Вопрос 3377: 20 т. Столько трудимся, свидетельствуем в городе, ведём занятия, а так мало приходящих к нам и к Господу. В чём причина?

Ответ: На этот вопрос уже бессчётное число проповедей говорил: дело в развращении людей и в их доверии попам. Главное – попы-обольстители, они всех допускают до крещения, до исповеди и люди уходят, и как были мирскими, безбожниками, так и остаются такими. Когда началась перестройка, в городе был один храм и я практически один был на проповеди. И в один год крестили 28 человек. Сегодня двадцать храмов, человек десять у нас идут на благовестие и в прошлом году не было ни одного крещаемого у нас. Такое дело не должно нас обескураживать, мы должны сеять, а когда взойдёт, это только Бог знает. И раньше так было, ещё до революции.

«Помощник и Покровитель», стр. 966. Утешение пастырям, сетующим на бес­плодность церковной проповеди.

 «В последнее время пастыри Право­славной Церкви Христовой более или ме­нее живо прониклись сознанием своего долга учительства и усиленно стали тру­диться в проповедании слова Божия, но, не замечая добрых плодов своего дела­ния, начали впадать в уныние и прихо­дить к тому заключению, что церковная проповедь бесполезна. Пастырям Церкви, впадающим в уны­ние при виде бесплодности своих пропо­веднических трудов, следует обратить внимание на то, что успех или неуспех церковного учительства зависит не от од­них личных качеств того или другого проповедника и от свойств его поучи­тельной речи, а и от многих других усло­вии. От проповеди Апостола Петра в Иерусалиме обреталось ко Христу три тысячи человек (см. Деян.2:14-36, 41), а от проповеди Апостола Павла в Афинах только несколько человек: Дио­нисии Ареопагит, женщина Фамарь и другие с ними (Деян.17:22-31, 34), хотя, судя по человеческому разумению, проповедь Апостола Павла имела более силы убедительности, нежели Апостола Петра, и от проповеди Павловой следова­ло бы ожидать большего обращения, не­жели от проповеди Петровой.

 Иисус Христос уподобил проповедание слова Божия сеянию семени в землю и тем указывает на некоторую непости­жимую для нас тайну возрождения про­поведуемого слова Божия в наших сердцах. Непонятно для нас возрождение се­мени, брошенного в землю, непостижи­мо, как оно напитывается жизненными необходимыми для него соками и как об­разуется из него корень, росток, ствол или стебель и наконец плод. Точно так же невозможно уразуметь нам и того, как слово Божие, запавшее в нашу ду­шу, может возродиться, возрасти, при­нести плод. Для произрастания в земле семени, кроме доброкачественности поч­вы, имеют большое значение и посторон­ние силы — теплота и влага, способству­ющие питанию и произрастанию семени. И для произрастания слова Божия в сердце человека имеет великое и главное значение благодать Божия, помогающая усвоению Божественных истин и способ­ствующая духовному плодоношению. Обыкновенно, выслушав какую-либо проповедь слова Божия, человек может припомнить истины, в ней сказанные, и размыслить о них, может явиться у него и желание и готовность исполнять их, — всё это он может сознавать и наблюдать за собою и другими; но когда является у него полная решимость следовать извест­ным истинам, оставить прежний свой греховный образ жизни, свои греховные привычки и стать навсегда иным, совер­шенно новым человеком, тогда она воз­никает, конечно, действием благодати Божией и совершается малодоступным наблюдению человека, малопонятным для него образом.

 При таком взгляде на проповедание слова Божия, как на дело, успех которо­го зависит от действия благодати Божией, каждый пастырь Церкви должен не­устанно трудиться в деле учительства и в то же время своё делание на ниве Христо­вой сопровождать горячей молитвой о благодатном просвещении и воздействии слова Божия на сердца своих слушате­лей, а не впадать в уныние от того, что пасомые мало внимают и следуют его на­ставлениям.

 Пастырям-проповедникам, сетующим на видимую бесплодность своих пропо­веднических трудов, не мешает припом­нить те трудности, с которыми соединя­ется исправление нашего греховного поведения. Ещё святой Апостол Павел, который восхищен был до третьего неба, говорил о себе: желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не на­хожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю (Рим.7:18-19)… О телесных болезнях го­ворят, что мы наживаем их пудами, а вы­живаем золотниками; то же самое можно сказать и о душевных наших недугах, что они исправляются очень медленно, с великим терпением и нравственной борь­бой со стороны недугующих ими. В виду этого душой каждого пастыря-проповедника должно овладевать не чувство сето­вания на своих малоисправимых слуша­телей, а, скорее, чувство скорбного соболезнования о немощах человеческих, со­жаление о нравственной слабости слуша­телей, искреннее желание помочь им в деле своего исправления.

 Пастырям-проповедникам, сетующим на бесплодность своих проповеднических трудов, не должно забывать того, что в истории домостроительства Божия о спа­сении человека совершается много непо­стижимого для нас. Господь, по Своей благости, допускает иногда и распростра­нение зла в мире, нравственный упадок в обществах человеческих для благих Сво­их целей, чтобы путём нравственных бед­ствий смирить гордыню и довести человека до сознания потребности обращения к помощи Божией и Божественному за­кону, в котором одном и заключается ис­тинный источник счастья человеческого, как земного — временного, так и небесного - вечного. Если теперь и замечает­ся упадок нравов в обществах — безве­рие, эгоизм, расположенность к сектант­ству и другие пороки, то, значит, ещё не настало время для проповедников видеть добрые плоды своего делания и необходи­мо вооружиться верой, терпением и наде­яться, что проповеднические их труды не останутся тщетными и если не теперь, то в будущем непременно должны принести добрые плоды». 1Кор.3:7 – «посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а [всё] Бог возращающий». Гал.6:9 – «Делая добро, да не унываем, ибо в своё время пожнём, если не ослабеем». Пс.125:5 – «Сеявшие со слезами будут пожинать с радостью».

 

Шагами меряю холодное жилище

И думаю, под думами сгибаюсь;

В далёком далеке пример себе поищем,

Быть может, там моим успехам завязь.

       Всё думаю о массовом исходе

       Евреев, столь теснимых от Египта;

       Нас не касается ушедшее, как вроде,

       На самом деле же там наши прототипы.

До Моисея что им там «светило»,

Их род шёл крокодилам на деликатес,

Из берегов разливом вопль от Нила, –

Как пирамиды не растряс тот стресс!

       Где тот пастух? заговорил бы вслух

       По-русски у тернового куста

       Бог Иегова и избрал бы слуг

       Во имя Господа Спасителя Христа.

Неопалимым светом бы наполнил

И палку-жезл снабдил бы чудной властью,

И вывел бы в пустыню от престолов,

Кого угрозой, а кого и лаской.

       Изнемогает без детей народ –

       Надсмотрщики безжалостно-суровы.

       Никто правителям ни слова поперёк,

       Пока сигнал не дал им Иегова.

Исшествие, исход – святая пасха,

Мычание и блеянье овец.

Живой водой облили их как в сказке,

Сорвалось всё с давно обжитых мест.

       Всё думаю… то в комнату, то в кухню,

       Часами меряю ничтожные квадраты.

       Шли сорок лет, и ноги их не пухнут,

       И из одежды ни одной нет рваной.

Я понимаю: Вождь у христиан -

Иисус Христос с небес, не в Назарете.

Желанный выход, поспешим восстать,

И пусть за Иорданом Иисус нас встретит.     06.12.06 ИгЛа

Hosted by uCoz