ни
одного слова, исходящего из уст его. Все считали за великую потерю, когда не
удавалось им слышать сладких речей Иоанна. Вот почему ему присвоили различные
похвальные наименования. Одни звали его «Божии и Христовы уста», другие
«сладкоглаголивым », а третьи–«медоточивым».
Случалось, что блаженный, в
особенности в начале своего пресвитерства, говорил проповеди, которые по своему
содержанию были не всегда понятны для малообразованных слушателей. Однажды
некая женщина, слушая и не понимая сказанного, возвысила голос среди народа и
сказала Иоанну: «Духовный учитель, а
лучше назову – Иоанн Златоустый, колодезь святого твоего учения глубок, а
вервия ума нашего коротки и не могут достичь глубины его».
Тогда многие из народа
сказали: «Сам Бог устами женщины дал сие
наименование Иоанну; пусть же он с сего времени называется Златоустый».. Он
посылал из числа своих клириков опытных, богобоязненных мужей утверждать
православие проповедью слова Божия, истреблять нечестие и ересь и
направлять заблудших на путь спасения».
Димитрий Ростовский –
21 сент. «До конца XVI стол. в
России редко проповеди сказывались изустно: большею частью читались
переводные поучения св. отцов или жития святых. … вместе с тем образовалась
особенная должность проповедников, которую отправляли при соборах, монастырях и
братствах духовные лица, получившие образование».
Лукиллиан – 3 июня «После долгой беседы святой Климент сердечно
простился с ними, благословил и отпустил их с миром; они же пошли все вместе, и
проповедывали Христа сначала по всей Италии… Как описать, сколько тысяч
народа в короткое время обратили они ко Христу, возвещая всем слово
спасения; и настолько споспешествовала им сила Божия, что смотревшие на них
думали, что взирают на небесных граждан, ибо знамениями и чудесами сияли они
посреди всех, просвещая души избранных Божиих».
Антоний, патр. Конст.
– 12 февр. «Между прочим, будучи
еще младенцем, он внимательно присматривался к тому, как совершать
проскомидию, как держать кадило, как вообще отправлять в храме божественную
литургию. Так, благодать Божия подготовляла преподобного еще с младенческих лет
его к совершению богослужения». (Это житие для современных попов).
Аполлинарий – 23 июля. «Святой же сказал о себе, что он христианин, родом
из Антиохии, ученик апостольский; дело же его исключительно состоит в
проповедовании Иисуса Христа, Сына
Бога Живого, сотворившего небо и землю, и море и всё, что на них и в них.
«Не того ли проповедуешь
Христа, Который, несколько лет тому назад, назвался Сыном Божиим, и был убит
жидами? – спросил Мессалин».
Евтихий – 24 авг. «Услыхав о благовестии имени Христова, он
оставил своих родителей и друзей и пришел к возлюбленному ученику и Апостолу
Иоанну Богослову; всюду следуя за ним и подражая его житию, святой Евтихий
поучался от него премудрости божественной и почерпал от него, как от источника,
благодать Божию. Преисполнившись ревности апостольской, святой Евтихий
мужественно искоренял обольщение бесовское. Встретив святого Апостола Павла,
Евтихий стал его спутником и много потрудился вместе с ним, проповедуя
Евангелие и мужественно перенося все злоключения; посему сей святой Евтихий
и считается учеником того и другого, – и Евангелиста Иоанна Богослова и святого
Апостола Павла.
Сей Евтихий сопричислен также к числу меньших Апостолов и именуется Апостолом, хотя и не обретается в числе семидесяти Апостолов; почтен же он наименованием Апостола потому, что потрудился со старейшими Апостолами, благовествуя имя Господа нашего Иисуса Христа. а также и потому, что сими старейшими Апостолами был поставлен в епископа для служения слову проповеди и приношения жертвы, и, наконец, потому, что с проповедью имени Христова прошел многие страны и притом не только вместе с прочими Апостолами, но и один. Впрочем, он проповедовал Евангелие не один, так как всегда имел своим спутником Ангела Божия, который укреплял его и предсказывал ему обо всём, имевшем с ним случиться».