Вопрос 2802:
13 т. Вы заранее готовитесь к проповеди.
А бывало ли так, что вдруг Вас попросит священник во время богослужения сказать
проповедь, да ещё и на определённую тему?
Ответ:
Помнится, однажды во время вечернего богослужения 25 августа подошёл ко мне
батюшка, вызвал на крыльцо и спросил, мог ли бы я сказать слово об исповеднике
Максиме, память перенесения мощей которого церковь отмечает назавтра? Я не
хотел утруждать народ, так как должна
была быть ещё исповедь и люди к ней готовились, и потому богослужение будет
весьма продолжительным. Но решил сказать только несколько слов: “У Церкви есть
градация подвигов, святости. Первее всего стали почитаться святыми умершие в пытках за веру во Христа. За ними – исповедники,
то есть те, кто исповедал Христа, был в заключении. Был мучим, но при перемене
обстановки оказался жив. Такие были на Первом Вселенском Соборе, и пальцы их,
скрюченные от пыток на раскалённом железе, целовал император Константин. Но
муки бывают разные. Иного взяли и одним
взмахом секиры сняли с него голову. А другого мучают невероятными пытками
долгое время, как Климента Анкирского, а он как бы ниже, потому что остался
жив. Вот к таким именно исповедникам
относится Максим Исповедник. Это был гигант духа. Когда мне приходится
приводить на память примеры мужества, то всегда привожу его и Феодора Студита, Никиту Исповедника, братьев
Начертанных, патриарха Никифора, протопопа Аввакума. Коснулся иконоборческой
ереси. Тут у меня подход вовсе нестандартный, ибо не могу встать на позицию
защитников икон. Тех, кого называют императорами-иконоборцами, кто якобы был
совершенно против икон, в действительности
были не такими. Они не против икон были, а против их безмерного
почитания. Они предлагали повесить иконы повыше, чтобы народ не бродил за иконами.
И я считаю, что эта позиция была более верной, чем у сегодняшних
сверхпочитателей икон. И куда это почитание вывело нас? В самое настоящее
идолопоклонство. Нет икон и молиться некому?
И поклонение иконам сегодня мало чем отличается от поклонения идолам,
хотя иконы, конечно же, не идолы. Прем.Сол.14:11 – “Посему и на
идолов языческих будет суд, так как они среди создания Божия сделались
мерзостью, соблазном душ человеческих и сетью ногам неразумных”.
Да это явно же, что слепок
с наших блужданий. Такому суперпочитателю икон в темницу жена стражника
принесла поесть, а он вопрошает её, почитает ли она святые иконы, и чтобы она
это подтвердила, поцеловав икону. А уж какими способами православные добивались
своей победы с сомнительным результатом, говорить страшно. Есть правило,
запрещающее входить мирянами в алтарь, а вот царю это дозволено. И вот это и
погубило императора Льва, когда он в алтаре молился. Охрана его осталась на
клиросе, а вот по найму или сами православные
киллеры ворвались в алтарь и зарубили там императора. Явно, что это была
заранее спланированная акция и её безукоризненно (сверхукоризненно)
провели. 27 декабря. Феодор.
Лев Армянин – царь-иконоборец в Рождество убит в алтаре с Крестом в руках. Руку
с Крестом отрубили. Михаил Рангав, уже арестованный путчист, с оковами
на ногах взошёл на престол, убив Льва царя-иконоборца в алтаре в ночь на
Рождество Христово на 7-ой песне. Ликуют православные и разговляются весёлые,
целуют иконы.
21 января. Максим Исповедник. На Максима многие и тяжкие
обвинения возводил казнохранитель. Святой сказал: “Настолько вам удастся стать
справедливыми в этих обвинениях, как сатане стать Богом”. Епископы укоряют его
в заблуждении: “Выходит, что ты один спасёшься?” – “Отроки в Вавилоне о себе
заботились и спаслись”. Епископы топтали его ногами и оплевали его с ног до
головы. Когда он рассказал сон об истинном положении вещей в государстве и в
церкви, его стали за это привлекать. Он же сказал: “За сны закон не
наказывает”. Судили же за сон про царя. С учеником много лет в темнице
находился без одежды и пищи. Толковал Песню песней. О душе. Утверждал, что не
царям, а попам следует исследовать Писания. Отрезали ему язык и руку. Он же
говорил, что Дух Святой и Ангелов анафеме предаёт. Максим Исповедник нигде не
призывал нести слово Божие в народ, благовествовать о Христе. Я молюсь Максиму
Исповеднику, но страдать с ними за его убеждения о иконах не пошёл бы. И
подражать ему не зову. Он был монах и уже этим сказано, что он не в народе. Мы
исповедники сегодня, но далеко не те, как Максим. Вот как должно было бы быть,
и мог ли Максим так сказать: Иоан.15:3 – “Вы уже очищены через
слово, которое Я проповедал вам”. Деян.17:3 – “открывая и доказывая им,
что Христу надлежало пострадать и воскреснуть из мёртвых и что Сей Христос есть
Иисус, Которого я проповедую вам”; Деян.17:23 – “Ибо,
проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано
«неведомому Богу». Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам”; 1Пет.1:25 – “но слово Господне пребывает
вовек; а это есть то слово, которое вам проповедано”; Евр.13:7 – “Поминайте
наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину
их жизни, подражайте вере их”?
На нас возложена
обязанность прожить…
Прожить, не прокоптить тела
и души;
Путь к цели во время
окончить, не кружить,
В жар не сгореть и не
замёрзнуть в стужу.
Блажен, кого на руки подхватили,
К себе прижали матери ладони,
С кем был отец, уверенный и сильный –
Такой при искушеньях не утонет.
Оправдана учёба у того,
Кто по крупицам собирал и
оптом
Прошедших опыт и спешил
бегом
На поприще – не просыхал,
был потным.
Мозаика из дней и из событий
Приобретала общую картину;
Испытанный в скорбях ценней небитых,
Не будет выглядеть учёнейшим кретином.
Смиренье перед словом
Иеговы
Ежеминутно правит наш
маршрут,
Свой эгоизм хотя с трудом,
но гонит,
Не даст увлечь себя в
корыстный круг.
Ответственным быть за себя, за ближних,
Во свете Библии, всегда с открытым оком,
Успеть на труд, не оказаться лишним
И удостоиться быть дел святых истоком.
Обязанность прожить, не
оробеть,
Когда увидишь отступленья
всюду;
Приучишься псалмы Давида
петь,
Хотя бы окружали лишь иуды.
Безжалостно исследуйте всю жизнь,
Не схоронитесь под усталость, возраст.
Тропа вела к Голгофе или вниз?
Где жертвенности нет, там при коростах корысть.
Полоску невезенья засевайте
вечным,
На одичалое не тратьте силы
тщетно;
Победу одержавшим готовят в
небе встречу,
За совесть добрую, как обещал в крещенье. 23.8.05. ИгЛа